Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:36, шпаргалка

Описание работы

Современная организация динамична, она живет только тогда, когда развивается.
Современная организация полифункциональна. Прибыль, капитализация и прочие финансовые параметры перестают быть тем, ради чего она функционирует. Организация активно меняет окружающий мир, создавая новые ценности, и не только материальные.
Современная организация фрагментарна в том смысле, что разные части организационной системы могут по-своему реагировать на внешние и внутренние воздействия и в связи с этим строиться на разных основаниях и нормах.

Содержание работы

Понятие и сущность организации
Предмет ТО
Тейлор: научная организация труда и рационализация управления
Вебер: бюрократический тип организационной структуры организации
Файоль: анализ построения и причины функционирования организации
Богданов: всеобщая организационная наука «тектология»
Лайкер: «система 4»
Ансофф: теория организационного потенциала
Друкер: роль профессионального менеджера
Минцберг: формирование эффективной структуры
Фундаментальные изменения в организации 20в
Реинжиниринг организации
Концепция внутренних рынков
Самоорганизация
Теория альянсов
Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы
Концепция экологически осознанного управления
Закон синергии
Закон самосохранения
Закон развития
Закон информированности-упорядоченности
Закон единства анализа и синтеза
Закон гармонии
Потенциал организации
Жизненный цикл организации
Структура управления организацией
Критерии размещения производственных и сервисных объектов организации
Централизация и децентрализации
Типология организационных структур
Линейно-функциональная структура управления
Дивизиональная организационная структура
Проектное управление
Матричное управление
Бригадная форма организации труда и управления
Основные этапы процесса принятия решений
Способы принятия решений
Значимость решения и давление времени
Влияние внешней среды на организацию
Организационные процедуры, обеспечивающие обоснованное принятие решений
Индивидуальное и групповое принятие решений
Координация в организации
Виды и характер координации
Организационные коммуникации: определение и основные функции
Элементы коммуникации
Типология коммуникаций
Профессиональное управление
Деловая репутация организации
Проблемы доверия организации: хар-ка, источники
Организационная культура: опред, функции, элементы
Интеллектуальный капитал организации
Классификация знаний организации
Функция управления знаниями
Осн. Этапы приобретения и использования знаниями
Орг. Мероприятия по УЗ
Организационно-правовые формы предприятий
Малый бизнес и корпоративные орг.

Файлы: 1 файл

экзамен по то.docx

— 156.46 Кб (Скачать файл)

Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления): благодаря интеграционным процессам в управлении, ориентированным на более высокое использование всех видов ресурсов, появляются многообразные формы горизонтального объединения организаций, В результате образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели (= горизонтальные корпорации, стратегические союзы, модификации конгломератов, холдингов, ассоциаций и групп). Новая корпоративная модель предполагает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей, что влияет на представление о границах организации. Знания и умения каждого из партнеров создают более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для использования специфических рыночных возможностей, которые по отдельности ими не могут быть реализованы. Проблема всестороннего развития человеческих ресурсов в данном направлении занимает особое место; люди воспринимаются как ведущий вид ресурсов, особенно важной становится проблема доверия к системе управления, к принимаемым решениям, их исполнению и руководству.

16. Факторы,  влияющие на эффективную деятельность  группы

  • Ясное представление участников группы об общих задачах, целях, учета и оценки их работы.
  • Часть группы должна состоять из сотрудников, которые несут персональную ответсьвенность за выполнение совместных решений ( линейные руководители)
  • Группа должна обладать всесторонней и достоверной информацией необходимой для применения обоснованных решений.
  • Участники должны иметь полномочия для привлечения своих подразделений к совместной работе.
  • Выработка таких норм и правил, влияние которых было бы основано на знаниях и умениях, а не на положении в управленческой иерархии.
  • При возникновении конфликтных ситуаций предпочтение следует отдавать решениям , удовлетворяющим большинство подразделений.
  • Руководство группы следует поручать менеджеру, обладающему личностными качествами, опытом работы и способному оказывать доминирующее влияние на принятие решений.

17. Концепция  экологически осознанного управления

Концепция «экологически  осознанного руководства»: рассматривает предприятия как экологические субсистемы и части природного кругооборота, целями которых является: защита ресурсов, ограничение выбросов, сокращение отходов, ограничение риска, производство безвредных продуктов. Существенную роль в управлении на принципах «экологически осознанного руководства» играет экологическое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Закон синергии

