Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:43, курсовая работа
Целью данной работы является разработка управленческого решения по повышению прибыли предприятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – ООО торговый дом «ЧТД».
Предметом работы являются управленческие решения на предприятии, методы их принятия.
Объект работы – Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «ЧТД».
Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости.
Разработка и принятие решения в условиях риска
Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления ределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации УР по их уменьшению.
Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей представлена на рисунке.
Для анализа риска нужна
прежде всего, быстрая и достоверная
информация. В условиях более жесткой
конкуренции, вызванной глобализацией
рынков, победу будут одерживать не
крупные предприятия над
Для того чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.
Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:
- стандартизированный опросный лист;
- рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;
- анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
- составление и анализ диаграммы организационной структуры;
- составление и анализ карт технологических процессов;
- инспекционные посещения;
- консультации специалистов;
- экспертиза документации внешними аудиторами.
Характеристика исследуемого объекта
Данная глава посвящена характеристике конкретной фирме. В ней представлено описание компании с точки зрения факторов внутренней и внешней среды.
Торговый дом «ЧДТ» создан в форме общества с ограниченной ответственностью.
Миссией данного предприятия является производство и продажа термоусаживающей кабельной аппаратуры типов СТп, КНТп, КВТп, КНСт, СС, а также гильз, наконечников, металлорукавов, свинцовых муфт и другой сопутствующей арматуры.
Основной целью деятельности данной компании является получение прибыли. Для достижения этой цели предприятие ставит перед собой более мелкие цели, так называемые подцели. Каждая составляющая организационной структуры выполняет свои функции. Отдел сбыта обеспечивает связь с партнёрами. Отдел рекламы – рекламное сопровождение сбыта. Склад организует приём, хранение и отгрузку товарно-материальных ценностей. В сборочном цехе осуществляется сборка деталей в изделие, маркировка и упаковка товара. Сервис-центр предоставляет информационную поддержку клиентам и консультации специалистов. Финансовый отдел отвечает за ведение внутреннего учёта.
Рис. 1 – Дерево целей предприятия «ЧДТ»
Таблица № 1 . Выявление проблемной ситуации.
Определение проблемы | ||
|
Проблема носит структурный | |
(включая дерево причин)
|
I Ур. Низкая прибыль Низкая выручка Высокие издержки Мало клиентов
II Ур. Конкуренция Неудачное размещение рекламы
III Ур. Мало рекламы Низкая конкурентоспособность Длительные сроки V Ур. Частые поломки машин | |
|
| |
Определение внешней среды проблемы |
|
1)Отсутствие клиентов; 2) Конкуренция; 3) Неудачное размещение. |
|
Неопределённость поведения Изменение коньюктурного характера. Риски: чистые. | |
|
Неопределённость имеет |
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации
для того, чтобы с их помощью
решать свои проблемы. Это значит, что
с самого начала организации имеют
определенную целевую ориентацию. Люди
входят в организации для того,
чтобы за счет этого получать для
себя определенный результат. И это
также придает организации
Когда идет речь о целевом
начале в поведении организации
и соответственно о целевом начале
в управлении организацией, то обычно
говорят о двух составляющих: миссии
и целях. Установление того и другого,
а также выработка стратегии
поведения, обеспечивающей выполнение
миссии и достижение организацией своих
целей, является одной из основных задач
высшего руководства и
Приведем несколько общих критериев рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.
Матрица, приведенная в таблице 2, содержит: Аj – альтернативы, т.е. варианты действий, один из которых необходимо выбрать; Si – возможные варианты состояний окружающей среды; aij – элемент матрицы, обозначающий значение стоимости капитала, принимаемое альтернативой j при coстоянии окружающей среды i.
Таблица 2.
Матрица решений Альтернатива S (состояние среды)
А S1 S2 … Si … Sm
А1 a11 a12 … a1i … a1m
… … … … … …
Аj aj1 aj2 … aji … ajm
Аn an1 an2 … ajn … anm
Для выбора оптимальной стратегии в ситуации неопределённости используются различные правила и критерии.
