Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
• проанализировать теоретические аспекты адаптации;
• изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;
• обосновать методы и технологию адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УП.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

            Рассматривая этапы трудовой адаптации нельзя не сказать о факторах, влияющих

на ход, сроки, темпы и результаты этого процесса. С.А. Карастелин и Г.Б. Поляк делят  их

на две группы: личностные и производственные [3; 200].

 

Таблица 1.2   Факторы адаптации

Личностные

Производственные

Социально – демографические

(стаж, возраст, образование, квалификация, социальное происхождение)

Профессиональные

(содержание трудовой деятельности)

Социально-гигиенические

(условия труда и правила внутреннего  распорядка, организация труда, руководство)

Психологические

(уровень притязаний, восприятие  самого себя)

Организационно-управленческие (возможности повышения квалификации , участия в обсуждении принимаемых решений)

Социологические

(степень профессионального интереса, степень материальной заинтересованности, наличие установки на обучение, знание производственных перспектив)

Виды, способы и продолжительность  передвижения на работу

Экономические

(система оплаты труда и материального  стимулирования)

Социально – психологические

(климат в коллективе, стиль руководства,  система нематериальных поощрений)


 

          Существует большое разнообразие методов адаптации, которые можно разделить на три основные группы.

  1. Экономические методы обеспечивают предоставление льгот в первые месяцы работы в виде понижения:

     - норм выработки для  рабочих;

     - требований для специалистов  и управленческих работников.

  1. Организационно – административные методы  устанавливают контроль  хода адаптации работника и применение корректирующих действий.
  2. Социально – психологические методы  вовлекают работника в различные связи и взаимодействия в коллективе, способствуют более быстрому введению в должность.

            Применяемые в организациях адаптационные программы делятся на общие и специализированные [4; 185].

Общая программа адаптации  касается в целом всей организации и дает представление о компании, ее политике, структуре, оплате труда, дополнительных льготах, охране труда, профсоюзе, службе быта.

Специализированная  программа адаптации  охватывает вопросы, связанные с конкретным подразделением, рабочим местом и формирует представления о производственных функциях, обязанностях и ответственности, правилах и предписаниях.

            А.Я. Кибанов отмечает, что при  составлении программ адаптации,  следует учитывать такие категории работников, как специалисты без опыта работы, сотрудники старшего поколения, инвалиды, вернувшиеся с учебных курсов, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком женщины, так как им зачастую труднее вписаться в должность и коллектив.

 

    1. Особенности управления системой адаптации

            Под управлением адаптацией понимается процесс целенаправленного воздействия на факторы, определяющие эффективность взаимного приспособления работника и организации. Разработка механизма управления адаптацией строится по трем основным  направлениям:

  • закрепление структурных функций управления адаптацией – подразумевает создание службы адаптации или назначение ответственного работника с целью организации, координации и контроля процесса; возможные варианты:

    -создание соответствующего  подразделения в структуре системы управления      персоналом;

    - распределение  специалистов, осуществляющих адаптацию по подразделениям;

    -осуществление  наставничества.   

  • разработка технологии процесса управления адаптацией – определяет, кто и каким образом будет использовать различные методы, формы и инструменты адаптации на основных этапах процесса;
  • информационное обеспечение управления адаптацией – включает сбор и оценку показателей степени и продолжительности адаптации; к таким показателям относятся:

    -объективные  – характеризуют эффективность профессиональной деятельности работника;

     -субъективные  – определяют удовлетворенность работника своей профессией, условиями труда и коллективом.

            Источниками информации о показателях адаптации служат документация организации (отчеты о движении рабочей силы, количественном и качественном составе работников, причинах движения работников и т.д.) и результаты опросов адаптантов и их непосредственных руководителей (об удовлетворенности работой, выполнении норм, качестве труда, дисциплине и т.д.).

            Очевидно, что функции управления адаптацией в организации распределяются между линейным руководителем, наставником и службой управления персоналом. При этом значительная часть обязанностей и полномочий лежит на руководителе и наставнике. За

службой управления персоналом остается функция администрирования и  контроля процесса

адаптации [11; 31].

            Вывод: адаптация как подсистема  системы управления персоналом имеет четкую структуру, обладает экономически и социально обусловленными технологиями воздействия на персонал. Адаптация несет значительную нагрузку в сфере кадрового обеспечения организации и тесно связана  со всеми остальными элементами системы управления персоналом. Ее содержание выработано в процессе практики работы с кадрами и включает основные принципы функционирования и развития целостной системы управления  персоналом.

 

 

Глава 2.  АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В ГОУ СПО «ОХПК»

2.1.     Общие сведения об организации

            Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования «Омский художественно  – промышленный колледж» был  создан в 1973 году как среднее  профессионально – техническое  училище №66. За тридцатитрехлетнюю историю учреждение претерпело три реорганизации: в 1992 году – объединение с СПТУ №8; в 1996году – преобразование в художественный лицей; в 2002 году – в художественно – промышленный колледж. 