Закон синергии-Свойства организации не сводятся к простому набору свойств частей, (свойство эмерджентности системы).  
Приведем простой пример, которые многие помнят из студенческой жизни - сбор картошки (пример № 1). Пусть 1 человек в день соберет 10 мешков данного «народного» овоща. Сколько же соберут двое? Скорее всего, 25 мешков, предположите вы. А может быть и меньше, 15. Или ровно 20. Все будет зависеть от того, как сочетаются усилия или активности этих двух граждан. Первый результат будет значить организованность, второй – дезорганизованность. Здесь сущность понятий сводится к сочетанию активностей, взятому с практической стороны.  
Таким образом, оказывается, что сумма целого больше его частей. С другой стороны, соединение активностей может уменьшить их практическую сумму, если они противодействуют, парализуют друг друга. 
Основываясь на перечисленных выше простых примерах, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, необходимо рассматривать организуемые активности вместе с сопротивлениями, которые они преодолевают. Феномен увеличение суммарной активности целого при соединение его из отдельных элементов вызвано, в частности, следующими причинами. 
1. Во-первых, совместная работа действует на нервную систему оживляюще. Так, психическое влияние сотрудничества (например, подражание) приводит к уменьшению внутренних сопротивлений. 
2. Во-вторых, соединение сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие. А если препятствия не превышают активности, но приближены к ней, то для нее значительные, осиливать гораздо быстрее. Например, при качении камня весом 95кг вдвоем легче, чем одному. 
Вывод.^ Все дело сводится к сочетанию между организуемыми активностями и сопротивлениями, которые надо преодолеть. Первые соединяются более успешно, чем сопротивления. Это означает более высокую организованность.  
Формулировка закона синергии 
Для конечного результата важен потенциал не отдельного элемента, а их совокупности. Как мы видели в предыдущих примерах, при удачном сочетании активностей общий потенциал целого больше суммы потенциалов всех ресурсов организации. В результате получаем эффект синергии. 
Синергия, от греческого synergos, означает согласованный, взаимодействующий. Данный эффект универсален, проявляется во всех организациях, и носит прикладной к экономике характер.  
 Закон синергии гласит, что сумма свойств организованного целого больше арифметической суммы свойств его элементов. Получаемый суммарный эффект носит название синергетического. 
Задача руководителя - оптимизировать взаимодействие ресурсов для получения положительного эффекта синергии. Закон синергии не зависит от воли и сознания руководителя. Фактически, любое действие менеджера, будь то принятие решения, контроль, поощрение подчиненного, отстаивание интересов своего отдела, должны быть направлены на получение положительного синергетического эффекта.  
Для иллюстрации используют цифровое выражение закона синергии, веденное Игорем Ансофом: 2+2=5. Хотя, оно не совсем правильно отражает природу синергетики.  
А.А. Богданов о синергетическом эффекте, не называя его таким образом, писал: «Целое больше простой суммы своих частей». 

 

19.Закон самосохранения

сводится к следующему: каждая система стремится сохранить  себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал.  
Необходимыми условиями самосохранения организации являются адаптация ее к внешней среде и экономия ресурсов. Более того, самосохранение можно рассматривать как выживание системы, в процессе которого она приспосабливается и влияет на внешнюю среду, что обуславливает развитие организации. Любая организация, естественным образом находясь под влиянием внешней среды, как ни парадоксально, ее же и формирует. Например, создавая бизнес в области телекоммуникаций и интернет-технологий, компания попадает под давление уже сложившегося спроса и предложения, а также технологий в данной области. Но благодаря своей деятельности менеджмент может и должен изменить указанные условия в свою пользу.

Для менеджмента закон  самосохранения означает, что любой  сотрудник, работая в организации, будет стремиться выполнять свои цели – получить зарплату, удовлетворить  свои «гигиенические» потребности, а не цели компании. В жизни масса  примеров, когда люди ставят свои интересы выше интересов производства. Так, последняя  забастовка (январь 2007) рабочих завода Форд в Ленинградской области  с требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда  приносит автомобильному концерну гигантские убытки. Преодолеть эту ситуацию часто помогает создание сильной организационной культуры, когда человек чувствует себя частью организации и воспринимает ее цели как свои собственные. Срабатывает логика: «Мне будет лучше, если моя компания добьется успехи и т.д.» Понимание закона очень важно в работе менеджера, управленца. Рассматривая другие ситуации, мы тоже сталкиваемся с проявление закона самосохранения. Компания не хочет платить налоги, стремясь увеличить свою прибыль. Сотрудник формально отсиживает свое рабочее время, не стараясь работать «на дело», как при приеме бухгалтерской отчетности в Пенсионном фонде или налоговой инспекции. 

 

        20.Закон развития

заключается в том, что  каждая система стремится достичь  наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Иными словами, каждая организация проходит в своем развитии следующие основные фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание

А. Богданов, основоположник организационной  науки, описывает развитие (сохранение, расцвет, угасание, гибель) как механизм, регулирующий организации (против механизма, их формирующего). Что будет далее с организацией? Ученый утверждает, что сохранение форм в природе возможно только путем их прогрессивного развития. Без него сохранение приведет к разрушению, хотя и незаметному, медленному. Таким образом консервативный подбор, т.е. который приводит лишь к сохранению или уничтожению форм, в конечном итоге приведет к разрушению, дезорганизации. 

