Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 16:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование коммерческой деятельности в розничной торговле и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы коммерческой деятельности розничного предприятия, способы и методы оценки эффективности коммерческой деятельности;
- оценить эффективность коммерческой деятельности магазина «Магнит»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности магазина «Магнит».
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
Теоретические основы организационной цели коммерческой деятельности предприятий розничной торговли…………………………….….6
Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности……………………………………………………………………..…6
Основные формы и методы коммерческой деятельности……………..12
Планирование, разработка и обоснование торговой политики предприятия розничной торговли………………………………………………19
Анализ финансово-экономической деятельности «Магнит»………….27
2.1. Общая характеристика предприятия…………………..………………..…27
2.2. Факторы, влияющие на повышение эффективности коммерческой деятельности………………………………………………………………………..42
2.3. Методы совершенствования коммерческой деятельности «Магнит»…...49
3. Способы совершенствования коммерческой деятельности «Магнит»…….54
3.1. Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия……………..54
3.2. Разработка мер, направленных на совершенствование коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Изучение структуры валового дохода показало, что, несмотря на снижение в 2010г. уровня валового дохода в товарообороте, можно смело говорить о повышении эффективности деятельности магазина «Магнит». Основание этому рост удельного веса прибыли и снижение доли затрат на реализацию в валовом доходе предприятия, вызванные более высоким темпом роста прибыли по сравнению с темпом роста расходов на реализацию.
Таблица 11 – Анализ динамики издержек обращения магазина «Магнит» за 2010 – 2012 гг.
Статьи расходов |
2010 год |
2011 год |
В % к 2010г. |
2011 год |
В % к 2011г. | |
Транспортные расходы, тыс.р. |
0,61 |
0,4 |
65,57 |
1,14 |
285,00 | |
Расходы на рекламу, тыс.р. |
0,41 |
0,35 |
85,37 |
1,08 |
308,57 | |
Арендные платежи, тыс.р. |
5,8 |
5,04 |
86,90 |
5,6 |
111,11 | |
ФОТ, тыс.р. |
2,9 |
4,1 |
141,38 |
4,1 |
100,00 | |
Прочие расходы, тыс.р. |
0,48 |
0,21 |
43,75 |
0,38 |
180,95 | |
ИТОГО: |
10,2 |
10,1 |
99,02 |
12,3 |
121,78 |
В 2012 г. наибольшее увеличение произошло по статье «расходы на рекламу» – на 208,57 %, транспортных расходов – на 185 %. Платежи по аренде офиса и склада по сравнению с 2011 г. возросли на 11,11 %. Сумма прочих расходов увеличилась на 16,13 %, в то время как сумма расходов по оплате труда осталась прежней. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее увеличение расходов предприятия произошло по статьям, величина которых так или иначе связана с товарооборотом. Так дополнительные расходы на рекламные и стимулирующие продажи мероприятия способствовали росту товарооборота, что повлекло за собой рост переменных расходов, в данном случае транспортных. В 2011 году примерно 90 % всех затрат магазина «Магнит» составляли постоянные расходы, вследствие чего незначительное их увеличение позволило компенсировать высокие темпы роста транспортных расходов и затрат на рекламу.
Анализируя структуру товарооборота предприятия, необходимо также выяснить, увеличение объема продаж какого товара в большей степени повлияло на рост товарооборота.
Проведем анализ структуры товарооборота магазина «Магнит» в разрезе ассортимента – по группам молочных товаров: молоко цельное, кисломолочная продукция, сметана, сырковая масса, творог, напитки, масло и сыр. Данный анализ поможет определить наиболее ходовые товары, а также выявить недостатки коммерческой деятельности по продаже конкретных видов товаров в 2012 году.
Таблица 12 – Структура товарооборота магазина «Магнит» по видам товара в 2011 – 2012 гг.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Изменение по | |||
сумма, тыс.р. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.р. |
уд. вес, % |
сумме, тыс.р. |
уд. весу, п.п. | |
товарооборот с НДС |
490,58 |
100 |
542,00 |
100 |
+51,42 |
Х |
в т.ч. молоко цельное |
70,80 |
14,43 |
75,30 |
13,89 |
+4,50 |
-0,54 |
Кисломолочная продукция |
105,13 |
21,43 |
110,12 |
20,32 |
+4,99 |
-1,11 |
Сметана |
80,12 |
16,33 |
81,13 |
14,97 |
+1,01 |
-1,36 |
Сырковая масса |
41,12 |
8,38 |
44,70 |
8,25 |
+3,58 |
-0,13 |
Творог |
63,00 |
12,85 |
70,00 |
12,92 |
+7,00 |
+0,07 |
Напитки и сухое молоко |
20,99 |
4,29 |
26,90 |
4,96 |
+5,91 |
+0,67 |
Масло |
40,05 |
8,16 |
53,60 |
9,89 |
+13,55 |
+1,73 |
Сыр |
69,37 |
14,14 |
80,25 |
14,80 |
+10,88 |
+0,66 |
Анализ, представленный в таблице 12, показывает, что как в 2011, так и в 2012 году наибольший удельный вес в общем объеме реализации занимают кисломолочные продукты (21,43 %; 20,32 % соответственно), наименьший – напитки и сухое молоко (4,29 %; 4,96 %).
Магазин «Магнит» использует следующие виды рекламы своего товара:
- реклама в специализированных печатных изданиях;
- предложение товара посредством личных контактов;
- выпуск шариковых ручек с логотипом организации.
