Социально-экономические системы, как предмет современного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Однако эти наблюдения в свою очередь предполагают наличие некоторых соотнесений, ожиданий. Если наблюдения оказались важными, если они создали потребность в объяснении и благодаря этому стимулировали изобретение гипотез, то это произошло потому, что их нельзя было объяснить в рамках старой теоретической структуры или старого теоретического каркаса, в рамках прежнего горизонта ожиданий. Мы же подходим к более важному для нас вопросу. Предметом нашего исследования являются социально-экономические системы, которые подразумевают под собой человеческие сообщества и их социальные и экономические отношения, поэтому у нас встает вопрос не только об экономических процессах, но и о системности человеческих отношений, которые задаются моралью, общими ценностями, культурой, правилами, законами, которые появились задолго до Демокрита, Аристотеля и самого понятия «системы».

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономические системы 5
1.1. Системный подход 6
1.2. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие Систем 8
1.3. Виды и формы представления структур 12
2.1. Открытые и закрытые системы 18
2.2. Целенаправленные, целеустремленные системы 19
2.3. Классификация систем по сложности. 19
2.4. Классификация систем по степени организованности. 20
3. Закономерности системных процессов 21
3.1. Закономерности взаимодействия части и целого 21
3.2. Закономерности иерархической упорядоченности систем. 22
3.3. Закономерности осуществимости систем 24
3.4. Закономерности развития систем 24
4. Современная социально-экономическая система 26
4.1. Экономическая система 27
4.2. Финансовая система 28
4.3. Информационная система 29
4.4. Коммуникационная система 33
4.5. Организационная система 36
4.6. Политическая система 40
Заключение 44
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая Система, как предмет современного исследования.docx

— 111.42 Кб (Скачать файл)

Государственное управление осуществляется с использованием смешанного территориально-отраслевого принципа. Органы территориального и отраслевого  управления не могут рассматриваться  как подчиненные друг другу. На верхнем уровне расположены общегосударственные (территориальные) и отраслевые (отраслевые министерства) органы управления; на  среднем – региональные органы управления (республики, федеральные округа), в числе которых могут существовать отраслевые региональные министерства, департаменты; на нижнем – предприятия и организации. В данной структуре существует древовидная иерархическая подчиненность исполнительных органов муниципального, регионального и общегосударственного уровней управления. В то же время предприятия и организации имеют двойное подчинение – отраслевым министерствам и территориальным органам управления.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия  либо отсутствия суверенитета у составных  частей государства государственное  устройство делится на:

    • Простая форма (унитарное государство);
    • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отрасль государственного управления это «система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности по их практическому назначению».40 Все отрасли государственного управления формируют в совокупности три основные сферы:

    • экономическую (финансы, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, торговля);
    • социально-культурную (здравоохранение, социальная защита населения, культура, образование и наука);
    • административно-политическую (оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция и иностранные дела).

Элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (совет, комитет, министерство, федеральная служба, федеральное агентство и т.д.). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения. Линейное основание создает структуру государственного управления, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Управление муниципальными образованиями может быть включено в систему государственного управления и выступать в качестве особой подсистемы Местного самоуправления, со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

4.6. Политическая система

Политическая система  общества – «организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом».41

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения  властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Международная политическая система

В международных исследованиях  довольно распространен неомарксистский подход, строящийся на осмыслении экономических неравенств в развитии мира. На его основе Иммануил Валлерстайн и Андре Франк разработали мир-системную теорию.

Мир-система (по Валлерстайну) — достаточно широкая («мир») социальная система со своими границами, структурами, группами как ее элементами, правилами легитимации и внутренней соподчиненностью. Обладает характеристиками живого организма, в частности определенной продолжительностью жизни, в течение которой одни ее свойства изменяются, а другие остаются стабильными. Процессы жизнедеятельности мир-системы как материально-экономического образования во многом являются самоподдерживающимися (на основании широкого функционального и географического разделения труда, культурного многообразия), а динамика ее развития по преимуществу имеет внутрисистемный характер. Примеры мир-систем — «мировая империя», в рамках которой существует единая политическая система, и «мировая экономика», лишенная таковой благодаря способности современного капитализма адаптироваться к многообразию государственных политических режимов. 