21.Закон информированности-упорядоченности

говорит о том, что в  организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.  
Упорядоченность- это характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей. Полный порядок - это состояние, когда определены границы системы, элементы системы, взаимодействие элементов системы.

Информация играет решающую роль в упорядоченности системы. Она всегда окружала человека. Главное, что информация несет сведения, то есть снимает незнание, уничтожая тем самым неопределенность. Обоснование фундаментальной роли информации является достижением такой науки как кибернетика. Смысл информации шире, чем обыденное понятие, т.к. это понятие в науке: 
- точнее: информация несет лишь те сведения, которые уменьшают неопределенность, 
- глубже: информация фундаментальное понятие, как энергия в физике, 
- шире: информация присуща не только человеческому сознанию. Например, кибернетические системы существуют в живой природе (передача информации к потомству через гены, распространение акациями в Африке через пахучие вещества информации об опасности, грозящей со стороны травоядных).

22.Закон единства  анализа и синтеза

Закон единства анализа  и синтеза – заключается в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами - соединения, кооперации, интеграции с другой. Таким образом, имеем двуединый процесс формирования и развития организаций.  
Анализ- это разделение целого на части. В менеджменте сюда добавляем улучшение функционирования каждой части. Синтез- соединение, объединение набора простых составляющих объекта в единое целое. В менеджменте плюс согласование характеристик частей. Например, создание организации, наилучшим образом выполняющей свои функции.  
23.Закон гармонии.Закон композиции и пропорциональности (гармонии)  
отражает необходимость согласования целей организации, которые должны быть направлены на поддержание цели более общего характера. 

Закон отражает необходимость  определенного соотношения между  частями целого, а также их соразмерность, соответствие и зависимость. Достижение пропорциональности необходимо для повышения эффективности организации и получения синергетического эффекта. Нарушение данного закона могут вызывать диспропорции в развитии. Необходимо подчеркнуть, что достижение пропорциональности влияет на возможность увеличения синергетического эффекта.

24.Потенциал организации       

ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ – экономический  потенциал определяется наличием возможности  организации функционировать в  условиях простого и расширенного воспроизводства  и обеспечивать оптимальный уровень  прибыли

Производственный потенциал –  определяется совокупностью производственных факторов, выстроенных в систему  в соответствии с целями организации

Организационный потенциал – определение  возможности персонала наиболее эффективным образом удовлетворить  потребности общества и свои собственные  интересы в данных условиях

Технологический потенциал – определяет возможности организации с минимальными издержками выпускать свою продукцию  и лидировать в данной системе  рынка

Социальный потенциал – определяет возможности сотрудников в самовыражении, творчестве, труде и.т.д

Экологический потенциал – определяет возможности организации в реализации потребности персонала в без-ти труда, охране здоровья и сохранения окружающей среды

Для достижения синергетического эффекта  важно, чтобы все это действовало  комплексно и целенаправленно.

25.Жизненный  цикл организации     

Это ее предсказуемое изменение  с определенной последовательностью  состояний в течение времени, поэтому руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация и проанализировать насколько приняиый стиль руководства соответствует данному этапу, при прохождении всех этапов своего жизненного цикла, руководитель должен принимать следующие меры.

Этапы жизненного цикла организации:

  1. Создание: а)необходимо четко изучить спрос на продукцию и услуги на рынке, б)собрать и проанализировать информацию о деятельности конкурентов и сопоставить ее с возможностями и стратегией компании, в)сопоставить необходимость и целесообразность увеличения потенциала и внести соответствующие коррективы, г)привлечь дополнительные ресурсы за счет внешних и внутренних источников, д)оптимально организовать управленческий процесс(подбор и расстановка кадров, их обучение, мотивация, стимулирование, ответственность)
  2. Рост: а)Решение социальных проблем работников, позволяющее развивать и закреплять их заинтересованность, б)обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, между повышением качества продукции и возможных новых сферах размещения капитала, в)соотношение централизации и децентрализации управления. Внедрение прогрессивных структур и новых технологий
  3. Зрелость: а)постоянное и особое внимание уделять деятельности конкурентов и вносить соответствующие коррективы, б)регулярно определять производственную и научно-техническую политику предприятия, в)проанализировать необходимость и возможность технического перевооружения производства, г)создавать все необходимые условия для укрепления и развития интеллектуального потенциала организации
  4. Упадок(для которого характерна централизация и управление) а)жесткая экономия всех видов ресурсов и сосредоточенность на той продукции, которая приносит максимальную отдачу в короткие сроки, б)изменение в организации и методах управления, в)установление новых связей с новыми поставщиками и новыми рынками, г)возможность реорганизации и слияния с другими компаниями

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"