Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию функций воспитателя в ДОУ «Сказка».
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи и цели:
• Изучены теоретические основы деятельности и функций воспитателя, а также всего ДОУ в целом;
• Дана общая характеристика МКДОУ «Сказка»;
• Проведено исследование системы управления в МКДОУ «Сказка»;
• Разработаны конкретные предложения по совершенствованию функций воспитателя для улучшения функционирования МКДОУ «Сказка».
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретическая часть (Воспитатель как основной инструмент ДОУ)………………………………………….……………………………. 4
1.1 Сущность понятия «воспитатель» …..…………………………. 4
1.2 Функции воспитателя ………………………….……………..... 9
1.3 Роль воспитателя ……...………………………………………... 11
Глава 2 Аналитическая часть (Анализ функций воспитателя в ДОУ)………………………………………………………………………. 13
2.1 Характеристика организации…………………………………… 13
2.2 Анализ структуры управления……………...………………… 18
2.3 Анализ функций воспитателей в ДОУ…………………….…... 24
Выводы по аналитической части…………………………………….. 36
Глава 3 Проектная часть (Разработка предложений по совершенствованию функций воспитателя)………………………. 37
Предложение 1………………………………………………………… 37
Предложение 2………………………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………. 41
Список источников информации…………………………………... 42
Приложения…………………………………………………………… 43
Проанализировав данные, приведенные в Таблице 2, делаем вывод, что в МКДОУ «Сказка», согласно линейно-функциональной структуре управления, имеют место существенные недостатки, которые негативно сказываются на работе ДОУ. Но также в МКДОУ «Сказка», согласно той же линейно-функциональной структуре, существует множество преимуществ, которые обеспечивают нормальное функционирование и стабильную работу МКДОУ «Сказка». К основному недостатку структуры управления МКДОУ «Сказка» следует отнести чрезмерную централизацию управления.
Руководство в МКДОУ «Сказка» осуществляет Заведующая ДОУ. Согласно должностной инструкции МКДОУ «Сказка» от 05.08.2004г., основными направлениями деятельности заведующей ДОУ являются:
2.1. Организация образовательной (учебно-воспитательной) работы ДОУ;
2.2. Обеспечение административно-
2.3. Создание режима соблюдения
норм и правил техники
Заведующая ДОУ
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.
Функции педагогического совета:
Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.
Педагогический Совет осуществляет контроль над воспитателями через старшего воспитателя.
На старшего воспитателя
ДОУ возлагаются следующие
2.1. Осуществление методического
руководства учебно-
2.2. Организация целенаправленного воспитательно-образовательного процесса на основе Устава, Концепции программы развития, образовательной программы и годового плана ДОУ и в соответствии со статусом учреждения.
2.3. Обеспечение:
— эффективности воспитательной работы с детьми в группах;
— взаимодействия воспитателей с различными службами учреждения: медицинской, психолого-педагогической;
— режима соблюдения норм и правил техники безопасности в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
2.4. Создание благоприятного
психологического климата в
2.5. Осуществление разъяснительной
работы с семьями
2.6. Координация:
— методической работы воспитателей групп в рамках реализуемых программ;
— взаимодействия с семьями.
2.7. Делегирование полномочий группам самоуправления.
2.8. Установление контактов с организациями социума.
Проанализировав структуру управления, можно сделать вывод о том, что МКДОУ «Сказка» присущ целый ряд преимуществ, который позволяет детскому саду эффективно осуществлять свою деятельность. Но также в ДОУ имеются и существенные недостатки, мешающие нормальному функционированию и дальнейшему развитию ДОУ. К таковым относится чрезмерная централизация власти, т.е. заведующая полностью осуществляет руководство и контроль за ДОУ.
Также данная проблема выражается в авторитарности управления, которая не уместен в ДОУ. Такие выводы можно сделать, исходя из данных Диаграммы 1, полученных при проведении анкетирования (Приложение 1).
Диаграмма 1 – «Стиль управления в МКДОУ «Сказка»
Согласно проведенному анкетированию из Диаграммы 1 можно сделать вывод о том, что заведующей МКДОУ «Сказка» присущ авторитарный стиль управления, который составляет 50% от общего количества опрошенных (13 ответов из 26). Данный стиль не требуется в сложившемся коллективе. Этот недостаток структуры управления МКДОУ «Сказка» можно решить только одним способом – путем снятия с должности заведующей ДОУ.
2.3. Анализ функций воспитателя ДОУ.
Исходя из деятельности, режима дня и графика работы воспитателя, можно выделить некоторые его основные и наиболее значимые функции:
1. Наблюдательная функция
заключается в сосредоточении
внимания на наблюдении за
детьми. Данная функция должна
проявляться на протяжении
Рассчитаем примерное время, затрачиваемое на наблюдательную функцию в разных группах по формуле:
Вн.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (1) ,
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Вн.ф.(мин) – время, затрачиваемое на наблюдательную функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Вн.ф. = 170мин.
