Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реализацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей.
Для выполнения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
•провести анализ рынка масла сливочного в России и Челябинске;
•дать подробную товароведную характеристику масла сливочного;
•проанализировать условия хранения масла сливочного в магазине;
•ознакомится с процедурой приемки масла сливочного по количеству и качеству;
•проанализировать договорные отношения с поставщиками масла сливочного;
•исследовать динамику поступления масла сливочного от разных поставщиков в магазин;
•проанализировать ассортимент масла сливочного;
•провести собственные исследования качества 4 образцов масла сливочного по органолептическим и физико-химическим показателям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..4
Глава 1 Обзор литературы
1.1 Состояние и перспективы развития рынка масла сливочного в России и в городе Челябинске ……………………………………………………………..6
1.2 Химический состав и пищевая ценность масла сливочного………………..9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента масла сливочного ……...13
1.4 Факторы, влияющие на формирование потребительских свойств масла сливочного…………………………………………………………………….19
1.4.1 Влияние сырья на качество масла сливочного ………………..………...19
1.4.2 Влияние операций технологического производства на качество масла сливочного ………………………………………………………………....25
1.4.3 Влияние факторов, сохраняющих качество масла сливочного………....28
1.5 Пороки сливочного масла, причины возникновения и меры предупреждения ....................................................................................................................30
1.6 Идентификация и фальсификация масла сливочного………………………32
1.7Характеристики показателей безопасности коровьего масла…………..…..34
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» и его материально-технической базы …………………………….36
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Дикси» …………………………………………..41
2.1.2 Динамика поступления и реализации масла сливочного в магазин «Дикси»…………………………………………………………………………...43
2.1.3 Закупочная деятельность предприятия, краткая характеристика поставщиков. Анализ договорных соглашений ………………………………..….44
2.1.4 Анализ приемки масла сливочного по количеству и качеству в магазине «Дикси» ………………………………………………………..……………49
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения масла в магазине «Дикси» …...……53
2.2 Анализ структуры ассортимента масла сливочного, реализуемого в магазине «Дикси». Расчет рационального ассортимента ………………………54
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика ……………………..58
2.4 Результаты исследований и их обсуждение ……………………………….61
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества …………………….…..61
2.4.2 Результаты физико-химических исследований …………………….……62
Выводы и предложения ……………………………………………………….…63
Список использованных источников ……………………………………………67

Файлы: 1 файл

analiz_assortimenta_i_ocenka_kachestva_masla_slivochnogo_pos.docx

— 7.31 Мб (Скачать файл)

Ассортимент - совокупность товаров, объединенных по какому – либо признаку. Ассортимент может быть торговым (набор товаров в магазине), производственным (перечень товаров, выпускаемых отдельными предприятиями), определенной товарной группы (набор разных видов и разновидностей товаров данной группы).

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения. С этой целью в данной работе будет интересным рассмотреть структуру ассортимента масла сливочного, реализуемого магазином «Дикси»  по следующим классификационным признакам:

- по содержанию массовой доли жира;

- по группам;

- по массе нетто упаковки;

- по количеству реализуемой  продукции.

 Для анализа ассортимента  масла сливочного из Приложения Ф составим таблицу по ассортименту продаваемого масла в магазине «Дикси» (таблица 8).

Таблица 8 – Ассортимент  масла сливочного реализуемого  в магазине «Дикси»

Ассортимент масла сливочного

Количество масла

Удельный вес в ассортименте, %

Крестьянское сладко-сливочное

10

76,9

Традиционное

2

15,4

С наполнителями

1

7,6

Масло топленое

-

-

Вологодское

-

-

Итого

13

100


 

Из таблицы 8 видно, что наибольший удельный вес среди масла сливочного, реализуемого магазином  «Дикси»,  занимает масло Крестьянское сладко - сливочное  – 76,9%; масло сливочное Традиционное – 15,4 %, масло сливочное с наполнителями –7,6%. На прилавках магазина отсутствует такие виды масел, как Вологодское, Любительское, Бутербродное. 

Ассортимент продукции характеризуется следующими основными показателями: широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и новизной.

1 Широта ассортимента  определяется количеством товарных  групп, видов, разновидностей и наименований  товаров однородных и разнородных  групп. Оценивается коэффициентом широты:

Кш = Шд/Шб х 100%, где

Шд  - фактичекое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб – широта, принятая за основу для сравнения [15].

В нашем случае Шд = 13 разновидностей (таблица 8). В качестве базовой широты принимаем количество масла сливочного, максимально возможного в реализации данного магазина: Шб = 16.

Тогда Кш = 13/16 х 100 = 81,25%

Заключение: коэффициент широты ассортимента масла сливочного в магазине «Дикси»  составляет 81,25%, что указывает на достаточно хорошую насыщенность магазина данной продукцией.

2 Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям.

Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента: Кп = Пд/Пб х100%, где

Пд – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;

Пб – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и др. [28]

Согласно таблице 8  фактическое количество групп масла сливочного, имеющихся в продаже равно 3, т.е. Пд = 3. Но  предусмотрены ассортиментным перечнем 5групп т.е. Пб = 5.

Тогда   Кп = 3/5 х 100 = 60%.

Заключение: коэффициент полноты ассортимента равен 60 %, что указывает на ассортимент масла по возможности полный, у покупателя есть широкий выбор.

3 Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Коэффициент глубины ассортимента Кг = Гд/Гб х 100%, где

Гд – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;

Гб – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.  [15].

Рассчитаем глубину сливочного масла в зависимости, от массы нетто упаковки исходя из таблицы 9, при Гб = 3 (таб.8):

Таблица 9 - Глубина сливочного масла в зависимости, от массы нетто упаковки 

Группа мала сливочного

Массы неттоупаковки, гр

Глубина,Гд

Кг, %

Крестьянское сладко - сливочное

180, 200

2

2/3*100= 66,7%

Масло сливочное Традиционное

180, 200

2

2/3*100= 66,7%

Маслосливочное с наполнителями

180

1

1/3*100=33,3%


 

Заключение: из таблицы 9 видно, что наиболее глубоко расширен  ассортимент масла сливочного Крестьянского и Традиционное.

4 Новизна ассортимента  – способность набора товаров  удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [15].

В магазине «Дикси» новым видом масла сливочного является масло ТМ «Домик в деревне» сладко - сливочное Крестьянское высшего сорта, т.е. Н = 1.

Тогда коэффициент новизны равен: Кн = Н/ Шд х 100% = 1/13 х 100=7,7%.

Заключение: коэффициент новизны ассортимента очень мал (7,7%), возможно это связанно с не высокой покупательской активностью населения в отношении новых производителей масла сливочного.

5 Устойчивость ассортимента  – способность набора товаров  удовлетворять спрос на одни  и те же товары.

 Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд) [15].

Устойчивым спросом у потребителей пользуются масло сливочное следующих торговых марок: Первый вкус, Сулимовское, Чебаркульское, Простоквашено.  Таким образом, У =4,   Ку = 4/13 х 100 = 30,8 %.

Заключение: коэффициент устойчивости равен 30,8%. Этот низкий показатель можно объяснить, «консерватизмом» во вкусе и привычке потребителей. Оценив определенного производителя масла сливочного, потребитель долго не меняет свои предпочтения.

6 Рациональность ассортиментаспособность  набора товаров наиболее полно  удовлетворять реально обоснованные  потребности разных сегментов  потребителей.

Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:

Кр = (ВшхКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн хКн + Вг х Кг) / 5, где

Вш, Вп, Ву, Вн, Вг – коэффициенты весомости.

Для того  чтобы определить коэффициент рациональности необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для их расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов выступали пять покупателей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента (полноты, широты, устойчивости и новизны) при выборе нужного им напитка.

В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные:

Вш (весомость широты) = 0,26;

Вп (весомость полноты) = 0,24;

Вг (весомость глубины) = 0,2

Вн (весомость новизны) = 0,27;

Ву (весомость устойчивости) = 0,23.

Произведем расчет коэффициента рациональностигазированных напитков:

Кр = (0,81 x 0,26 + 0,60 x 0,24 + 0,67 x 0,2 + 0,08 х 0,27 + 0,31 х 0,23) / 5х 100% = 58,15%.

В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 58,15%. Учитывая тот факт, что максимальное значение данного показателя равно 1, ассортимент в магазине «Дикси» вполне рационален. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры.

2.3 Объекты и  методы исследований, их характеристика

Объекты исследования:

1сливочное масло Крестьянское, высший сорт ТМ «Первый вкус»;

2сливочное масло Крестьянское, высший сорт ТМ «Косов»;

3 масло сладко-сливочное  Крестьянское несоленое, высший  сорт, ОАО «Чебаркульский молочный завод»;

4 масло сладко-сливочное  Крестьянское несоленое, высший  сорт, ТМ «Сулимовское».

Таблица 10 - Оценка  маркировки и упаковки  четырех образцов масла сливочного

Наименования показателей маркировки

Характеристика показателей маркировки масла сливочного от разных поставщиков

ТМ «Первый вкус»

ТМ «Косов»

ОАО «Чебаркульскиймолочный завод»

ТМ «Сулимовское»

Наименование продукта

Сливочное масло Крестьянское

Сливочное масло Крестьянское

Масло сладко- сливочное Крестьянское несоленое

Масло сладко- сливочное Крестьянское несоленое

Значение массовой доли жира в процентах

72,5%

72,5%

72,5%

72,5%

Сорт

Высший сорт

Высший сорт

Высший сорт

Высший сорт

Наименование и место нахождения изготовителя

ОАО « Челябинский городской молочный комбинат» Россия, г. Челябинск, ул. Тимирязева, 5

