Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:02, контрольная работа
Другое важное положение, связанное с товаром, с позиций маркетинга - это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить предприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, - проектировать его исходя из потребностей не "среднестатистического" покупателя, а определенной однородной группы.
Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 656 с.
Данная курсовая работа и посвящена, прежде всего, изучению товара как элемента комплекса маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Товар в маркетинге 4
2. Понятие и сущность товара 6
2.1. Определение товара и его характеристики 6
2.2. Товар и его уровни 7
2.3. Классификация товаров в условиях маркетинга 9
2.4. Потребительские свойства товара 13
2.5. Товарный ассортимент и номенклатура 14
3. Бренд, марка, знак, упаковка и маркировка товара 16
3.1. Бренд, товарные марки и товарные знаки 16
3.1.1. Приверженность товарному знаку 17
3.1.2. Разработка товарного знака 18
3.2. Упаковка и маркировка товара 19
4. Жизненный цикл товара и стратегия маркетинга на каждом его этапе21
4.1. Этап внедрения (зарождения) на рынок 22
4. 2 Этап роста 24
4.3. Этап зрелости 25
4.4. Этап спада 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованной литературы
Любой товар проходит свой жизненный цикл от зарождения (появление товара на рынке) до прекращения (выпуска последнего образца товара).
Могут быть товары - долгожители,
но вечного товара нет. Концепция
ЖЦТ может применяться в
Жизненный цикл товара описывает изменения объема продаж, и прибыли по времени, которые включает в себя следующие стадии: Внедрение, Рост, Зрелость, Спад.
Для ВНЕДРЕНИЯ характерно
незначительный рост объема продаж; на
этой стадии предприятие может нести
убытки из-за больших начальных затрат
на маркетинг, малых объемов выпуска
продукта, неосвоенности его
Стадия РОСТА объема продаж
характеризуется быстрым
На стадии ЗРЕЛОСТИ рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потребителей; усиливается конкуренция; затраты на маркетинг, как правило возрастают; возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и/или пересмотре сегментов рынка возможно продление данной стадии;
СПАД проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат маркетинг могут только продлить эту стадию.
4.1. Этап внедрения (зарождения) на рынок
Он начинается с момента поступления товара в продажи. Поскольку процесс распределения товара на множестве рынков требует времени, объём продаж в этот период увеличивается медленно. Таким хорошо известным товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось несколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. В случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой разрешающей способностью, рост объёма продаж сдерживается и рядом других факторов, например незначительным числом потребителей, которые могут позволить купить себе новый товар.
На этапе внедрения компания либо несёт убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой.
Соотношение затрат на продвижение товаров и объём продаж в этот период максимально, поскольку необходимо:
ь Информировать потенциальных потребителей о новом, ещё неизвестном товаре.
ь Убедить их опробовать
товар и обеспечить сбыт через
предприятия розничной
Основные усилия по сбыту
товаров компания направляет на привлечение
потребителей, обычно это представители
групп с высоким уровнем
Маркетинговая стратегия на данном этапе.
Здесь руководители службы маркетинга могут задать очень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать только ценообразование и продвижение товаров, то руководители фирм использую одну из следующих стратегий.
1. Стратегия быстрого “снятия сливок с рынка”.
Компания устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая цена даёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда:
- большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром
- потребители, которые
знакомы с товаром, намерены
приобрести его, и могут
- фирма сталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующие позиции на рынке;
2. Стратегия быстрого проникновения на рынок.
Фирма устанавливает низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации, стимулируя желание приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Её целесообразно использовать в следующих случаях:
- рынок имеет значительные размеры
- большинство покупателей чувствительны к ценам
- есть опасность выхода на рынок сильных конкурентов
- сокращаются издержки
компании на производство
3. Стратегия медленного проникновения на рынок.
Фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его в средствах массовой информации. Низкие цены будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию используют в следующих случаях:
- рынок имеет значительные размеры
- рынок чувствителен к ценам
- существует угроза выхода на рынок конкурентов.
