Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;
2) показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;
3) охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;
4) описать органы, регулирующие деятельность торговых предприятий;
5) рассмотреть инструменты государственного регулирования деятельности торговых предприятий;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования
деятельности торговых предприятий в РФ…………………………………..6
1.1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект…………………..6
1.2. Роль государственного регулирования в деятельности торговых
предприятий…………………………………………………………………..17
1.3. Методы государственного регулирования торговых предприятий…25
Глава 2. Практические методы государственного регулирования
торговых предприятий в РФ………………………………………………..32
2.1. Органы, регулирующие деятельность торговых предприятий в РФ..32
2.2. Инструменты регулирования деятельности торговых предприятий..39
2.3. Основные проблемы регулирования деятельности торговых
предприятий в РФ……………………………………………………………45
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования торговой
деятельности…………………………………………………………………..53
3.1. Анализ проблемы государственного регулирования деятельности
торговых предприятий……………………………………………………….53
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного
регулирования деятельности торговых предприятий………………………69
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………..………………………………………..84
Приложения……………………………………………………………………92
В условиях 25 главы НК РФ, на законных основаниях, возможно регулировать величину налоговых обязательств - за счет выбора таких приемов учета. Приведенные рекомендации позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет организаций, что позволит сократить издержки на администрирование данной системы, а также даст возможность маневрировать налоговой базой с целью оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций. А приведенные регистры налогового учета торговых организаций определят общие положения к формированию итоговых данных о доходах и расходах, формирующих в отчетном периоде величину прибыли для целей налогообложения.
Если организация либо предприниматель занимается только видами деятельности, облагаемыми ЕНВД, то учетная политика для целей налогообложения как таковая не нужна. Однако, если наряду с уплатой ЕНВД налогоплательщик занимается видами деятельности, облагаемыми по общему режиму налогообложения, то в учетной политике необходимо прописать положения, касающиеся раздельного учета доходов, расходов, имущества, операций. При отсутствии четкого механизма распределения доходов, расходов, имущества по видам деятельности налоговые органы могут не согласиться с избранной методикой распределения.
Разработаны формы налоговых регистров по учету объектов основных средств и нематериальных активов и начисления амортизации по ним в целях применения УСН, основанные на совокупности фактических затрат данных объектов, формирующих их первоначальную стоимость. Налоговый регистр формирования первоначальной стоимости поступающих объектов может заполняться отдельно на каждый приобретенный объект ОС и НМА. Налоговый регистр начисления амортизации применяется для формирования данных об остаточной стоимости числящихся в учете объектов ОС И НМА. В данном регистре отражается ежемесячное начисление амортизации соответствующих объектов, при этом амортизация начисляется в порядке, предусмотренном соответствующим методом, закрепленном в налоговой политике организации.
Учитывая вышеизложенное, необходимо в Федеральный закон № 54-ФЗ внести корректировки. В частности, нужно предусмотреть в Законе норму о том, что налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт по таким видам деятельности.
Таким образом, фискальная политика государства в отношении торговли должна претерпеть изменения, особенно это касается малых форматов розничной торговли (См.: приложение 9). Согласно приложения 9, для повышения эффективности налоговой политики государства, особенно в отношении малых форматов торговли, необходимо:
1) провести работу
по введению и унификации
2) в крупных городах
рассмотреть возможность
3) упрощение отчетности
для малых предприятий,
Кроме того, для населенных пунктов, относящихся к категории относительно привлекательных, следует предоставлять налоговые льготы. Для развития торговли в непривлекательных населенных пунктах также следует использовать налоговые льготы.
Практическая реализация вышеуказанных вопросов позволит создать эффективную систему налогообложения организаций, в том числе оптово-розничных предприятий, обеспечивающую экономически обоснованный уровень доходности при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщика в сочетании минимальной величины затрат налогового администрирования и издержек налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.
В заключение третьей главы был сделан вывод, что совершенствование государственного регулирования в части качества торгового обслуживания населения, ценового контроля, налогового регулирования, предусматривает механизмы, которые способствуют эффективности государственного регулирования, как отдельно взятых проблем, так и всего государственного регулирования торговой деятельности.
К таким механизмам относятся:
1) увеличение обеспеченности
торговыми площадями
2) развитие укорененного малого, в том числе семейного, бизнеса;
3) максимальное увеличение доступности торговых объектов для граждан путем сбалансированного распределения разных форматов торговли в населенных пунктах;
4) обеспечение возможности
сбыта продукции
5) снижение ставок
аренды торговых площадей за
счет увеличения их количества.