Вн.ф. * 100% / Во = 170 * 100% / 600 = 28,3%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Вн.ф. = 150мин.
Вн.ф. * 100% / Во = 150 * 100% / 600 = 25%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Вн.ф. = 130мин.
Вн.ф. * 100% / Во = 130 * 100% / 600 = 21,7%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Вн.ф. = 110мин.
Вн.ф. * 100% / Во = 110 * 100% / 600 = 18,3%
Диаграмма 2 - «Наблюдательная функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Из данных Диаграммы 2 можно сделать вывод, что наблюдательная функция в большей степени проявляется у 1-ой и 2-ой младшей группы, так как на нее затрачивается больше времени, чем в средней, старшей и подготовительной группах. Это связано с тем, что в период воспитательной деятельности у детей развиваются определенные навыки, связанные с той или иной деятельностью.
2. Воспитательная функция
относится к числу
Рассчитаем примерное время, затрачиваемое на воспитательную функцию в разных группах по схожей формуле:
Вв.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (2),
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Вв.ф.(мин) – время, затрачиваемое на воспитательную функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Вв.ф. = 155мин.
Вв.ф. * 100% / Во = 155 * 100% / 600 = 25,8%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Вв.ф. = 160мин.
Вв.ф. * 100% / Во = 160 * 100% / 600 = 26,7%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Вв.ф. = 170мин.
Вв.ф. * 100% / Во = 170 * 100% / 600 = 28,3%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Вв.ф. = 190мин.
Вв.ф. * 100% / Во = 190 * 100% / 600 = 31,7%
Диаграмма 3 - «Воспитательная функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Проанализировав Диаграмму 3, можно сказать, что воспитательная функция возрастает и приобретает наибольшую значимость в старшей и подготовительной группе за счет увеличения времени, отводимого на процессы, связанные с этой функцией. Также подъем этой функции можно объяснить тем, что с возрастом способность детей к усвоению материала повышается, в связи с этим происходит увеличение времени, отводимого на воспитательно-образовательные процессы.
3. Под игровой функцией
подразумевается не только
Если также обращаться к режиму дня, то можно заметить, что игровая функция, в основном приходится на обеденное и послеобеденное время.
Рассчитаем время, затрачиваемое на игровую функцию в разных группах:
Ви.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (3),
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Ви.ф.(мин) – время, затрачиваемое на наблюдательную функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Ви.ф. = 55мин.
Ви.ф. * 100% / Во = 55 * 100% / 600 = 9,2%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Ви.ф. = 45мин.
Ви.ф. * 100% / Во = 45 * 100% / 600 = 7,5%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Ви.ф. = 55мин.
Ви.ф. * 100% / Во = 55 * 100% / 600 = 9,2%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Ви.ф. = 85мин.
Ви.ф. * 100% / Во = 85 * 100% / 600 = 14,2%
Диаграмма 4 - «Игровая функция относительно всего рабочего дня в процентном соотношении в разных возрастных группах».
Анализ Диаграммы 4 показал, что игровая функция занимает очень маленький процентный промежуток. Небольшой подъем наблюдается только у старшей и подготовительной групп, но даже его недостаточно, так как именно игровая функция способствует наиболее быстрому развитию ребенка, развитию памяти и творческих способностей, а также помогает ребенку научиться работать в коллективе. Недостаточность времени, отведенного на эту функцию, является одним из основных слабых мест режима дня, разработанного в МКДОУ «Сказка».
4. Организационная функция является немаловажным фактором воспитательной деятельности. Ее смысл состоит в правильном построении и организации воспитательного процесса. Без данной функции невозможно получить полноценное воспитание и образование, поэтому именно организационному аспекту воспитатель обязан уделять должное внимание.
Организационная функция примерно одинаково распределена на протяжении всего дня.
Рассчитаем время, затрачиваемое на организационную функцию в разных группах:
Во.ф.(мин) * 100% / Во (мин) (4),
где Во(мин) – общее время по режиму дня;
Во.ф.(мин) – время, затрачиваемое на организационную функцию.
1 младшая группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 190мин.
Во.ф. * 100% / Во = 190 * 100% / 600 = 31,7%
2 младшая группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 180мин.
Во.ф. * 100% / Во = 180 * 100% / 600 = 30%
Средняя группа:
Во = 600мин.; Во.ф. = 185мин.
Во.ф. * 100% / Во = 185 * 100% / 600 = 30,8%
Старшая и подготовительная группы:
Во = 600мин.; Во.ф. = 195мин.
Во.ф. * 100% / Во = 195 * 100% / 600 = 32,5%
Информация о работе Совершенствование функций воспитателя в МКДОУ "Сказка"