Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реализацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей.
Для выполнения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
•провести анализ рынка масла сливочного в России и Челябинске;
•дать подробную товароведную характеристику масла сливочного;
•проанализировать условия хранения масла сливочного в магазине;
•ознакомится с процедурой приемки масла сливочного по количеству и качеству;
•проанализировать договорные отношения с поставщиками масла сливочного;
•исследовать динамику поступления масла сливочного от разных поставщиков в магазин;
•проанализировать ассортимент масла сливочного;
•провести собственные исследования качества 4 образцов масла сливочного по органолептическим и физико-химическим показателям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..4
Глава 1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспективы развития рынка масла сливочного в России и в городе Челябинске ……………………………………………………………..6
1.2 Химический состав и пищевая ценность масла сливочного………………..9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента масла сливочного ……...13
1.4 Факторы, влияющие на формирование потребительских свойств масла сливочного…………………………………………………………………….19
1.4.1 Влияние сырья на качество масла сливочного ………………..………...19
1.4.2 Влияние операций технологического производства на качество масла сливочного ………………………………………………………………....25
1.4.3 Влияние факторов, сохраняющих качество масла сливочного………....28
1.5 Пороки сливочного масла, причины возникновения и меры предупреждения ....................................................................................................................30
1.6 Идентификация и фальсификация масла сливочного………………………32
1.7Характеристики показателей безопасности коровьего масла…………..…..34
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» и его материально-технической базы …………………………….36
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» …………………………………………..41
2.1.2 Динамика поступления и реализации масла сливочного в магазин «Дикси»…………………………………………………………………………...43
2.1.3 Закупочная деятельность предприятия, краткая характеристика поставщиков. Анализ договорных соглашений ………………………………..….44
2.1.4 Анализ приемки масла сливочного по количеству и качеству в магазине «Дикси» ………………………………………………………..……………49
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения масла в магазине «Дикси» …...……53
2.2 Анализ структуры ассортимента масла сливочного, реализуемого в магазине «Дикси». Расчет рационального ассортимента ………………………54
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика ……………………..58
2.4 Результаты исследований и их обсуждение ……………………………….61
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества …………………….…..61
2.4.2 Результаты физико-химических исследований …………………….……62
Выводы и предложения ……………………………………………………….…63
Список использованных источников ……………………………………………67

Файлы: 1 файл

analiz_assortimenta_i_ocenka_kachestva_masla_slivochnogo_pos.docx

— 7.31 Мб (Скачать файл)

Исходя из данных таблицы 11 исследуемые образцы масла сливочного «Крестьянского» высшего сорта  торговых марок «Первый вкус», «Косов» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»  по органолептическим  показателям соответствуют требованиям ГОСТ Р52969–2008 «Масло сливочное. Технические условия».

Таблица 11 – Органолептические показатели исследуемых образцов масла сливочного

Наименование показателей

Оценка в баллах исследуемых образцов

ТМ «Первый вкус»в/с

ТМ «Косов»

в/с

ОАО «Чебаркульский молочный завод»в/с

ТМ «Сулимовское» в/с

Вкус и запах

10

8

10

7

Консистенция

5

4

5

4

Цвет

2

2

2

2

Упаковка и маркировка

3

3

3

3

Итого

20

17

20

16


Образец масла сливочного под ТМ «Сулимовское» по бальной оценке относится к маслу первого сорта, хотя в маркировке заявлен высший сорт, следовательно, данный образец является фальсификатом. Предприятию изготовителю рекомендуется усилить контроль качества и проверить правильность расфасовки готовой продукции по потребительским упаковкам, для выявления причин появления ассортиментной фальсификации.

Из таблицы 12 следует, что исследуемые образцы масла сливочного «Крстьянского» высшего сорта  торговых марок «Первый вкус» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»  по органолептическим  показателям соответствуют требованиям  Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

А образцы масла сливочного ТМ «Косов» и ТМ «Сулимовское» имеют слабовыраженный сливочный вкус, что свидетельствует об использовании ненадлежащего качества сырья,рекомендуется усилить контроль на всех стадиях изготовления данного масла.

