Шаги по становлению руководителя как лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.
Если сравнивать лидерство с руководством, то можно лучше понять его природу. Быть менеджером и быть лидером в организации - это две разные вещи. Менеджер, влияя на работу подчиненных и строя отношения с ними, прежде всего, использует должностную основу власти. Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..3
1.Соотношение понятий «руководство» «власть» и «лидерство»..……5
1.1.Власть и лидерство……………………………….…………….….…10
1.2.Руководство и лидерство……………………….………..…….…….14
2.Основы лидерства и власти………………………….……….………..18
2.1.Источники власти, формы и виды власти……….………….……....26
2.2.Стили руководства и лидерства…………………….……............….33
3. Шаги по становлению руководителя как лидера ……..….…………39
Заключение………………………………………………….…............…45

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.38 Кб (Скачать файл)

Быть руководителем еще не означает автоматически считаться лидером  в организации. Если должностная  власть, формальная, дается руководителю «сверху», например, собственниками компании, то личностную власть, неформальную, менеджер может получить только «снизу», от других участников группы за определенные личностные качества и способности. Итак, менеджер – не равно лидер, и наоборот. Многие менеджеры обладают лидерскими качествами, но реальные лидеры почти всегда не дорабатывают как менеджеры.

Здесь много отличий. К примеру, менеджеры, как администраторы, имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Они ориентированы на план и цифры. Именно лидеры устанавливают цели, так как обладают способностями формировать видение и формулировать цели. Лидеры используют цели для влияния на людей, часто упуская планирование. Проблемы компаний в области планирования, чаще всего, говорят о недостатках в менеджменте, проблемы с целями указывают на слабое лидерство.

Менеджер – профессионал в управлении, лидер – энтузиаст, способный вызывать у людей сильные чувства. Менеджеры склонны разрабатывать свои действия и действия подчиненных в деталях и во времени, планировать и использовать столько ресурсов, сколько необходимо для эффективной работы организации. Лидеры идут путем разработки видения будущего и путей его достижения, увлекая за собой персонал, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Итак, речь идет о двух разных типах управления. И менеджерские, и лидерские качества являют собой огромный потенциал для руководителя и поддаются развитию. Оба типа могут прекрасно дополнять друг друга, давая высокие результаты и удовольствие от работы [4, с. 216].

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений  с ними, прежде всего, использует и  полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие.

Лидерство как специфический тип отношений  управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более  сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения, созданного для других видения в реальность [7, с. 178].

Лидеры  используют власть как средство в  достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для  ускорения этого достижения [6, с. 151].

Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах  или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двусторонние отношения – между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении, как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности?

Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем.

Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, оно, тем не менее, не связано с результатами работы бригады. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней.

Исследования  часто показывают, что подчиненные  более удовлетворены руководителем, который использует не только источники  власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень  власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность  выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы.

Таким образом, в завершении изложения  взаимосвязи влияния власти на лидера можно сделать следующий общий  вывод о том, что в целом  результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному  разные источники власти в зависимости  от ситуации [5, с. 158].

 

 

 

 

1.2.Руководство и лидерство

 

В любой организации, успех деятельности зависит от характера руководства  и от отношений, складывающихся между  подчиненными и руководителями.

Все мы понимаем, что без знаний психологии управления и социальной психологии, грамотно руководить людьми – нельзя.

Лидерство и руководство, являются основными проблемами в психологии управления. На первый взгляд, кажется, что понятия «лидер» и «руководитель» имеют одинаковый смысл: оба побуждают  людей к действию, находят пути решения задач. Но при более детальном  разборе – отличия «на лицо»:

1) лидер регулирует межличностные  отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер, он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможность использовать только неформальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.  Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно.

Несмотря на приведённые отличия, лидерство и руководство связаны с одним и тем же типом проблем, направленных на стимулирование активности людей, решения поставленных задач и нахождения путей решений.

Одна довольно крупная компания, известная многим в своей отрасли, очень сильно сдала позиции и  даже была на грани развала из-за того, что руководство не смогло выстроить отношения с одним  из сотрудников.