Современная мир-система  является иерархической (существуют как  межгосударственные, так и внутригосударственные  иерархии: классовые, расовые, тендерные) и поляризующейся (например, богатый  Север — бедный Юг) системой с  растущим неравенством между ее частями-государствами, из которых сильные государства (гегемоны) центра в процессе накопления капитала навязывают более слабыми  государствам свою волю, т.е. империализм  структурно присущ современной мир-системе.

Основные типы международно-политических процессов – это конфликты (и, соответственно, стратегическое поведение  акторов), высшая форма которых война; сотрудничество (разновидностями являются переговоры, многосторонняя дипломатия и различные виды интеграции и координации деятельности государств и других участников международных отношений), а также принятие внешнеполитических решений. Таким образом, функционирование международных отношений отражается в следующей совокупности понятий:

«система» - «структура» - «процесс» - «порядок» (как самосохранение целостности  системы).

Внешняя политика государства  есть совокупность действий государства  и его институтов за пределами  своей суверенной территории для  реализации национальных интересов. Принято  считать, что внешняя политика есть воплощение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны ее целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъектами, международными организациями и  т.д.

Государственная политическая система

Государство – есть форма  организации политической власти в  обществе, необходимая как для  выполнения сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, обладающая для того суверенитетом, осуществляющая управление обществом на основе права  с помощью специального аппарата и монополии на применение насилия  для достижения поставленных задач.

Государственная политическая система – совокупность норм, которые  устанавливают конституционно-правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения; (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

Политический режим –  система методов, способов и средств  осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной  власти к правовым основам своей  деятельности.

Политической системе  свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Представляет собой совокупность соответствующих  идей, ценностей – идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик государственной системы. В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением (легитимацией) государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем – политическую систему рассматривают как систему авторитарного распределения ценностей в обществе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая рассмотренные  выше способы классификации систем, их свойства и закономерности, социально-экономические системы можно отнести к сложным, динамическим системам, охватывающим процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и иных благ.

Среди систем, создаваемых людьми, можно выделить особую категорию так называемых целеустремленных и целеполагающих систем, к которым относятся социально-экономические системы. Элементами таких систем являются люди, поэтому они представляют собой особо сложные объекты.

Отметим основные свойства, присущие социально-экономическим  системам и которые необходимо учитывать  при их исследовании:

Эмерджентность как высшее проявление целостности системы;

Динамичность экономических процессов, состоит в изменении параметров и структуры социально-экономических систем под влиянием внешних и внутренних факторов;

Закономерности экономических процессов проявляются только при наличии достаточного количества наблюдений;

Невозможность изолировать  экономические процессы от внешней среды и наблюдать их в чистом виде;

Осознание описанных выше свойств социально-экономических систем требует применения к их исследованию системного подхода, который позволяет исследовать взаимосвязи между различными аспектами таких систем. Системный подход позволяет глубже понимать причины многих явлений, происходящих в разрозненном виде воспринимаемых как случайные, но, будучи объединенными в систему, помогают находить определенные закономерности. Так, экономические проблемы зачастую порождаются политическими причинами. Те, в свою очередь, обуславливаются особенностями общественного сознания, социологии и психологии, связанные с определенными историческими традициями, ментальными моделями и т.д.

Системный подход позволяет  по-другому оценивать эффективность  функционирования социально-экономических  систем: взаимодействие между частями  системы оказывает гораздо большее  влияние, чем результативное функционирование отдельных ее частей.


Поэтому исследования сложных  систем требует не только аналитического подхода (направленного на разделение целого на части и исследование каждой из них отдельно), но и целостного подхода, что означает исследование системы в единстве всех его частей. Этот подход заключается в синтезе, то есть в сочетании частей, выявлении системных свойств, присущих всей системе.

Объединение элементов в  единое целое, позволяющее системе выполнять определенную функцию в большей системе (надсистемы), и представляет собой осуществление синтеза. Итак, процесс познания сложных социально-экономических систем заключается в диалектическом единстве применения процедур анализа и синтеза.

Для исследования современных  социально-экономических систем  используют эмпирические, теоретические  и общелогические научные методы и приемы. К методам эмпирического  исследования относят: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание и измерение. К  методам теоретического познания: формализацию, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный  и восхождение от абстрактного к  конкретному. К общелогическим методам мы относим: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализацию, индукцию, аналогию, моделирование, системный подход, структурно-функциональный и вероятностно-статистический. Так-же стоит особо отметить о научных методах, которые присущи исключительно при изучении социальных групп. Это такие методы как: идеографический метод, диалог, понимание и рациональное объяснение, анализ документов, опросы, проективные методы, тестирование, биографический и автобиографический методы, методы социометрии.