Таблица 12 – Органолептическиепоказатели исследуемых образцов в соответствии с Федеральным законом РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

Наименование показателей

Показатели в соответствии с Федеральным законом РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

ТМ «Первый вкус» в/с

ТМ«Косов»

в/с

ОАО «Чебаркульский молочный завод» в/с

ТМ «Сулимовское» в/с

Фактические показатели

1

2

3

4

5

6

7

Консистенция и внешний вид

Плотная, однородная, пластичная, поверхностьна срезе блестящая, сухая на вид. Допускается поверхность слабо блестящая или слегка матовая, с наличием единичных капелек влаги, недостаточно плотная и пластичная, слабо крошащаяся.

Плотная, однородная, пластичная, поверхность на срезе блестящая, сухая на вид.

Поверхность слабо блестящая или слегка матовая, с наличием единичных мельчайших капелек влаги, недостаточно плотная и пластичная.

Плотная, однородная, пластичная, поверхность на срезе блестящая, сухая на вид.

Поверхность слабо блестящая или слегка матовая, с наличием единичных мельчайших капелек влаги, недостаточно плотная и пластичная.

Все образцы соответствуют требованиям Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Вкус и запах

Выраженный сливочный вкус и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов.

Выраженный сливочный вкус и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов.

Слабовыроженныйсливочный, без посторонних привкусов и запахов.

Выраженный сливочный вкус и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов.

Слабовыро-женныйсливочный, без посторонних привкусов и запахов.

Образцы масла сливочного ТМ «Косовское» и «Сулимовское» имеют слабовыраженныйвкус.

Цвет

От светло желтого до желтого, однородный, равномерный

Желтый

Светло желтый

Желтый

Светло желтый

Все образцы соответствуют требованиям Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».


2.4.2 Результаты  физико-химического исследования 

Таблица 13 - Физико-химические показатели качества масла сливочного от разных производителей

 

Наименование показателя

Характеристика качества масла сливочного от разных производителей

ТМ  «Первый вкус» в/с

ТМ «Косов»

в/с

ОАО «Чебаркульский молочный завод» в/с

ТМ «Сулимовское» в/с

Массовая доля влаги (не бол. 25%)

24

20

24

26

Массовая доля жира (не менее 72,5%)

77

73

77

75

Титруемая кислотность плазмы (не более 26 оТ)

20

24

19

26


 

Исследуемые образцы масла сливочного «Крестьянского» высшего сорта под торговыми марками«Первый вкус», «Косов» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»по физико-химическим показателям соответствуют требованиям Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», следовательно, подлежит реализации.

Образец масла «Крестьянского» торговой марки «Сулимовское» имеет незначительно завышенный показатель массовой доли влаги (26%) , что свидетельствует нарушению технологических процессов, рекомендуется усилить контроль на всех стадиях изготовления данного масла.

 

Выводы и предложения

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1 Исследовав рынок масла  сливочного в России можно  сказать, что в различных регионах России уровень покупательской способности населения неодинаков. На данный момент основная часть населения не может приобретать сливочное масло, производимое только из натурального молочного жира, вследствие его дороговизны. С другой стороны, в силу кулинарных традиций, сложившихся в нашей стране, сливочное масло пользуется широким спросом у населения. Но объемы его производства не удовлетворяют существующий спрос, что приводит к росту объемов импорта этого продукта.

2Для получения высококачественного масла большое значение имеет качество сырья, поступающего на маслодельные заводы. От сырья, его состава зависят не только органолептические показатели масла, но и его стойкость при хранении. Так же важно соблюдать технологические процессы производства, их напушение влияет на качественные показатели продукта.

3 Магазин ООО «Дикси» осуществляет торговую деятельность на основании устава. Организационная структура управления магазином линейно – функциональная и направлена на четкое разграничение должностных обязанностей членов коллектива. Материально - техническая база магазина ООО «Дикси» соответствует требованиям, предъявляемым к устройству, планировке и оборудованию современных предприятий торговли.

4 Анализ экономических  показателей свидетельствует о  стабильном росте товарооборота, увеличении прибыли торгового предприятия.

5 Закупка товаров и  договорные отношения с поставщиками  осуществляется в соответствии  с Гражданским кодексом РФ. С  поставщиками молочной продукции  установлены длительные хозяйственные  связи.

6 Персонал магазина обеспечивает  квалифицированную приёмку поступивших товаров, а так же в магазине созданы все условия для рационального размещения,хранения товаров и подготовка к продаже их в магазине.