4.2. Этап роста
На данном этапе отличается резкое увеличение объёма продаж. Потребители, признавшие товар с момента его появления на рынке, будут продолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляются конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёме и получение высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобы выдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителей рекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли от увеличения объёма продаж растут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношения издержек на рекламу и объёма продаж.
Прибыли на этом этапе растут, поскольку:
- издержки на рекламу приходятся на больший объём продаж
- издержки производства
как следствие его расширения
сокращаются быстрее, чем
Однако темпы роста
начинают снижаться. Важно вовремя
определить момент замедления темпов
роста производства, чтобы перейти
к осуществлению новых
Стратегии маркетинга на этапе роста.
Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:
· Улучшить качество товаров, придать ему новые свойства и “укрепить” его положении на рынке.
· Выпустить новые модели и модификации, а так же расширить номенклатуру размеров, ароматов, и т.д., чтобы защитить основной товар.
· Выйти на новые сегменты рынка.
· Расширить действующие каналы сбыта и найти новые.
· В рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения.
· Снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.
Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынка. Но при всём этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.
4.3. Этап зрелости
В определённый момент существования товара на рынке темпы роста объёмов продаж начинают замедляться, наступает стадия относительной зрелости. По времени этот этап обычно длиннее предыдущих и ставит сложные задачи в сфере управления маркетингом.
Большинство товаров на рынке находятся в стадии зрелости, следовательно, и управление маркетингом следует перестраивать в расчете на зрелый (традиционный) товар.
На данном этапе выделяют 3 фазы:
1. Фаза «взросления» - темпы роста продаж начинают замедляться, сбытовая сеть стабилизируется.
2. Фаза «стабильной зрелости» - объём продаж держится на постоянном уровне вследствие насыщения рынка. Большинство потенциальных потребителей уже опробовали товар, и показатели объёмов продаж зависят от численности населения и потребности в приобретении нового товара взамен старого.
3. Фаза «старения» - абсолютный уровень объёмов продаж начинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на другой товар.
Замедление темпов роста
объёмов продаж приводит к увеличению
запасов готовой продукции, что
ведёт к обострению конкуренции.
Конкуренты стремятся найти и
занять свободные ниши рынка. Они
всё чаще прибегают к продаже
товара по сниженным ценам, усиленно
рекламируют продукт. Растут ассигнования
на исследования и разработки в целях
усовершенствования товара, создания
их новых модификаций и расширения
их ассортиментной группы. Из борьбы выбывают
наиболее слабые конкуренты. В итоге
на рынке остаются только прочно закрепившиеся
конкуренты, основная цель которых - получение
конкурентных преимуществ. Господствующее
положение на рынке занимают несколько
гигантов, на долю которых приходится
большая часть выпускаемых
Стратегии маркетинга на данном этапе.
На этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшем спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных или новых товаров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка, продукта и маркетинга - микс.
Модификация рынка. Компания
может увеличить число
Объём продаж = число потребителей
марки х интенсивность
Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:
1. Завоевание доверия потребителей, не пользующихся товаром.
2. Выйти на новые сегменты
рынка. Фирма выходит на новые
сегменты рынка, выделенные по
географическому,
3. Переманить на свою
сторону клиентов компаний - конкурентов.
Компания призывает оценить её
товар с точки зрения
Увеличение интенсивности потребления одним потребителем достигается следующими стратегиями:
1. Более частое использование.
Компания пытается убедить
2. Более интенсивное потребление
товара. Так, производитель шампуня
указывает, что эффект
3. Новые и более разнообразные
способы использования.
Модификация продукта. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара - его долговечности, надёжности, вкуса.
Эта стратегия эффективна:
- пока существует возможность улучшить качество;
- пока покупатели верят
утверждениям о повышении
- пока достаточно много потребителей готовы заплатить за более высокое качество.
Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании - новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.
Информация о работе Жизненный цикл товара и стратегия маркетинга на каждом его этапе