Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:29, шпаргалка
1. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Природа и сущность организации. 2. Свойство организации. 3. Макроскопические свойства систем. Целостность и независимость. Прогрессивная факторизация, прогрессивная систематизация, прогрессивная централизация. Обратная связь (положительная и отрицательная).4. Основные законы организации (синергии; единства анализа-синтеза, пропорциональности, развития композиции; самосохранения, информированности-упорядоченности). ...
11. Технологическая структура организации. Типы технологий, определенные Дж. Томпсоном - многозвеннная, интенсивная и медиационная технологии.
1 Теория организации и ее место в системе научных знаний. Природа и сущность организации.
Теория организации занимает особое положение в системе наук, имеющих отношение к управлению. Оно определяется тем, что теория организации, с одной стороны, изучает особые социальные группы, а с другой — вводит менеджеров в объект их будущей управленческой деятельности.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование, функционирующее для достижения общих целей.
Черты организации.
Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем.
Члены организации,
на которых возлагаются
Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, каковы механизмы и модели взаимодействия.
Организации заранее проектируются для формирования структуры, направленной на достижение установленных целей.
Свойства организации:
Для орг-ии характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.
2.
СВ-ВА ОРГ-ЦИИ:
1)иерархичная струк-ра и сменяемость эл-ов при относительно стаб-ой струк-ре;
2)развитие и способность к объединению с др. орг-циями, росту, усложнению;
3)обмен вещ-ств, энергией инф-ей с др. орг-циями и с внеш. Средой;
4)адаптация к изменениям внеш. среды;
5)целенаправленность (ориентация орг-ции на постановку и достижение желаемого);
6)дискретность (прерывность, выделение составляющих); 7)цикличность (периодическое повторение определенной последовательности);
8)оперативность (быстрота, своевременность);
9)гибкость (способность к адаптации);
10)корпоративность (способность к групповой ассоциации); 11)селективность (способность к совершенствованию путем отбора, закрепления и развития необходимых качеств).
3. Макроскопические свойства систем. Целостность и независимость. Прогрессивная факторизация, прогрессивная систематизация, прогрессивная централизация. Обратная связь (положительная и отрицательная).
Целостность и независимость – это крайние степени, одного из главных свойств системы. Если изменение в одной части (подсистеме) вызывает изменение во всех остальных частях и во всей системе, то говорят, что система ведет себя когерентно или как целое. Другую крайность составляет множество частей не связанных между собой. Такое поведение называется независимостью или аддитивностью.
К макроскопическим свойствам систем относятся:
- Прогрессивная факторизация (процесс изменений в системе, ведущий к постепенному переходу от целостности к независимости т. е. к распаду или росту системы);
- Прогрессивная систематизация (процесс обратный прогрессивной факторизации, при котором изменение в системе идет в сторону целостности);
- Прогрессивная централизация (процесс выделения одной из подсистем в качестве ведущей части или центра системы).
- Прогрессивная децентрализация (процесс обратный централизации).
Под ООС понимают такую обратную связь, при которой изменение выходного сигнала передается на вход черного ящика таким образом, чтобы подавить (компенсировать) это изменение. Т.е. отрицательная обратная связь "держит" выходной параметр неизменным.
Под ПОС понимают такую обратную связь, при которой изменение выходного сигнала передается на вход черного ящика таким образом, чтобы усилить (увеличить) это изменение. Т.е. положительная обратная связь "разгоняет" изменение выходного параметра.
4. Основные законы организации
(синергии; единства анализа-синтеза, пропорциональности,
развития композиции; самосохранения,
информированности-
1Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т. д.), либо существенно меньше.
2закон самосохранения: — каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой по тенциал (ресурс).
3 Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: эволюционную и революционную. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Формулировка закона развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.
Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса.
4 Закон единства анализа и синтеза: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. Математически этот закон можно записать
5 Закон пропорциональности-композиции:
6 Закон самосохранения: каждая организация стремится
сохранить себя и для этого использует
весь своей потенциал
7Закон информированности-
5. Взаимодействие законов организации. Принципы организации.
