Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию функций воспитателя в ДОУ «Сказка».
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи и цели:
• Изучены теоретические основы деятельности и функций воспитателя, а также всего ДОУ в целом;
• Дана общая характеристика МКДОУ «Сказка»;
• Проведено исследование системы управления в МКДОУ «Сказка»;
• Разработаны конкретные предложения по совершенствованию функций воспитателя для улучшения функционирования МКДОУ «Сказка».
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретическая часть (Воспитатель как основной инструмент ДОУ)………………………………………….……………………………. 4
1.1 Сущность понятия «воспитатель» …..…………………………. 4
1.2 Функции воспитателя ………………………….……………..... 9
1.3 Роль воспитателя ……...………………………………………... 11
Глава 2 Аналитическая часть (Анализ функций воспитателя в ДОУ)………………………………………………………………………. 13
2.1 Характеристика организации…………………………………… 13
2.2 Анализ структуры управления……………...………………… 18
2.3 Анализ функций воспитателей в ДОУ…………………….…... 24
Выводы по аналитической части…………………………………….. 36
Глава 3 Проектная часть (Разработка предложений по совершенствованию функций воспитателя)………………………. 37
Предложение 1………………………………………………………… 37
Предложение 2………………………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………. 41
Список источников информации…………………………………... 42
Приложения…………………………………………………………… 43
Диаграмма 5 - «Игровая функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Анализируя Диаграмму 5 видно, что в наибольшей организации воспитательного процесса нуждается 1 младшая, старшая и подготовительная группы. Это можно связать с тем, что 1-ой младшей группе требуется больше внимании в соответствии с отсутствием различных навыков. В старшей и подготовительной группах это связано с увеличением времени, отводимого на данную функцию, так как взрослея, дети способны усваивать больше материала.
5. Контролирующая функция. Можно сказать, что воспитатель – это тот же самый руководитель, он управляет воспитательным процессом, а никакое управление невозможно грамотно построить без надлежащего контроля. В данном случае, контролирующая функция проявляется в четком следовании режиму дня, в постоянной оценке уровня развития знаний и умений ребенка, в обеспечении безопасного времяпрепровождения детей в ДОУ и т.д. Данная функция «скрепляет» воспитательную работу, без которой нельзя осуществить результативный воспитательный процесс.
Рассчитаем время, затрачиваемое на контролирующую функцию в разных группах:
Вк.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (5),
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Вк.ф.(мин) – время, затрачиваемое на контролирующую функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Вк.ф. = 170мин.
Вк.ф. * 100% / Во = 170 * 100% / 600 = 28,3%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Вк.ф. = 155мин.
Вк.ф. * 100% / Во = 155 * 100% / 600 = 25,8%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Вк.ф. = 140мин.
Вк.ф. * 100% / Во = 140 * 100% / 600 = 23,3%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Вк.ф. = 130мин.
Вк.ф. * 100% / Во = 130 * 100% / 600 = 21,7%
Диаграмма 6 - «Контролирующая функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Анализируя Диаграмму 6, можно заметить спад контролирующей функции в более старших группах. Это объясняется тем, что процентное соотношение разных функций меняется в зависимости от возрастной категории детей. Наибольший спад контролирующей функции наблюдается в средней, старшей и подготовительной группе. Это связано с закреплением у детей навыков поведения и т.п. Теперь большее проявление здесь находит игровая функция.
6. Обучающая функция, как и воспитательная, относится к числу важнейших профессиональных функций воспитателя ДОУ. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых системы знаний, умений и навыков. Обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию воспитателя бесспорно можно отнести к числу важнейших.
Рассчитаем время, затрачиваемое на обучающую функцию в разных группах:
Во.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (6),
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Во.ф.(мин) – время, затрачиваемое на обучающую функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 40мин.
Во.ф. * 100% / Во = 40 * 100% / 600 = 6,7%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 55мин.
Во.ф. * 100% / Во = 55 * 100% / 600 = 9,2%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 60мин.
Во.ф. * 100% / Во = 60 * 100% / 600 = 10%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Во.ф. = 65мин.
Во.ф. * 100% / Во = 65 * 100% / 600 = 10,8%
Диаграмма 7 - «Обучающая функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Из данных Диаграммы 7, что обучающая функция занимает очень маленький процентный промежуток – не более 11% от общего времени рабочего графика. Наивысший показатель – всего лишь 10,8% – в старшей и подготовительной группах, хотя обучающая функция является важнейшей в этих возрастных группах, т.к. именно в этот период идет интенсивная подготовка к школе. Это второй важный недостаток данного режима дня и всего воспитательного процесса в целом.
Выводы по аналитической части
В процессе анализа функций воспитателя, а также структуры управления МКДОУ «Сказка» были выявлены следующие проблемы и недостатки:
В связи с существованием данных недостатков в главе 3 я попытаюсь предоставить пути решения данных проблем, а также предоставлю рекомендации по совершенствованию функций воспитателя в МКДОУ «Сказка».