7 Ассортимент масла сливочного, реализуемого в магазине ООО «Дикси» является рациональным.

8 Исследуемые образцы масла сливочного «Крстьянского» высшего сорта  торговых марок «Первый вкус» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»  по органолептическим  показателям соответствуют требованиям  Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».А образцы масла сливочного ТМ «Косов» и ТМ «Сулимовское» имеют слабовыраженный сливочный вкус, что свидетельствует об использовании ненадлежащего качества сырья, рекомендуется усилить контроль на всех стадиях изготовления данного масла.

По физико-химическим показателям все образцы, кроме  масла «Крестьянского» торговой марки «Сулимовское», соответствуют требованиям Федерального закона РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», следовательно, подлежит реализации. Образец масла «Крестьянского» торговой марки «Сулимовское» имеет незначительно завышенный показатель массовой доли влаги (26%) , что свидетельствует нарушению технологических процессов, рекомендуется усилить контроль на всех стадиях изготовления данного масла.

В связи с вытекающими из работы выводами, были сформулированы следующие предложения:

-  проводить дальнейшее  расширение ассортимента;

-  наблюдать за вкусами  населения для выяснения покупательских  предпочтений;

-  использовать различные  методы рекламы с целью продвижения  товара;

- проводить по возможности 100% приемку по количеству всех  поступающих товаров. Систематически  проводить выборочную проверку  затаренных  и весовых товаров, что позволяет предотвратить  недостачу и своевременно предъявить  претензию поставщику;

- повысить организационное  обеспечение организации приемки  товаров.

Иметь в магазине ГОСТы, ТУ, инструкции, положения, регулирующие приемку товаров по количеству и качеству. Сбор и анализ данных проверок товаров, нареканий со стороны покупателей на ассортимент, производителей продукции

 

 

Список литературы и использованных источников

1Вышемирский, Ф.А. Производство сливочного масла [Текст]: Учебник  / Ф.А. Вышемирский. – М.: Агропромиздат, 1987. – 272с.

2 ГОСТ 3622-68  «Молоко и  молочные продукты. Отбор проб  и подготовка их к испытанию» [Электронный ресурс]: сайт «Каталог  государственных стандартов» / режим  доступа http://www.internet-law.ru/gosts/gost/47906/

3 ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. Технические условия» [Электронный ресурс]: сайт «Каталог государственных стандартов» / режим доступа http://www.internet-law.ru/gosts/gost/47906/

4 ГОСТ Р 52054-2003 « Молоко  натуральное коровье – сырье. Технические условия» [Электронный  ресурс] / режим доступа http://mcx-consult.ru/page0616072009

5 Дмитриченко, М.И. Товароведение  и экспертиза пищевых жиров, молока  и молочных продуктов [Текст]: Учебник  / М.И. Дмитриченко, Т.В. Пилипенко. –  СПб: Издательский дом «Питер», 2004 – 352с.

6 Инструкция П- 6 «Инструкция  о порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6) (с изменениями от 29 декабря 1973 г. и от 14 ноября 1974 г.) [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.fill2001.narod.ru/P6P7.htm

7 Казанцева, Н.С. Товароведение  продовольственных товаров [Текст]: учебник / Н.С. Казанцева. – М.: «Дашков  и Ко», 2007. – 400с.

8 Кондрашова, Е.А. Товароведение  продовольственных товаров  [Текст]: Учебное пособие/ Е.А. Кондрашова, Н.В. Коник, Т.А. Пешкова. – М.: Альфа –  М, 2007. – 426с.

9 Котова, О.Г. Повышение качества  сливочного масла [Текст]: Учебник  / О.Г.  Котова. - М.: Пищевая промышленность, 1979. – 127 с.: ил.

10 Кругляков, Н.Г. Товароведение  мясных и яичных товаров. Товароведение  молочных товаров и пищевых  концентратов [Текст]: учебник/ Н.Г. Кругляков, Г.В. Круглякова. – М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 488 с.

11 Лазарев, Е.Н. Товароведение  продовольственных товаров [Текст]:  Учебное пособие / Е.Н. Лазарев. - М.: Экономика, 2003.-587с.