При написании работы были использованы методы абстрагирования (процесса мыслительного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств), анализа (разделения объекта на составные части) и синтеза (их объединения в единое органическое целое)  для структурно-функционального выделения в целостной социально-экономической системе(рассматриваемой на примере человечества), совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее подсистемами и элементами и их функций относительно друг друга. Социально-экономическая система(человечество) рассматривалась с точки зрения управления и организационной иерархической структуры, где подсистемы(государства) обладают относительной самостоятельностью(суверенитетом), в каждой подсистеме есть свои системы управления – регионы, муниципалитеты, домашние хозяйства. Государства рассматривалось в качестве формы организации политической власти в обществе, осуществляющие управление обществом на основе права. Политическая система рассматривалась отдельно в качестве системы, обеспечивающей власть. Организационная система в качестве административно-иерархической. Информационная система – как система, необходимая для управления. Коммуникационная, в качестве системы, обеспечивающей обратную связь. Систему права, как систему общеобязательных правил поведения, установленных и обеспечиваемых государством, мы отнесли к функциям государства. Систему – как целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями. Управление – как целенаправленное воздействие на систему и ее элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода ее в другое состояние. Для рассмотрения социально-экономической системы рассмотрели понятие системного подхода – совокупности методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Объектом диссертационного исследования являются муниципальное  образование и система его  управления. Предметом – административные процессы управления. Муниципальное  образование в реферате рассматривается  с точки зрения подсистемы, находящейся  на более низком уровне по отношению  к вышестоящей системе.

При исследовании и сложных  социально-экономических систем основной проблемой является сохранение целостного представления о системе и  детализация описания, позволяющая  отразить многочисленные особенности  конкретного объекта. Для каждого  уровня абстрагирования существуют характерные особенности, законы и  принципы, с помощью которых описывают  поведение системы на этом уровне – страте. Стратифицированное представление  используется как средство последовательного  углубления представления о системе, ее детализация: чем ниже мы опускаемся по иерархии страт, тем более детальным  становится раскрытие системы; чем  выше поднимаемся, тем яснее становится смысл и значение всей системы. Объяснить  назначение системы с помощью  элементов нижней страты в сложных  системах невозможно.

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Baxter, L.A. Relationships as dialogues. Personal Relationships, 2004.
  2. Акофф Р., Эмери Ф. О Целеустремленных системах. 1974.
  3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. – М.: Зерцало-М, 2012.
  4. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.
  5. Аршинов В.И.,Климентович Ю.Л., Сачков Ю.В. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим.
  6. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – Москва.
  7. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука: тектология. 1924.
  8. Большая Российская энциклопедия 1998.
  9. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд.
  10. Большой энциклопедический словарь под редакцией Азрилияна А. Н. Институт Новой экономики. – М.: 1999.
  11. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003.
  12. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2000.
  13. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем и системный анализ. – М.:– Юрайт. 2012.
  14. Глушков В.М., Амосов Н. М. Энциклопедия кибернетики. – Киев.
  15. Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение. Учебное пособие. ИНФРА-М., 2011.
  16. Льноградский Л. А. Горизонты системного анализа. – Самара. 2002.
  17. Макаров М. Г. Категория Цель в домарксистской философии. 1974.
  18. Математика и кибернетика в экономике: словарь-справочник.1975.
  19. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. 1973.
  20. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. 1978.
  21. Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. – М.: «Научная книга», 2006.
  22. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.
  23. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем., 1969.
  24. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование: Организации систем. 1991.
  25. Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Исследования по общей теории систем.1969.
  26. Свободная интернет-энциклопедия «Википедия».
  27. Системные исследования: Наука. 1974.
  28. Степанюк В. В. Административно-процессуальное право Словарь терминов и понятий. – М.: 2010.
  29. Холл А. Опыт методологии для системотехники. 1975.
  30. Черняк Ю. И. Анализ и синтез систем в экономике. 1970.
  31. Черняк Ю.И. Простота сложного., 1975.

Информация о работе Социально-экономические системы, как предмет современного исследования