Глава 3. Проектная часть (Разработка предложений по совершенствованию функций воспитателя)
В аналитической части курсовой работы были представлены проблемы и недостатки, присущие МКДОУ «Сказка». В этой главе я попытаюсь предоставить пути решения данной проблемы и, соответственно, пути совершенствования воспитательных функций.
Предложение 1. Ввести в обязанности воспитателя функцию, ориентированную на реализацию программ развития детей специальными развивающими играми.
В этой связи предлагается разработать соответствующую развивающую игру, которая подробно описывается в Предложении 2.
Предложение 2. Разработка развивающей игры.
Игра №1. «Картина»
Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование: большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации, листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносы, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по количеству детей.
Педагог говорит детям,
что они будут делать красивую
картину: он - на большом листе,
закрепленном на доске, а они
- маленькие на своих листах
бумаги. Нужно только внимательно
смотреть и делать все так,
как делает педагог. Затем
Игра №2. «Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
Предложение 3. Изменение режима дня для детей от 2-х до 7-ми лет
В режим дня для детей от 2-х до 7-ми лет предлагается ввести развивающие творческие и обучающие игры, путем сокращения времени некоторых видов деятельности, а также в связи с заменой обычных игр на развивающие.
Таблица 3 – «Усовершенствованный режим дня для детей от 2-х до 7-ми лет, включающий в себя развивающие игры»
Содержание |
1 мл. группа |
2 мл. группа |
Средние группы |
Старшая и подготовит. группы |
Прием на свежем воздухе, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
07:30 – 08:00 |
07:30 – 08:20 |
07:30 – 08:25 |
07:30 – 08:35 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
08:00 – 08:30 |
08:20 – 08:55 |
08:25 – 08:55 |
08:35 – 09:00 |
Подготовка к прогулке, занятию и выход на прогулку |
08:30 – 08:50 |
08:55 – 09:15 |
08:55 – 09:20 |
09:00 – 09:15 |
Развивающие творческие игры |
08:50 – 10:30 |
09:15 – 10:45 |
09:20 – 11:05 |
09:15 – 11:35 |
Наблюдение, труд, воздушные и солнечные процедуры |
10:30 – 11:30 |
10:45 – 11:15 |
11:05 – 11:35 |
11:35 – 12:15 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
11:30 – 11:50 |
11:15 – 11:40 |
11:35 – 12:00 |
12:15 – 12:30 |
Подготовка к обеду, обед |
11:50 – 12:30 |
11:40 – 12:20 |
12:00 – 12:35 |
12:30 – 13:00 |
Подготовка к дневному сну, сон |
12:30 – 15:00 |
12:20 – 15:10 |
12:35 – 15:10 |
13:00 – 15:00 |
Постепенный подъем, обучающие игры |
15:00 – 15:30 |
15:10 – 15:35 |
15:10 – 15:35 |
15:00 – 15:35 |
Подготовка к полднику, полдник |
15:30 – 15:55 |
15:35 – 16:00 |
15:35 – 16:00 |
15:35 – 16:00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная художественная деятельность, труд на участке Уход детей домой |
15:55 – 17:30 |
16:00 – 17:30 |
16:00 – 17:30 |
16:00 – 17:30 |
Исходя из данных Таблицы 3, можно подчеркнуть, что зеленым цветом выделен тот временной промежуток, на который я предлагаю ввести развивающие игры. Это осуществляется без увеличения рабочего дня путем сокращения времени других видов деятельности. Тем самым можно сделать воспитательный процесс более эффективным и способствовать оптимизации воспитательных функций.
Заключение
Совершенствование функций воспитателя способствует повышению эффективности и результативности воспитательного процесса, Анализ воспитательных функций, в настоящее время, в дошкольных общеобразовательных учреждениях проводится достаточно редко, хотя, в целом, оно должно носить постоянный характер.
Проделанная мной работа по изучению структуры управления МКДОУ «Сказка», а также функций воспитателя позволила сделать следующие выводы:
В итоге, в процессе анализа функций воспитателя и структуры управления были выявлены следующие направления для совершенствования:
1. Введение в функциональные обязанности воспитателя функцию, ориентированную на реализацию программ развития детей специальными развивающими играми.
2. Разработка развивающей игры.
3. Изменение режима дня для детей от 2-х до 7-ми лет.
В целом реализация предложений по совершенствованию функций воспитателя в МКДОУ «Сказка» вызовет положительный социальный эффект, который представлен в Таблице 4.
Таблица 4 – «Социальный эффект реализуемых предложений»
Предложения |
Социальный эффект |
1.Введение в обязанности воспитателя функцию, ориентированной на реализацию программ развития детей специальными развивающими играми |
Повышение эффективности и результативности воспитательного процесса; повышение интереса детей к воспитательной деятельности; рост квалификации воспитателей; оптимизация функций воспитателя |
2. Разработка развивающей игры | |
3. Изменение режима дня для детей от 2-х до 7-ми лет |
Оптимальность рабочего дня |
Информация о работе Совершенствование функций воспитателя в МКДОУ "Сказка"