Законы оказывают друг на друга
как положительное, так и отрицательное
действие. Например, закон информированности-
2 Принцип – оптимальное правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер. можно подразделить все принципы на общие – для всех организаций и ситуаций, частные и ситуационные, характерные только для определённой сферы или ситуации в деятельности организации, динамического или статического состояния, характерные для определённой организации.
6. Механистическая и органическая организационные системы. Микро-, мезо- и макроуровни исследования организаций.
Орг. тип организации – характеристики: сотрудничество, широкая специализация в работе, адаптивнеы обязоности, низкая стпень формализации, амбициозная ответственность, уровни управления размыты, субъективная система вознаграждения, субъективныее критерии отбора кадров, неформальная коммуникация, децентрализация принятия решений. Условия: сложное, нестабильное окружение, неопределенность целей и задач, задачи не имеют четких границ, задачи сложные, работу сложно измерить, мотивирование потребностей верхнего уровня, авторитет власти завоевывается.
Мех тип организации – характеристики: жесткая иерархия, узкая спецелизация в работе, регламентные обязанасти, высокая степень формализации четкие права и ответственность, ясность в условиях иерархии, объективная система вознаграждения, объективные критерии отбора кадров. Условия: несложное, стабильное окружение, цели и задачи известны, задачи поддаются делению, задачи простые и ясные, работа измеряема, оплата труда мотивирует, признается данная власть.
7. Характеристика известных типологий организаций.
Типы организаций | ||
По взаимоотношению с внешней средой: |
По взаимоотношению подразделений: |
По взаимоотношению с человеком |
- механические (бюрократические)
— спроектированные подобно |
- традиционные (линейные, функциональные, линейно- функциональные) |
- корпоративные (замкнутые группы людей с ограниченным доступом в них, максимальной централизацией и авторитарностью руководства) |
- органические (способны к адаптации и взаимодействию с окружающей средой) |
- дивизиональные (отделенческие) |
- индивидуалистические
(свободное, открытое и |
- матричные (проектные, проблемно-условные) |
8. Функции, цели и эффективность
организаций. Основные функции:
Цель организации — это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив .Однако цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой).
Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.
Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.
Социально-техническая.
Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.
Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.
Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.
Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.
3 Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:
Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
1. Трудовая, духовная и
общественная активность
2. Удовлетворенность трудовой деятельностью.
3. Относительная стабильность организации.
4. Сработанность организации.
1. По масштабу деятельности – глобальные, общие, локальные, частные.
2. По объектам – цели
организации в целом, цели
· Экономические, т.е. укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности.
· Научно-технические
цели концентрируются на создании и
внедрении в производство новых
и совершенствовании
· Технологические , к ним относятся создание и внедрение новых технологий, строительство и реконструкция производства, компьютеризация, автоматизация и т.д.
· Социальные цели – это создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, улучшение медицинского обслуживания.
· Производительные – это выпуск продукции определенного объема товаров и услуг, повышение их качества.
· Административные цели предполагают, в частности, достижение высокой управляемости, надежного взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, высокой дисциплины и слаженности в работе.
· Маркетинговые цели - это завоевание новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продолжение жизненного цикла продукции, достижение лидерства в продажах.
9. Смещение целей и признак перерождения организации. Оценка эффективности организационных систем.
Смещение целей чаще всего происходит на уровне миссии. Организация заменяет свое узаконенное или официально признанное предназначение на другое, для которого она не создавалась и не должна ради этой цели работать. Самая легкая и наиболее частая форма смещения происходит, когда организация изменяет приоритет целей и средств так, что средства становятся целью и наоборот. Часто целью становится сама организация. Однако, организация - инструмент, она создается для обслуживания целей. Но в процессе функционирования организации формируются группы людей, которые более заинтересованы в сохранении организации как таковой, чем в реализации ее целей.
3 азличают три вида организационной эффективности:
1. Краткосрочные критерии эффективности: