Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на рынке. Основная задача хлебопекарной отрасли—обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые соответствовали его каждодневным запросам.
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
Целью маркетингового исследования является изучение предпочтений потребителей молока коровьего в городе Жодино.
Ржаной хлеб является самым востребованным продуктом, потребители достаточно осведомлены о качестве, выбирая исходя из предпочтений. Ржаной хлеб является товаром первой необходимости, поэтому покупают его по мере необходимости.
В ходе исследования было опрошено 50 респондентов с различным уровнем доходов.
Результаты ответа на вопрос анкеты (см. приложение А) «Как часто вы покупаете ржаной хлеб?», приведены на рисунке 3.1.
В ходе исследования было опрошено 25 женщин и 25 мужчин. Отметим, что основную массу потребителей ржаного хлеба составляют люди разной возрастной группы.
Рисунок 3.1 ― Результаты ответа на вопрос 1
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Как показал опрос, основная масса покупателей приобретают молоко несколько раз в неделю (58 %), что объясняется высоким спросом на данную продукцию, более того, каждый третий покупатель употребляет молоко каждый день.
Результаты ответа на вопрос анкеты А «Что привлекает Вас при выборе хлеба?», приведены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 ― Результаты ответа на вопрос 2
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Как показал опрос, большинство покупателей (80 %) приходят в магазин по аромату свежеиспечённого хлеба, а также 12 % опрошенных указало в качестве важного фактора при выборе хлеба — внешний вид. Следует отметить, что предлагаемый в магазине ассортимент хлеба как раз учитывает данный факт: большинство видов хлеба, реализуемого в ОАО «Меркурий и К», имеет достаточно презентабельный внешний вид и удобную упаковку по приемлемой цене..
Результаты ответа на вопрос анкеты А «Какие факторы влияют на Ваш выбор хлеба?», приведены на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 ― Результаты ответа на вопрос 3
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Как показало исследование, производителям хлеба необходимо учитывать тот факт, что определяющим фактором, влияющим на покупку хлеба у потребителя выступает его вкус (45 %), а также внешний вид (28 %) и цена (22 %). Среди других важных факторов опрошенные отметили запах, упаковку и консистенцию.
Результаты ответа на вопрос анкеты «Где обычно вы покупаете хлеб?», приведены на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 ― Результаты ответа на вопрос 4
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Большинство опрошенных в качестве регулярного места покупки хлеба указали ОАО «Меркурий и К», что не удивительно, так как опрос проводился именно среди посетителей ОАО «Меркурий и К», однако необходимо учитывать, что 5 % покупателей указали рынок, а 3 % ― соседние магазины.
Результаты ответа на вопрос анкеты А «Какую сумму денег Вы планируете потратить при покупке хлеб?», приведены на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 ― Результаты ответа на вопрос 5
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Опрос показал, что покупатели в основном приобретают хлеб по цене 4000 ― 5500 рублей.
Цену свыше 5500 рублей покупатели готовы заплатить лишь для хлеба с различными добавлениями сухофруктов.
Результаты ответа на вопрос анкеты «Хлеб, какого производителя Вы предпочитаете?», приведены на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 ― Результаты ответа на вопрос 6
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Опрос показал, что покупатели больше всего приобретают продукцию РУП «Борисовхлебпром». По их мнению, именно продукция данного завода максимально отвечает требованиям качества и цены. Далее в шкале предпочтений покупателей находится продукция КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 1, 2, 3.
Таким образом, проведенное исследование показало, что посетители магазина приобретают ржаной хлеб довольно часто (несколько раз в неделю) по цене 4000 ― 5500 р. При этом они предпочитают продукцию РУП «Борисовхлебпром»., так как хлеб данного производителя отвечает вкусовым требованиям, соответствующий дизайн упаковки и хорошие сроки годности; а определяющими факторами, влияющим на покупку хлеба у потребителя выступает его вкус и запах (45 %), а также внешний вид (28 %) и цена (22 %), это говорит о том, что потребитель отдаёт предпочтение более качественному продукту. Потребители недостаточно грамотны в вопросах состава и качества хлеба, большинство не видит разницы между хлебом ржаным или тритикалевым, с отрубями.
1.Ауэрман Л.Я. Технология
хлебопекарного производства М.
промышленность, 1972.
2. Барыкин К.К. «Хлеб, который мы едим» М.: Политиздат, 1982.
3. Вольпер И.М., Гримм А.Н., Зайцев В.Н. и др. Органолептические методы
оценки продовольственных товаров. М.: Экономика, 1967.
4. Горбунова В.П., Тесля Э.П. Порядок и сроки приемки товаров по количе-
ству и качеству.-М.: Экспертное бюро,1993. ГОСТ 14137-71 «Отбор проб
и методы испытаний» М.: Госстандарт России, 1999.
5. ГОСТ 51074-97 «Продукты пищевые» М.: Госстандарт России, 1997.
6. ГОСТ 2077-84 «Органолептические
и физико-химические
М.: Госстандарт России, 1998 г.
7. ГОСТ 14137-71 «Отбор проб и методы испытаний» М.: Госстандарт Рос-
сии, 1996.
8. Драмышева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных
товаров: Учебник.-М.: Экономика,1996.
9. Зверева Л.Ф. Технология
хлебопекарного произаодства.-
и доп.-М.: Пищевая промышленность,1979.
10. Исследование
11. Колесник А.А., Елизарова
Е.Г. Теоретические основы
продовольственных товаров; Учебник.- изд. 3-е, перераб. и доп.-М.:
Экономика,1980.
12. Леонов И.Г., Аристов
О.В. Управление качеством
пособие .-2-е изд. переб. и доп.-М.: Изд-во стандартов,1990.
13. Ловачев Л.Н., Волков М.А., Церевитинов О.Б. Снижение потерь
продовольственных товаров при хранении.-М.: Экономика,1980.
14. Николаева М.А. Товароведение
потребительских товаров.
основы.-М.: Норма,1997.
15. Пучкова Л.И. Лабороторный практикум по технологии хлебопекарного
производства: Учебное пособие.-Изд. 3-е, перераб. и доп.-М.: Легкая и
пищевая промышленность,1982.
16. Справочник товароведа
продовольственных товаров/
17. Стандарты на
18. Сарычев Б.Г. Сырье хлебопекарного производства. Учебное пособие.-
изд.2-е исправ. И доп.-М.:ГИЗЛЕГПИЩЕПРМ.1953.
19. Товароведение зерномучных
и кондитерских товаров:
Смирнова, Л.А. Надежнова, Г.Д. Селезнева, Е.А. Воробьева. -М.:
Экономика, 1953.
20. Фурс И.Н. Товароведение зерномучных товаров: Учебное пособие.-
Минск: БГЭУ,1999.
21. Химический состав пищевых
продуктов/ Под редакцией
А. Покровского.-М.: Пищевая промышленность,1976.