От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, так как недостаток оборотных средств снижает производственную деятельность предприятия, прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит предприятие к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам, а следовательно к банкротству.
Большее влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От этого зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов и т.д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Все это обусловливает необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости.
Анализ оборачиваемости оборотных активов включает три этапа:
1) оборачиваемости активов предприятия;
2) оборачиваемости дебиторской задолженности;
3) оборачиваемости товарно-
В процессе анализа рассматривается динамика собственных оборотных средств, определяются абсолютные и относительные отклонения от плана и фактических данных прошлых лет. В дальнейшем при проведении анализа финансовой устойчивости проводится сравнение величины собственных оборотных средств с потребностью организации в запасах. Сравнение темпов роста этих показателей позволяет судить об обеспеченности организации собственными оборотными средствами.
Для определения доли участия собственных средств в формировании оборотных активов организации рассчитываются следующие показатели, представленные в таблице 13.
Таблица 13 - Коэффициенты, характеризующие оборотные активы предприятия магазина «Магнит» за 2010 – 2012 гг.
Показатель |
2010 г. |
2012 г. |
2012 г. |
Изменение | |
2011 г./ 2010 г |
2012 г./ 2010 г. | ||||
Наличие собственные оборотные средства, тыс. руб. |
101039 |
98382 |
105069 |
-2657 |
4030 |
Коэффициент обеспеченности организации собственными оборотными средствами, % |
0,36 |
0,32 |
0,2 |
-0,04 |
-0,16 |
Коэффициент обеспеченности запасами оборотными средствами, % |
0,65 |
0,54 |
0,36 |
-0,11 |
-0,29 |
Коэффициент маневренности, % |
0,46 |
0,44 |
0,47 |
-0,02 |
0,01 |
Коэффициент оборачиваемости, % |
6,62 |
5,27 |
4,17 |
-1,35 |
-2,45 |
Длительность одного оборота, в днях |
54 |
68 |
86 |
14 |
32 |
Коэффициент закрепления оборотных средств, % |
0,5 |
0,5 |
0,71 |
0 |
0,21 |
Проанализировав таблицу 13, можно сказать, что собственные оборотные средства в 2011 г. снизились на 2657 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. Но уже в 2012 г. наблюдается увеличение собственных оборотных средств на 6687 тыс. руб. по сравнению с 2011 г.
По данным расчета коэффициента обеспеченности организации собственными оборотными средствами можно сказать, что организация платежеспособна с «Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», разработанными ФУДН в 1994 г., так как коэффициент больше 0,1. Если коэффициент был бы меньше 0,1, то структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а организация — неплатежеспособной.
Считается, что коэффициент обеспеченности должен изменяться в пределах 0,6... 0,8. т.е. 60—80% запасов организации должны формироваться из собственных источников. По данным расчета видно, что коэффициент обеспеченности с каждым годом уменьшается. Это свидетельствует о том, что собственных источников финансирования организации не достаточно для формирования запасов. Следовательно, организация вынуждена привлекать инвестиционные средства для дальнейшей деятельности организации.
Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Оптимальным считается значение этого коэффициента равное 0,5.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства.
Коэффициент закрепления (или загрузки) оборотных средств используется для планирования и показывает величину оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции.
Ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотном капитале (абсолютное высвобождение), приросту объемов продукции (относительное высвобождение) и, значит, увеличению получаемой прибыли. В результате улучшается финансовое состояние организации, укрепляется ее платежеспособность.
Замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности организации хотя бы на уровне прошлого периода.
В результате оценки эффективности коммерческой деятельности магазина «Магнит» выявлены неиспользованные возможности в работе с поставщиками – скидки за предоплату в размере 3 %. Учитывая интенсивное развитие предприятия, предлагаемый ассортимент товаров недостаточно широк. Однако в целом, коммерческая деятельность магазина «Магнит» достаточно эффективна, что создает предпосылки к получению высоких финансовых результатов в будущем.
Таким образом, при разработке мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности магазина «Магнит», в первую очередь, необходимо обратить внимание на предоставляемую скидку за предоплату одним из поставщиков и принять меры по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности. В связи со значительным ростом объема продаж и других показателей эффективности деятельности целесообразно расширить торговый ассортимент. Стабильное финансовое положение организации позволяет реализовать данное расширение без дополнительного риска.
3.2. Разработка мер, направленных
на совершенствование
Коммерческая деятельность включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее. Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.
Сложность и неоднозначность современного этапа российской действительности для предпринимателей, и их культуры заключается в определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные в идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои творческие потенции совершенно в других условиях.
Коммерческая работа осуществляется на основе принятия управленческих решений, выработанных субъектами рынка.
Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо накопление и обработка коммерческой информации. В связи с этим одним из направлений повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия, является совершенствование её информационного обеспечения.
Коммерческая информация – это определённый массив необходимой и достаточной для осуществления коммерческой работы информации коммерческого и технологического характера о деятельности хозяйствующих субъектов рынка и потребителях.
Этот массив формируется каждым конкретным коммерческим работником с учётом его компетенции в управлении коммерческой деятельностью и должностными обязанностями. Коммерческая информация включает сведения, необходимые для осуществления и контроля над выполнением плана продажи по групповому ассортименту; данные, необходимые для проведения анализа состояния ассортимента товаров; сведения о поставщиках и покупателях товаров; правильное и своевременное оформление деловой документации; данные, необходимые для рекламно-информационной деятельности и другую информацию.
Информация о работе Анализ финансово-экономической деятельности «Магнит»