Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:49, курсовая работа
Исходя из цели, задачами работы являются:
1. Рассмотреть сущность и основные показатели ассортимента;
2. Изучить формирование и управление ассортиментом;
3. Охарактеризовать риск, связанный с разработкой новой продукции;
4. Рассмотреть процедуру формирования оптимального ассортимента на примере ООО «Компьютерные системы».
Введение……………………………………………………………………………...7
1 Теоретические основы формирования и управления ассортиментом продукции……………………………………………………………………............9
1.1 Сущность и основные показатели ассортимента……………………………...9
1.2 Формирование и управление ассортиментом………………………………...12
1.3 Системы и методы формирования ассортимента…………………………….18
1.4 Риск, связанный с разработкой новой продукции……………………………21
1.5 Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга………………….22
2 Аспекты рынка, необходимые для управления ассортиментом товара………………………………………………………………………..............27
2.1 Спрос и предложение. Рыночное равновесие………………………………...27
2.2 Методы прогнозирования……………………………….……………………..32
2.3 Прогнозирование спроса и сбыта……………………………………………..43
2.4 Ёмкость рынка………………………………………………………………….48
2.5 Изучение конкурентов…………………………………………………………50
2.6 Сегментация рынка и её основные критерии………………………………...55
2.7 Целевой и пробный рынки……………………………………………………..63
2.8 Позиционирование товара на рынке…………………………………………..66
2.9 Дифференциация товаров на рынке………………………………………….70
3 Анализ ассортимента товара на предприятии ООО «Компьютерные системы».....................................................................................................................72
3.1 Характеристика ООО «Компьютерные системы»…………………………..72
3.2 Структура компании ООО «Компьютерные системы»……………………74
3.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности ООО «Компьютерные системы» с 2011г. по 2012г…………………………………….81
3.4 Управление ассортиментом продукции с позиций рынка ………..…………86
3.5 Маркетинговый анализ ассортимента продукции……………………………87
3.6 Экономический анализ ассортимента продукции……………………………89
3.7 Технология проведения ассортиментного анализ продукции………………95
3.8 Экстраполяция по скользящей средней………………………………………99
3.9 Экспоненциальная средняя. ………………………………………………….101
3.10 Прогнозирование на основе сезонных колебаний………………………104
3.11 Прогнозирование методом линейной регрессии…………………………..109
Заключение………………………………………………………………………...113
Список использованных источников…………………………………………….115
Сегментация рынка – это разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований группы.
Сегмент рынка – это сектор рынка, группа потребителей с определенными схожими признаками, существенно отличающиеся от всех других секторов рынка и групп потребителей.
Необходимость сегментации определяется давлением рынка:
1. Если наблюдается экономический рост, то происходит усложнение процесса сегментации, что объясняется ростом потребностей и возможностей их удовлетворения;
2. Если экономическая ситуация ухудшается, то происходит свертывание процесса сегментации, что объясняется снижением уровня удовлетворения потребностей большинством потребителей.
Цель сегментации – выявление у каждой группы покупателей сравнительно однородных потребностей в товаре и организация в соответствии с этим товарной, ценовой, сбытовой деятельности предприятия.
Цель анализа при сегментации – выявление ниши, ее разработка и последующее освоение в борьбе с конкурентами.
Эффективность сегментационного анализа оценивается с помощью следующих факторов:
1. Возможность сравнительной оценки рынка относительно других рынков, соизмеримость и идентифицируемость рынков;
2. Значительные размеры перспективного рынка, позволяющие выделить по крайней мере два типа потребительского поведения, и емкость сегментов, достаточная для того, чтобы программа формирования целевого маркетинга, рассчитанного на эти сегменты, приобрела реальный смысл;
3. Существование средств стимулирования сбыта, пригодных для воздействия на сегменты рынка;
4. Отзывчивость потребителей на внешние воздействия.
Для определения сегментов используются различные критерии. Они представлены в таблице 8. Выбранный в ходе маркетингового исследования сегмент должен открывать хорошие перспективы для дальнейшего развития предприятия. В связи с этим осуществление сегментирования обусловлено стратегическими целями производителя.
К показателям, определяющим эффективность выполненной сегментации, относятся:
1. Адекватный потребностям производителя размер рынка;
2. Слабая связь между сегментами;
3. Низкая конкурентоспособность товаров, предлагаемых конкурентами;
4. Устойчивые различия между сегментами;
5. Низкие дополнительные расходы на обслуживание сегмента;
6. Значительная потребность сегмента в товарах и услугах.
Таблица 8
Критерии определения сегмента рынка
Критерий сегментации |
Параметры |
Количественные параметры сегмента |
Ёмкость сегмента,
число потенциальных |
Доступность сегмента для предприятия |
Каналы сбыта; условия хранения товара; условия транспортировки |
Существенность сегмента |
Устойчивость; доступность |
Прибыльность |
Рентабельность результатов деятельности предприятия на данном сегменте |
Защищенность сегмента |
Уровень конкурентоспособности; потенциальные конкуренты; преимущества конкурентов |
Возможность эффективной работы в сегменте |
Уровень подготовленности к работе; возможность достижения эффективности |
Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов |
- |
При сегментации рынка выделяют различные признаки. Часть их представлена в таблице 9.
Таблица 9
Общие признаки сегментации рынка
Признаки сегментации |
Виды сегментации |
Общая характеристика |
Социально-экономические; демографические; географические; ситуационные; психографические; поведенческие, и т. д. |
Сегментация по потребителям |
Позволяет изучить потенциального покупателя. Наиболее распространена |
Один ключевой параметр (экономичность, дизайн, надёжность); несколько ключевых параметров (надёжность и наличие дополнительных устройств) |
Сегментация по параметрам продукции |
Учитывает реакцию потребителей на определённые параметры товара |
Рыночные; производственные: финансовые; управленческие; сбытовые; ценовые, и т. д. |
Сегментация по основным конкурентам |
Предполагает
выявление преимуществ |
Основные достоинства сегментации рынка:
1. Создание новых изделий, соответствующих запросам рынка;
2. Определение эффективных стратегий стимулирования сбыта;
3. Оценка конкуренции на рынке;
4. Объективная оценка имеющихся стратегий маркетинга.
Основные недостатки сегментации рынка:
1. Выводы относительно сегментации рынка характеризуют только среднестатистическую тенденцию поведения потребителей;
2. Разнообразие «жизненного стиля» потребителей с 1980-х гг. затрудняет проведение сегментации на многих рынках;
3. Сегментация не позволяет решать проблемы, связанные с недостаточно внимательным отношением к другим элементам маркетинга. Даже точнейшая сегментация не имеет ценности, если в организации не разработаны стратегии формирования ассортимента, стимулирования сбыта, ценообразования, товародвижения.
При проведении сегментации необходимо выбрать признаки сегментации, учитывая различия между рынками товаров индивидуального потребления. Они представлены в приложении 3. А так же продукции производственного назначения. Они представлены в приложении 4.
Сегментации по признакам для товаров индивидуального потребления выделяют:
1. Сегментацию по обстоятельствам применения – деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, мотивом к совершению покупки;
2. Сегментацию на основе выгод – деление рынка на группы в зависимости от выгоды, пользы, достоинств, которые видит в данном товаре потребитель;
3. Сегментацию по статусу пользователя – деление рынка на группы в зависимости от степени регулярности использования какого то товара его пользователями, среди которых различают не использующих данный товар; бывших, потенциальных, регулярных пользователей и пользователей новичков;
4. Сегментацию по интенсивности потребления – это деление рынка на группы слабых, умеренных, активных потребителей конкретного товара;
5. Сегментацию по степени лояльности – это деление рынка на группы в соответствии с приверженностью потребителей определенной марке товара, измеряемой числом повторных покупок товара данной марки;
6. Сегментацию по стадии готовности покупателя – классификация покупателей на неосведомленных и осведомленных, на хорошо информированных о товаре, заинтересованных в нем, на не желающих и не имеющих возможности приобрести данный товар.
В России очень распространена сегментация потребителей в зависимости от их платежеспособности.
Общее правило при сегментации: она может осуществляться на основе одного критерия, а также посредством последовательного применения нескольких критериев.
На практике используют шесть видов сегментации рынка. Эти виды представлены в таблице 10.
Таблица 10
Виды сегментации рынка
Название |
Характеристика |
Макросегментация |
Деление рынков по странам, регионам |
Микросегментация |
Определение групп потребителей в рамках одной страны |
Сегментация вглубь |
Сегментация начинается с широкой группы потребителей, а затем сужается |
Сегментация вширь |
Сегментация начинается с узкой группы потребителей, а затем расширяется |
Продолжение Таблицы 10 | |
Предварительная сегментация |
Определение начала маркетинговых исследований и охват большого числа возможных рыночных сегментов, предназначенных для изучения |
Окончательная сегментация |
Определение оптимальных сегментов рынка |
Оптимальным принято считать сегмент, где присутствует около 20% покупателей данного рынка, которые приобретают примерно 80% товара, предлагаемого конкретной фирмой.
Сегментация проведена успешно, если выявлено рыночное окно или обнаружена рыночная ниша.
Рыночное окно – это группы потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются в результате использования других, аналогичных товаров.
Рыночная ниша – это сегмент, для которого товары данной фирмы являются оптимальными и их поставка представляется наиболее целесообразной. Имеет высокий уровень специализации.
Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня качества удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга потребителей по повышенным ценам.
Алгоритм формирования товарной ниши представлен на рисунке 9.
Существуют два подхода к формированию рыночной ниши:
1. Вертикальная ниша – реализация данного товара или группы функционально близких товаров разным группам потребителей;
2. Горизонтальная ниша – удовлетворение различных нужд потребителей в товарах и услугах, которые между собой функционально независимы.
Рыночная ниша со временем может стать крупным рыночным сегментом или даже стратегической зоной хозяйствования.
Рисунок 9 Последовательность действий
при создании рыночной ниши
В практике маркетинга используются различные стратегии сегментации рынка. Они представлены в приложении 5.
Основными этапами планирования стратегии сегментации являются:
1. Определение характеристик и требований потребителей относительно типа товаров или услуг, предлагаемых предприятием;
2. Анализ сходства и различий потребителей;
3. Разработка профилей групп потребителей;
4. Выбор потребительского сегмента;
5. Определение места предприятия на рынке относительно конкурентов;
6. Подготовка соответствующего плана маркетинга.
2.7 Целевой и пробный рынки
После выявления рыночных сегментов необходимо определить степень их привлекательности, выбрать целевой рынок и определить маркетинговые стратегии по отношению к нему.
Несколько сегментов, отобранных для маркетингового изучения и деятельности данного предприятия, представляют собой целевой рынок.
Целевой рынок – это привлекательный участок рынка, на котором предприятие сосредоточивает свою деятельность с целью наиболее полной реализации маркетинговых возможностей.
На выбор целевых рынков влияют следующие факторы:
1. Ресурсы предприятия – при их ограниченности наиболее целесообразно применять концентрированный маркетинг;
2. Степень однородности продукции – для товаров с возможно широким ассортиментом (одежда, радиоаппаратура, мебель и т.д.) наиболее подходит товарно дифференцированный или концентрированный маркетинг; для товаров однородных (хлопок, апельсины и т.д.) – массовый маркетинг;
3. Этап жизненного цикла товара – при выходе на рынок с новым товаром более приемлем массовый или концентрированный маркетинг, а на этапе зрелости – товарно дифференцированный;
4. Степень однородности рынка – если покупатель однороден и одинаково реагирует на маркетинговые действия, целесообразно использование массового маркетинга;
5. Маркетинговые стратегии конкурентов – если конкуренты сегментируют рынок, то массовый рынок нецелесообразен; если конкуренты применяют массовый маркетинг, то можно получить выгоду от использования концентрированного и дифференцированного маркетинга.
Возможны пять вариантов выбора целевого рынка. Они представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 Варианты выбора целевых рынков
Варианты выбора:
1. Сконцентрировать усилия, направленные на реализацию одного товара, на одном рыночном сегменте (а);
Информация о работе Анализ ассортимента товара на предприятии ООО «Компьютерные системы»