Все началось с того, что начальник не одобрил один его проект, посчитав его неперспективным и рискованным. Тогда тот пошел искать сочувствия в коллективе, где являлся неформальным лидером. Он очень эмоционально и живо рассказывал о том, какой ограниченный человек их начальник, какая непродуманная стратегия развития всей компании, и как плохо с ним обошлись. И сотрудники пожалели его и поверили. Они действительно стали думать, что работают в совершенно неперспективной компании с ничего не умеющим начальником.

Вследствие этого, работать все  стали менее эффективно, а недостатков  находить все больше. Обо всех проблемах (реальных и вымышленных) постоянно  сообщали абсолютно всем. Репутация  компании сильно подорвалась. Закончилось  все тем, что начальству пришлось уволить этого лидера, а вместе с ним еще очень много народа, его приверженцев. Понятно, что компания с подмоченной репутацией, враз потерявшая большое количество человек, представляет собой далеко не идеал.

После этого эпизода, мнение о неформальном лидере складывается как о некоем монстре, который ведет свою политику, сильно отличающуюся от официальной, и подрывает авторитет руководителя. Однако социологи установили, что неформальные лидеры – это члены коллектива, занимающие отнюдь не руководящую должность, но благодаря определенным качествам в сочетании с жизненным опытом и поведением имеют на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель. На самом деле, то, что было описано в примере – лишь одна из сторон медали. Задача руководителя – направить авторитет такого лидера в нужное русло. Правильно наладив с ним отношения, руководитель получит незаменимого сотрудника, который сможет четко следить за настроением всего коллектива. С другой стороны, именно через него можно легко и безболезненно доносить до сотрудников все решения руководства [7, с. 412].

Лидерство и руководство рассматриваются  в социальной психологии как групповые  процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях  лидерства под лидером и руководителем  понимается человек, оказывающий ведущее  влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Руководитель

Лидер

Акцентируют важность тактики и оперативной  работы

Делают "правильные дела"

Видят краткосрочную перспективу

Видят долгосрочную перспективу

Направляют дела в нужное русло.

Развивают персонал

Организуют персонал и контролируют его работу

Сосредоточивают внимание на человеческих ресурсах

Администрируют, мотивируют

Полагаются на доверие

Поддерживают обычный порядок

Сплачивают людей, работающих над  общей задачей, ищут новых последователей

Сосредотачивают внимание на системах, структуре и результатах

Акцентируют важность миссии, фундаментальных  ценностей, общих целей

Задают вопросы "как?" и "когда?"

Задают вопросы "что?" и "почему?"

Принимают существующее положение дел

Бросают вызов существующему положению дел

Сосредоточены на настоящем

Сосредоточены на будущем

Подводят итоги

Смотрят вперёд, за горизонт

Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и строки их выполнения.

Стремятся к переменам

Стремятся к предсказуемости и  порядку

Идут на риск

Избегают рисков

Вдохновляют людей на свершение перемен

Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов

Используют личностное влияние, авторитет, убеждение, власть за пределами статуса  и собственности

Используют обусловленное служебным  положением влияние на подчинённых

Побуждают других следовать за собой

Требуют от других процедурного подчинения

Действуют за пределами принятых в  организации правил, регламентов, стратегий, процедур - нестандартны

Действуют в рамках принятых в организации  правил, норм, регламентов, стратегий, процедур, планов

Берут на себя руководство (полномочия, ответственность, власть)

Занимают определённую высокую должность.

Часто место в формальной организации  не определено.


Феномены лидерства и руководства  близки по своей психологической  сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего  ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер — на групповые интересы. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. Некоторые социально-психологические аспекты влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. В некоторых источниках феномены руководства и лидерства рассматриваются как идентичные. Так, Д.Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют, и ведет за собой группу. При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть, и выдвинут в процессе групповых взаимодействий [8, с. 73].

Можно подвести итог, лидерство есть преимущественно психологическая  характеристика поведения отдельных  членов группы. Руководство – это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру. Руководитель – это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера. В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу. Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает властью, статусом. Это уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние. Лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия – соответственно влияние и власть («власть авторитета» и «авторитет власти») [9, с. 122].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы лидерства и власти

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Информация о работе Шаги по становлению руководителя как лидера