12 Николаева, М.А. Идентификация  и фальсификация продовольственных  товаров [Текст]: Учебник /  М.А. Николаева. - М.: Экономика, 1996 -381с.

13 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая  деятельность [Текст]: учебник. – 11-е  изд., перераб. и доп. / Ф.Г. Панкратов. – М.: Издательско – торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 500с.

14 Раицкий, К.А. Экономика  предприятия [Текст]: учебник для  вузов/  К.А.  Раицкий. – М.:Изд. «Маркетинг», 1999. – 693 с.

15 Райкова, Е. Ю. Теория товароведения [Текст]: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. Ю. Райкова, Ю. В. Додонкин. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.

16 Российская Федерация  Федеральный закон «Технический  регламент на молоко и молочную продукцию» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 163-ФЗ) 12 июня 2008 года N 88-ФЗ [Электронный ресурс]/ режим доступа http://www.rg.ru/2008/06/20/reglament-dok.html

17 Статья «Бизнес-справка. Информация о комбинате ОАО  «Челябинский городской молочный комбинат» [Электронный ресурс]: сайт «Челябинский городской молочный комбинат» / режим доступа: http://www.moloko74.ru/?path=chgmk/business_help

18 Статья «История компании  ОАО «Чебаркульский молочный  завод» [Электронный ресурс]: сайт «Чебаркульский молочный завод» / режим доступа: http://www.milk74.ru/history

19 Статья «Коэффициент  установочной площади» [Электронный  ресурс]: электронный журнал  «Записки  маркетолога» /  режим доступа http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/koeffitsient_ustanovochnoy_ploshchadi/

20 Статья «Масло «Сулимовское» 15 лет радует челябинцев!» [Электронный  ресурс]: сайт «Вечерний Челябинск»  / режим доступа: http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=42113

21 Статья «Обзор российского  рынка сливочного масла» [Электронный  ресурс]:  электронный журнал «OilWorld.Ru Все масла мира» / Режим доступа http://www.oilworld.ru/news.php?view=48844

22 Статья « О компании  ООО «Косовский маслозавод» [Электронный  ресурс]: сайт ООО «Косовский маслозавод» / режим доступа: http://kosovmz.ru/

23 Статья «Показатели  эффективности использования площадей  магазина» [Электронный ресурс] / режим  доступа http://uchebnik.kz/roznichnaya-i-optovaya-torgovlya/145-pokazateli-effektivnosti-ispolzovaniya-ploshadey-magazina/

24 Степанова Л.И. Масло  коровье и комбинированное [Текст]/ Л.И. Степанова. – Спб: ГИОРД, 2003. -336с.- (Справочник технолога молочного производства. Технология и рецептуры: В 3т./ Л.И. Степанова, Т.2.)

25 Технология молока и  молочных продуктов [Текст]: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений/ Г.Н. Крусь, А.Г.Храмцов, З.В. Волокитина, С.В. Карпычев - под ред. А.М. Шалыгиной.- М.: КолосС, 2006.- 455с: ил.

26 Тимофеева, В.А.  Товароведение  продовольственных товаров [Текст]: Учебник  / В.А. Тимофеева. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.- 448с.

27 Чепурной, И.П. Идентификация  и фальсификация продовольственных  товаров [Текст]: Учебник / И.П. Чепурной. - М: Дашков и К°, 2002. - 459с.

28 Шевченко В.В. Товароведение  и экспертиза потребительских  товаров [Текст]:  Учебник/  В.В. Шевченко, И.А. Ермилова, А.А. Вытовтов, Е.С. Поляк. - М., 2003.- 328 с.- (Высшее образование)

29 Шейфель, О.А. Технология масла [Текст]:учебное пособие / О.А. Шейфель. - Кемерово 2003 – 140 с.

30 Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов [Текст]: Учебник  / А.Ф. Шепелев, О.И. Кожухова. – Ростов-на-Дону, ИВЦ «МарТ», 2001 – 92 с. 

31 Статья «Тяжелые металлы» [Электронный ресурс]: электронный журнал «Центр здорового питания» / режим доступа: http://eat-info.ru/references/pollutants/tyazhelye-metally/

32 Статья «Пестициды» [Электронный ресурс]: электронный журнал «Центр здорового питания»  / режим доступа: http://eat-info.ru/references/pollutants/tyazhelye-metally/

Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей