Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа
Лидерство – комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.
Если сравнивать лидерство с руководством, то можно лучше понять его природу. Быть менеджером и быть лидером в организации - это две разные вещи. Менеджер, влияя на работу подчиненных и строя отношения с ними, прежде всего, использует должностную основу власти. Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия. В отличие от руководства, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», которые свойственны традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Введение……………………………………………………………….…..3
1.Соотношение понятий «руководство» «власть» и «лидерство»..……5
1.1.Власть и лидерство……………………………….…………….….…10
1.2.Руководство и лидерство……………………….………..…….…….14
2.Основы лидерства и власти………………………….……….………..18
2.1.Источники власти, формы и виды власти……….………….……....26
2.2.Стили руководства и лидерства…………………….……............….33
3. Шаги по становлению руководителя как лидера ……..….…………39
Заключение………………………………………………….…............…45
Управление более легкая задача, но с тех пор как слово "перемена" стало лозунгом современной экономики, менеджерам, даже среднего звена, приходится все чаще исполнять функции лидеров.
Характеристики эффективного лидерства. Современные руководители часто карикатурно характеризуются как "терпимые" и "одержимые работой", но, тем не менее, они обладают решительностью, хладнокровием и результативным мышлением. Это подразумевает создание условий, в которых подчиненные могут выделиться. Помимо уверенности в себе и собственной компетентности, лидер должен обладать целым рядом необходимых качеств. Это не врожденные свойства, которыми человек либо обладает, либо не обладает – это конкретные способности, которые можно и следует в себе развивать. Настоящий лидер должен быть:
Заботливым – демонстрировать способность учесть интересы, сомнения и успехи других людей.
Приспособленным к неопределенным ситуациям – идти только на просчитанный риск, уметь управлять конфликтной ситуацией на определенном уровне и иметь возможность передумать, если изменятся обстоятельства.
Настойчивым – уметь сосредоточиться на цели, несмотря на обстоятельства.
Общительным – уметь внимательно слушать, проводить встречи, презентации, вести переговоры и выступать на публике.
Разбирающимся в политике компании – осознавать свое место в организационной структуре власти, выслушивать особенно внимательно сомнения наиболее влиятельных групп и знать, куда можно обратиться за поддержкой.
С чувством юмора – уметь разрядить обстановку.
Сосредоточенным на будущем – понимать, как данный вопрос вписывается общую политику организации, и ориентироваться на долговременные приоритеты даже при выполнении небольших задач.
Конечно, между членами команды могут сложиться теплые отношения, но это необязательно. Скорее, нормой является некоторый уровень конфликта и к этому следует быть готовым.
Есть несколько факторов, помогающих уладить конфликт. Но сначала нужно определить конструктивным или деструктивным является конфликт. Деструктивный конфликт подрывает доверие, необходимое в нормальнойработе. Он включает в себя личные выпады – прямо или через сплетни, попытку сделать из человека "козла отпущения", беспочвенные ссоры, касающиеся каких-то факторов вне работы компании. При этом лучше признать проблему и постараться уладить конфликт, используя метод убеждения, или используя власть и связи.
Конструктивный конфликт – это совершенно другое дело. Это результат сложных адаптивных проблем. Часто члены команды неохотно говорят о причинах своего недовольства. Задача лидера убедить их, что нет необходимости размахивать кулаками, предлагая полезный совет. Достаточно выяснить, в чем дело и вынести эти вопросы на открытое обсуждение.
Конструктивный конфликт может
быть опасен, если напряжение достигло
такого уровня, когда оно мешает
людям работать. Лидер должен балансировать
на определенном уровне конфликта, при
необходимости меняя
Заключение
За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? На такие вопросы отвечают такие науки как: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на людей и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности. Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства. В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.
Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к начальнику, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не “завалить” дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Список использованной литературы:
1. Абчук В.А. Менеджмент. – М., 2002.
2.Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2010.
3.Власть и лидерство в организации // Журнал «Бизнесмен Челябинска» 2011. № 43
4.Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М., – 2007.
5.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., – 2004.
6.Веснин В.Р. Основы
7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М., – 2008.
8.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., – 2009.
9.Вергилес Э. В. Теории лидерства. – М., – 2007.
10. Федин М. «Шаги по становлению руководителя как лидера». 2010 г. // (http://iteam.ru/).
11..Кравченко. А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства. – М., – 1995.
12. Дерзкова Н., Ушаков К. Власть: основные источники и формы // Журнал «Директор школы» – 2011г. – № 5.
13. Вертакова Ю.В. и др. Управленческие решения. – М., – 2005.
14.Шкатулл В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., – 2005.
15. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и [др.]; Менеджмент: учебник для вузов. – М., – 2001.
16.Лукичева Л. И. Управление организацией: учебное пособие. – М., – 2009.
Информация о работе Шаги по становлению руководителя как лидера