Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 10:39, курсовая работа
Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, объективно предъявляет некоторые требования к системам управления фирм. Действующая в течение многих десятилетий, так называемая, плановая экономическая система ограничивала возможности предприятий. Динамичное изменение условий внешней среды предъявляет высокие требования к управлению организациями и, особенно, к управлению персоналом организации. Как оказалось от успешности решения этой задачи зависит эффективность функционирования организации и, в конечном итоге, ее жизнеспособность.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1Понятие и сущность адаптации персонала………………………………7
1.2 Цели адаптации персонала………………………………………………..9
1.3 Виды и этапы адаптации персонала……………………………………..11
2. Система управления адаптацией персонала на примере ОАО «РЖД»..17
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия…………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….41
Список используемой литературы…………………………………………..45
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение всех условий, которые оказывают различное психофизиологическое воздействие на данного работника во время труда.
В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, ценностными ориентациями и нормами жизни.
В процессе организационно-
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления данной организацией, системой экономических мотивов и стимулов, адаптироваться к новым условиям оплаты труда и других различных выплат.
В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник сталкивается с другими требованиями трудовой, технологической и производственной дисциплины, а так же с правилами трудового распорядка.8
Рассмотрев высказывания различных авторов и выделив главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
Существует статья «Методы адаптации персонала», её автор В.Волина. Она выделяет еще два вида адаптации:
В этой же статье есть упоминание об адаптации после увольнения. По направлениям:
Профессиональная адаптация
заключается в активном
Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, или профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.9
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результат чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий.
Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.10
Социально-психологическая адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловлен недооценкой трудностей, важности живого человеческого об, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.11
Этапы адаптации персонала.
Мы обратились к пособию «Управление персоналом» под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина , авторы которого условно разделили адаптацию на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.
Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство_с _персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка-к-условиям организации. Кюэтой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя-на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенноюесли в организации привлекается большое количество персонала.12ээээээээээ
Во второй главе данной курсовой мы рассмотрим, как применяются на практике разнообразные системы управления адаптацией персонала.
Хорошая программа адаптации и ориентации работника на рабочем месте включает следующие свойства:юона тщательно распланирована, ее содержание совершенно точно и ясно, роли участников процесса с точностью до мелочей определены.
Как при наборе кадров, так и при введении в должность новичков очень важно понять основполагающие мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим опасения. Большее количество людей, начиная работу, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней отлично.
Однако независимо от того,юпервая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.13
Рассмотрим систему
управления адаптацией персо
Целью системы
управления адаптацией рабо
Основными задачами адаптации являются:
- сокращение периода
приспособления вновь при
- закрепление вновь принятых работников в ОАО «РЖД», повышение их мотивации;
- сокращение текучести персо
- экономия времени непо
- развитие у новых сотрудни
- снижение чувства дискомфо
- уменьшение издержек, связанных
со временем достижения
новыми сотрудниками нео
Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель директора по персоналу и организационному развитию. Организационные вопросы решают специалисты отдела по работе с персоналом, социолог, Совет молодых специалистов, наставники, руководители и линейный персонал подразделений (начальники цехов, отделов, мастера). Технические вопросы решают руководители подразделений и наставники, вопросы стимулирования новых сотрудников и их наставников - специалисты отдела трудовых отношений и организации труда.
Процесс адаптации вновь принятых сотрудников проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовительный или
этап профессиональной о
2 этап - этап профессиональной адаптации.
3 этап - этап профессионального
саморазвития новых со
С целью решения поставленных задач было решено провести анализ программы адаптации персонала на ОАО «РЖД» на соответствие ее основным требованиям по составлению данной программы.
Программа адаптации устанавливает общие правила и представляет собой комплекс необходимых действий.
Процесс адаптации носит индивидуальный характер. Для персонификации процесса необходимо создание Программы адаптации для каждого принятого работника. Содержание программы зависит от следующих факторов: содержания работы; статуса и уровня ответственности принятого работника; рабочего окружения; личных качеств работника.
Организация процесса адаптации на ОАО «РЖД» происходит следующим образом. Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры:
Эти процедуры (действия) непосредственного руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.
Общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры ОАО «РЖД».
На данном этапе новый работник
Информация о работе Система управления адаптацией персонала на примере ОАО «РЖД»