Снижение себестоимости
6) качественное изменение структуры потребления продуктов питания. Продовольственная помощь социально незащищенным гражданам;
7) усовершенствование системы налогообложения в рамках компетенции региональных властей с целью облегчить администрирование торгового бизнеса; усовершенствование системы налогообложения розничной торговли в рамках действующего Налогового кодекса РФ;
8) принятие мер по обеспечению качества товаров на полках магазинов, что может обеспечить развитие рыночных механизмов обеспечения качества товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение теоретических основ государственного регулирования торговой деятельности, позволило констатировать основные выводы по этому вопросу.
Торговому предприятию, как хозяйствующему субъекту, присущи три признака:
-экономический, означающий осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных фондов;
-организационный, предусматривающий, что предприятие является единым целым с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с уставом;
-правовой, характеризующий предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.
Особенности торгового предприятия проявляются в следующем:
-двойственность выполняемых ими функций;
-взаимное влияние торговых предприятий и на производственные предприятия, и на конечного потребителя;
-торговые предприятия (за исключением предприятий внедомашнего питания) осуществляют только операции по купле-продаже товаров и услуг, не производя их;
-значительное количество торговых предприятий в экономике и относительно небольшие размеры (по всем параметрам);
-проявление тенденции увеличения численности занятых работников в торговых предприятиях.
Государство преследует следующие цели в регулировании торговли:
– в максимальном приближении деятельности торговли к ее миссии, с учетом интересов торговли;
– в обеспечении высокого качества торгового обслуживания населения;
-в обеспечении высокой экономической эффективности деятельности торговли,
– в осуществлении реформирования торговли, перевода ее из централизованного состояния в рыночное, в соответствии с преобразованием общества и экономики;
– в обеспечении защиты населения от некачественных и опасных для жизни и здоровья населения товаров;
– в некотором выравнивании условий функционирования и возможностей организаций торговли, оказании помощи хозяйствующим субъектам, находящимся в неблагоприятных условиях, для придания им устойчивости;
– в обеспечении согласованности, гармонизации интересов государства, регионов, различных социальных групп и частных лиц, покупателей, организаций торговли и т.д.
Методы государственного регулирования торговли заключаются в следующем: установлении требований к ее организации и осуществлению; антимонопольном регулировании в этой области; информационном обеспечении в этой области; государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в этой области.
Анализ практических методов государственного регулирования деятельности торговых предприятий, выявил следующие основные моменты.
Государственное регулирование деятельности торговых предприятий в РФ осуществляют следующие органы: Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров.
Регулирование деятельности торговых предприятий осуществляется посредством разнообразных инструментов, среди которых. наиболее важными являются: программы, планы, стандарты, тарифы, лицензирование, квотирование, налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы, государственные заказы, займы, дотации, субсидии, прогнозы, индикативные нормативы и др.
Проблемы государственного регулирования торговой деятельности проявляются в следующем:
1) некоторые аспекты
торговой деятельности
2) отдельные положения нормативно-правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата. Дополнительную проблему создает отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями;
3) отдельные нормативно-правовые
акты, регулирующие различные
4) некоторые аспекты
торговли остаются вне
5) качество обслуживания
потребителя находится на
6) существует проблема
государственного
Анализ выявленных проблем позволил разработать меры по совершенствованию государственного регулирования торговой деятельности, которые сводятся к следующему:
1) увеличение обеспеченности
торговыми площадями
2) развитие укорененного малого, в том числе семейного, бизнеса;
3) максимальное увеличение
доступности торговых объектов
для граждан путем
4) обеспечение возможности
сбыта продукции производственн
5) снижение ставок
аренды торговых площадей за
счет увеличения их количества.
Снижение себестоимости
6) качественное изменение
структуры потребления
7) усовершенствование системы налогообложения в рамках компетенции региональных властей с целью облегчить администрирование торгового бизнеса; усовершенствование системы налогообложения розничной торговли в рамках действующего Налогового кодекса РФ;
8) принятие мер
по обеспечению качества
9) сочетание методов государственного регулирования и развитие конкуренции, внедрение современных технологий, которые обеспечивают стимулирование роста производства и производительности труда;
10) обеспечение постоянного мониторинга состояния конкурентной среды и цен на социально значимые группы товаров на всех стадиях производства и реализации продовольственных товаров и принятие оперативных мер для устранения факторов необоснованного роста цен.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с изм. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, № 6-ФКЗ // СПС Гарант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3; (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. 11 февраля 2013 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 7. - Ст. 609.
3. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ (часть 1) от 31 июля 1998 года; (часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изм. от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1647.