Правило максимин (критерий Вальда)
В соответствии с этим правилом
из альтернатив aj выбирают ту, которая
при самом неблагоприятном
Принимающий решение в этом случае минимально готов к риску, предполагая максимум негативного развития состояния внешней среды и учитывая наименее благоприятное развитие для каждой альтернативы.
По критерию Вальда лица, принимающие решения, выбирают стратегию, гарантирующую максимальное значение наихудшего выигрыша (критерия максимина).
Если проблема была правильно определена, четко сформулирована цель принятия решения, получены Уценки всех вариантов, то принять решение сравнительно легко. Для этого ЛПР просто выбирает альтернативу, которая, с его точки зрения, имеет наиболее благоприятные последствия. Однако легкость и очевидность выбора, как правило, обманчивы. В сложных ситуациях каждая альтернатива обладает множеством атрибутов, характеризующих ее качество или эффективность. Поэтому последствия возможных решений обычно оцениваются по многим показателям, и нахождение разумного компромисса между их значениями — непростая задача для человека. Кроме того, значительные трудности в принятии решений создают неопределенные факторы, влияющие на результат выбора.
В этих условиях шансы на успех существенно повышаются за счет применения специальных методов анализа решений. Эти методы создаются для того, чтобы помочь ЛПР разобраться не только в проблемной ситуации, но и в себе самом, уяснить свои предпочтения и найти компромисс между желаемым и возможным. Методы принятия решений являются важным вспомогательным средством ЛПР и аналитиков. Говоря об их практическом применении, нужно учитывать объективную потребность ЛПР в поиске наилучших вариантов решений. Эта потребность, как правило, появляется в новых или уникальных ситуациях, когда у ЛПР имеется неполная информация и отсутствует опыт решения возникающих проблем. В таких ситуациях, когда выбор не очевиден и не «запрограммирован», методы принятия решений помогают найти альтернативу, которая удовлетворяет заданным критериям выбора, отражающим цель принятия решения. При этом в большинстве случаев люди отказываются от поиска оптимальных решений из-за нехватки времени и отсутствия необходимой информации. В силу этих ограничений руководители организаций и подразделений чаще всего склоняются к «удовлетворяющему» поведению и выбирают направление действий, которое является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.
Правило максимакс
В соответствии с этим правилом выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риска от неблагоприятного изменения окружающей среды. Альтернатива находится по формуле:
а* = {аjmaxj maxi Пij}
Используя это правило, определяют максимальное значение для каждой строки и выбирают наибольшее из них.
Большой недостаток правил максимакса и максимина – использование только одного варианта развития ситуации для каждой альтернативы при принятии решения.
Правило минимакс (критерий Севиджа)
В отличие от максимина минимакс ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли. Правило допускает разумный риск ради получения дополнительной прибыли. Критерий Севиджа рассчитывается по формуле:
min max П = mini [maxj (maxi Xij – Xij)]
где mini, maxj – поиск максимума
перебором соответствующих
Расчёт минимакса состоит их четырёх этапов:
Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум Xij (реакции рынка).
Определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxi Xij – Xij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности реакции рынка.
Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.
Выбираем решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Правило Гурвица
В соответствии с этим правилом правила максимакс и максимин сочетаются связыванием максимума минимальных значений альтернатив. Это правило называют ещё правилом оптимизма – пессимизма. Оптимальную альтернативу можно рассчитать по формуле:
а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxj Пji]
где α – коэффициент оптимизма, α =1…0 при α =1 альтернатива выбирается по правилу максимакс, при α =0 – по правилу максимин. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α =0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.
Правило Гурвица применяют, учитывая более существенную информацию, чем при использовании правил максимин и максимакс.
Таким образом, при принятии
управленческого решения в
- спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;