ООО «Косовский маслозавод», Россия, Челябинск, у. Хлебозаводская, 3

ОАО «Чебаркульский молочный завод», Россия, Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, 1

ООО «Сулимовский торговый дом»Россия,  г. Челябинск, ул. Приборостроителей, 8

Товарный знак изготовителя

«Первый вкус»

«Косов»

отсутствует

«Сулимовское»

Масса нетто

180 гр

180 гр

200г

175г

Состав продукта

Пастеризованные сливки из коровьего молока

Пастеризованные сливки

Пастеризованные сливки из коровьего молока

Пастеризованные сливки из коровьего молока

Пищевая ценность

Ж=72,5г, У=1,4г, Б= 1,0г,

Ж=72,5г, У=1,4г, Б= 1,0г,

Ж=72,5г, У=1,4г, Б= 1,0г,

Ж=72,5г, У=1,4г, Б= 1,0г,

Энергетическая ценность

662 Ккал

662 Ккал

662 Ккал

662 Ккал

Условия хранения и срок годности

при относительной влажности воздуха не более 90% и температуре:плюс (3±2)°С - 35 суток,минус (6±3)°С - 60 суток,минус (16±2)°С - 120 суток,

при относительной влажности воздуха не более 90% и температуре:

   • плюс (3±2)°С - 20 суток,

   • минус (16±2)°С - 30 суток,

при относительной влажности воздуха не более 90% и температуре:плюс (3±2)°С –35суток,минус (6±3)°С - 60 суток,минус (16±2)°С - 120 суток,

при относительной влажности воздуха не более 90% и температуре: плюс (3±2)°С - 20 суток,минус (6±3)°С - 25 суток,минус (16±2)°С - 30 суток,

Дата изготовления и дата упаковывания

21.09.2012

25.10.2012

23.09.2012

01.10.2012

Обозначение документов, в соответствии с которыми изготовлен продукт

ГОСТ Р 52969-2008

ГОСТ Р 52969-2008

ГОСТ Р 52969-2008

ГОСТ Р 52969-2008


 

Проведем оценку маркировки масла сливочного в соответствии с ФЗ РФ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», купленного в магазине «Дикси». Все данные приведены в таблице 10.

Из таблицы 10 видно, что все  исследуемые образцы сливочного масла имеют полную, доступную, понятную и правильную маркировку, так же все упаковки выполнены с красочным оформлением, в богатой палитре цветов, это говорит о том, что предприятия способны конкурировать не только по качеству, но и по другим показателям, не менее важным для продвижения выпускаемой продукции.

Процедура отбора проб. От масла в качестве контролируемых мест отбирают и вскрывают 10% всего количества единиц упаковки. В партии менее 10 единиц упаковок отбирают две единицы.

 

 

 

 

Пробу масла отбирают щупом. При упаковке масла в бочки щуп погружают наклонно от края бочки к центру, при упаковке масла в ящики щуп погружают по диагонали от торцовой стенки к центру монолита масла. Пробу замороженного масла отбирают нагретым щупом.

 Из разных мест пробы  масла, взятого щупом, для физико-химических  испытаний отбирают шпателем около 50 г продукта от каждого контрольного места и помещают в одну банку.

Из каждой вскрытой единицы упаковки с фасованным маслом отбирают 3% брусков. Из каждого бруска отбирают не более 50 г масла, помещают его в одну банку для составления средней пробы, которую помещают в водяную баню с температурой 35 °С. При постоянном перемешивании пробу нагревают до получения размягченной массы однородной консистенции, затем ее охлаждают до температуры (20±2) °С и выделяют средний образец для исследования[2].

При проведении экспертизы качества масла сливочного могут достигаться следующие цели исследования:

1) установление вида масла;

2) установление показателей  качества продукта;

3) установление фальсификации;

4) установление срока  хранения;

5) контроль технологических  процессов.

Из физико-химических показателей при исследовании качества масла сливочного определяютмассовую долю влаги(в масле без наполнителей), массовую долю жира, титруемую кислотность плазмы.

Органолептическим методом определяют такие показатели как консистенция и внешний вид, цвет, вкус и запах.

2.4 Результаты  исследований и их обсуждение

2.4.1 Результаты  органолептического исследования

Анализ качества масла сливочного проводится органолептическим методом, который основан на определении качества товаров с помощью органов чувств – зрения, обоняния, вкуса, осязания.

Оценку качества органолептических показателей сливочного масла проводится в соответствии с ГОСТ Р52969–2008 по бальной шкале.В данной работе были исследованы 4 образца  масла сливочного «Крестьянского», результаты органолептической экспертизы этих образцов  указаны  ниже в таблице 11.

Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества масла сливочного, поступающего на реа-лизацию в магазин «Дикси» от различных изготовителей