- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М., 1998.
- Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. – М., 1996.
- Карастелин С.А., Поляк Г.Б. Социальное развитие трудовых коллективов. – М., 1998.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М., 2005.
- Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. – М., 2005.
- Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М.,
2002.
- Управление персоналом: Учебник \ Под ред. Т.Ю.Базарова. – М., 2002.
СТАТЬИ
- Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. – 2000. - № 7.
- Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ.–2006. - №
3-4.
- Махина Т.А. Адаптация новичков: слагаемые эффективности // Кадровый менеджмент. – 2003. - № 3.
- Адаптация персонала. // Организация работы службы персонала: Методическое пособие \ приложение к журналу «Справочник кадровика». – 2006. - № 4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Положение об адаптации
сотрудников
государственного образовательного
учреждения среднего профессионального
образования
«Омский художественно-промышленный
колледж»
- Общие положения
Настоящее положение разработано с целью
определения подходов к системе адаптации
новых сотрудников (назначенных на новую
должность), регулирования и управления
процессом адаптации персонала колледжа.
Адаптация
сотрудников ГОУ СПО «ОХПК» представляет
собой комплекс мероприятий, направленных
на приспособление вновь принятых
работников к содержанию, условиям, режиму
труда, социальной среде колледжа и того
подразделения (службы), где они работают.
Адаптация
является важным элементом системы
управления персоналом колледжа и предназначена
решать проблемы формирования у новых
сотрудников требуемого уровня результативности
труда в наиболее короткие сроки.
В процессе
адаптации участвуют:
- линейный руководитель – непосредственный руководитель
наставника и адаптанта;
- инспектор по кадрам – руководитель процесса
адаптации в колледже;
- наставник - квалифицированный
сотрудник, имеющий достаточный опыт работы
в конкретной должности (специальности);
- адаптант – вновь принятый сотрудник
либо работник, переведенный на другую
работу (новую должность);
- психолог – сотрудник колледжа,
владеющий примами создания комфортного
микроклимата и методами разрешения конфликтных
ситуаций.
- Цель и задачи адаптации
Цель адаптации – помочь новому
сотруднику успешно освоиться в колледже,
войти в должность, формировать профессионально
важные качества.
Задачами адаптации являются:
- сокращение текучести кадров;
- снижение факторов стресса, озабоченности и неопределенности у новых работников;
- экономия времени руководителей и сотрудников при решении организационных вопросов;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой у адаптантов.
- Организация адаптации
- Работу по адаптации
новых сотрудников возглавляет инспектор
по кадрам. Он организует взаимодействие
всех участников, подготовку и проведение
процесса.
- Для каждого нового
сотрудника составляется (на основе базовой)
и утверждается Программа адаптации. Разработку
Программы возглавляет и организует его
(сотрудника) непосредственный руководитель:
- заместитель директора по научно-методической работе – для руководящих работников;
- заведующие отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала учебной части;
- старший мастер - для мастеров производственного
обучения и учебно-вспомогательного персонала
учебно-производственной службы;
- комендант общежития - для работников общежития;
- инспектор по кадрам – для других работников.
В состав
рабочей группы по созданию
Программы адаптации кроме линейного
руководителя входят наставник молодого
специалиста и психолог.
- Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.
- Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.
- Второй этап «Вхождение в должность» включает
практическое знакомство нового сотрудника
со своими обязанностями и предъявляемыми
к нему требованиями – осуществляет непосредственный
руководитель.
- Третий этап «Действенная адаптация» включает практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний,
умений и навыков – осуществляет наставник.
- Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей адаптации – осуществляет непосредственный руководитель.
Участие психолога в процессе адаптации
носит консультативный характер.
- Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки, подготовленной непосредственным руководителем адаптанта, за каждым новым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и
квалифицированных работников подразделения
(службы). Линейный руководитель определяет
перечень знаний, умений и навыков, которыми
должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
- Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности нормативными
документами, регламентирующими деятельность
колледжа, настоящим Положением, Положением
о наставничестве, Программой адаптации,
должностной инструкцией и др.
- Методическое обеспечение адаптации осуществляется за счет средств колледжа. Оплата труда организаторам
адаптации новых сотрудников производится
в виде надбавок за составление программ
адаптации, разработку методических материалов,
обучение и наставничество. Размер надбавок
устанавливается Положением об оплате
труда.
- По итогам адаптации непосредственный
руководитель нового сотрудника проводит
собеседование и анализирует отчеты наставника
и адаптанта, после чего принимает решение
о снятии наставничества и включении сотрудника
в текущие программы. Итоговый отчет передается
инспектору по кадрам и хранится в личном
деле сотрудника.
- Права и обязанности участников адаптации
4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный
руководитель адаптанта, (далее по
тексту Руководители адаптации)
имеют право:
- запрашивать у наставника и адаптанта необходимые документы и информацию
для оценки результатов и коррекции их
деятельности в пределах своей компетенции;
- проводить собеседования с наставником, психологом и адаптантом, анкетирование новых сотрудников с целью получения обратной связи;
- проводить диагностику качества профессиональной
деятельности вновь принятых сотрудников;
- контролировать процесс адаптации с целью выявления проблемных областей в пределах своей компетенции;
- вносить изменения в Программу адаптации;
- решать вопрос о замене наставника в части подготовки служебной записки
вышестоящему руководству.
- Руководители адаптации обязаны:
- владеть нормативно-правовой базой адаптации, строго соблюдать требования настоящего Положения и других нормативных документов;
- владеть технологией адаптации, формами и методами получения и анализа
информации;
- обеспечивать системность, гибкость, открытость процесса адаптации;
- контролировать соблюдение сроков адаптации и анализировать причины отклонений;
- соблюдать профессиональную этику и доброжелательное отношение ко всем участникам процесса.
- Наставник и психолог (далее по тексту Организаторы адаптации) имеют право:
- запрашивать у адаптанта информацию о выполнении заданий в пределах своей компетенции;
- осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;
- вносить предложения по совершенствованию
процесса адаптации;
- участвовать в разработке адаптационных мероприятий.
- Организаторы адаптации обязаны:
- выполнять план обучения и программу адаптации;
- соблюдать нормы профессиональной этики;
- качественно исполнять возложенные функции адаптации нового работника;
- обеспечивать необходимый уровень профессиональной деятельности, закрепленного сотрудника.
- не наносить ущерба своей основной профессиональной деятельности.
- Адаптант имеет право:
- участвовать в обсуждении и решении вопросов организации адаптации;
- получать всю необходимую информацию о деятельности колледжа и особенностях своей профессиональной деятельности;
- получать своевременную квалифицированную помощь Руководителей и Организаторов адаптации в различных видах профессиональной деятельности;
- ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.
- Адаптант обязан:
- выполнять план обучения и Программу адаптации согласно установленным срокам;
- соблюдать нормы профессиональной этики и правила внутреннего распорядка;
- качественно исполнять обязанности, изложенные в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников колледжа.
- Контроль адаптации
Контроль процесса адаптации
осуществляется заместителями
директора колледжа (руководителями служб)
и линейными руководителями (п.3.3 настоящего
Положения) в соответствии с планом внутреннего
контроля, утвержденным директором колледжа.
Приложение 2
Положение о наставничестве
в государственном образовательном учреждении среднего профессионального
образования
«Омский художественно-промышленный колледж»
- Общие положения
Настоящее
Положение разработано с целью
регулирования отношений между
новым сотрудником и квалифицированным
специалистом по передаче профессиональных
знаний, умений и навыков.
Наставничество
– профессиональное обучение
нового сотрудника (назначенного
на новую должность) на рабочем
месте путем его закрепления
за квалифицированным специалистом
(наставником) с целью овладения
знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для выполнения поставленных организационных
задач.
Наставничество
является важным элементом системы
адаптации персонала колледжа
и предназначено формировать
у новых сотрудников совокупность знаний
о колледже, умений и навыков профессиональных
и социальных действий, направленных на
достижение поставленных целей.