            Колледж является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, для учета операций по исполнению расходов федерального и других бюджетов, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

            Учредителем ГОУ СПО «ОХПК» является Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Отношения между колледжем и учредителем регламентируются действующим законодательством Российской Федерации, а также заключаемым между ними договором.

           В  ГОУ СПО «ОХПК» ведется подготовка по трем специальностям среднего профессионального и четырем профессиям начального профессионального образования.

            Колледж осуществляет образовательную деятельность:

а) подготовку специалистов по программам среднего и начального профессионального  образования за счет бюджета государственных  заданий (контрольных цифр);

б) подготовку специалистов по программам среднего и начального профессионального образования сверх  финансируемых за счет бюджета государственных заданий (контрольных цифр) в пределах, установленных лицензией;

в) платные дополнительные услуги, не предусматриваемые соответствующими образовательными программами и  государственными образовательными стандартами.

            Колледж осуществляет предпринимательскую  деятельность:

а) сдача в аренду основных фондов и имущества;

б) реализация различных видов услуг  и производственной продукции, полученной в результате учебно-производственной деятельности;

в) оказание информационно-консультационных услуг.

            Финансирование колледжа осуществляется  из Федерального бюджета и  из внебюджетных источников.

 

Таблица 2.1  Источники и объемы финансирования ГОУ СПО «ОХПК»

Года

Средства Федерального бюджета

(тыс. руб.)

Средства дополнительного финансирования, полученные в виде арендной платы 

(тыс. руб.)

Внебюджетные средства

(тыс. руб.)

2003

8897,9

146,6

898,5

2004

13794,3

191,1

2205,1

2005

14460,5

187,4

3173,5


 

Таблица 2.2  Источники и объемы внебюджетных средств колледжа

Года

Платные образовательные услуги

(тыс. руб.)

Добровольные пожертвования 

(тыс. руб.)

Прочие поступления (тыс. руб.)

2003

356,6

310,8

231,2

2004

1585,8

139,0

400,3

2005

2099,8

664,7

409,0


           Внебюджетные средства формируются за счет поступающей платы за оказываемые образовательные услуги и за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц.

            Средства Федерального бюджета и внебюджетных источников расходуются на обеспечение образовательного процесса, согласно утвержденным на финансовый год сметам доходов и расходов.

Таблица 2.3  Статьи расходов

Статьи расходов

Процент от общих расходов

20003

2004

2005

Заработная плата

Начисления на  заработную плату

36

13,0

29,7

10,6

35,9

9,4

Стипендия

7,3

8,2

7,1

Питание, обмундирование

12,8

19,1

7,3

Оздоровление студентов

-

0,3

1,4

Коммунальные услуги

17,6

12,3

12,0

Учебные расходы

2,1

0,6

1,7

Хозяйственные расходы

2,9

1,2

3,5

Ремонт

3,7

7,0

11,0

Транспорт

2,4

6,2

5,1

Развитие материально-технической базы (приобретение основных средств)

2,2

4,8

5,6


 

           ГОУ СПО «ОХПК» осуществляет все виды оперативного учета, отчетности и контроля, установленные законодательством Российской Федерации для бюджетных учреждений.

           Специфика деятельности колледжа делает основным его ресурсом кадры. Анализ персонала показывает, что во всех группах сотрудников доминируют женщины (таблицы 2.4 и 2.5).

 

Таблица 2.4  Численность персонала  по подразделениям и службам.*

 

Подразделение

(служба)

Всего на конец 2005 года

В том числе

Пенсионеры

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Административно – управленческий персонал

17

13

4

1

1

УЧЕБНАЯ  ЧАСТЬ

Профессорско-преподавательский состав

28

21

7

5

3

Учебно – вспомогательный персонал

12

11

1

-

-

УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Инженерно- педагогические работники

13

13

-

3

-

Учебно – вспомогательный персонал

3

1

2

-

1

ОРГАНИЗАЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

Педагоги дополнительного образования

3

3

-

-

-

Социально – психологическая служба

2

2

-

-

-

Воспитатели общежития

3

2

1

-

-

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Методист

1

1

-

1

-

АДМИНИСТРАТИВНО – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  СЛУЖБА

Рабочие из числа обслуживающего персонала  по учебному корпусу

14

13

2

1

2

Рабочие из числа обслуживающего персонала  по общежитию

12

9

3

4

2

Учебно – вспомогательный персонал

1

1

-

-

-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Бухгалтерия

3

3

-

-

-

ВСЕГО

115

94

21

15

9

Информация о работе Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала