Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:38, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических аспектов современного состояния рынка товаров и проблемы их фальсификации изучить современное состояние рынка свежих овощей и дать рекомендации по их идентификации и экспертизе.
Для достижения поставленной цели нужно решить задачи:
1. Изучить общую характеристику свежих овощей
2. Выяснить товароведные характеристики выбранной товарной группы
3. Выявить показатели качества свежих овощей
4. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую качество свежих овощей
5. Изучить современное состояние рынка овощей
6. Определить остроту проблемы фальсификата свежих овощей и методы их идентификации
7. Изучить порядок экспертизы свежих овощей
Введение
1. Теоретические аспекты современной таможенной экспертизы
1.1 Сущность, предмет и задачи таможенных экспертиз
1.2 Порядок назначения и производства таможенных экспертиз
2. Товароведение и экспертиза свежих овощей
2.1 Понятие товар, товароведение, экспертиза
2.2 Современное состояние рынка овощей
2.3 Общая характеристика внутригруппового ассортимента
2.4 Характеристика основных показателей качества товаров
2.5 Проблема фальсификации и идентификации свежих овощей
2.6 Таможенная экспертиза свежих овощей
Заключение
Список литературы
2.3 Характеристика основных показателей качества товаров
Несмотря на многообразие видовых и сортовых признаков плодоовощной продукции, при выборе номенклатуры показателей ограничиваются небольшим их количеством.
Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с нормативными требованиями.
Оценка соответствия –
сопоставление фактических
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств товаров.
Все показатели, применяемые при оценке качества продукции, можно подразделить на определяющие и специфические.
Органолептические показатели – показатели, определяемые с помощью органов чувств и характеризующие органолептические свойства.
Физико-химические показатели – показатели физических и химических свойств определяемых измерительным методом.
Наиболее распространенные: масса, длины, влажность (массовая доля воды), массовая доля сухих веществ.
Определяющие показатели
принимаются за основу при оценке
качества плодов и овощей. К ним
относят внешний вид, величину, а
также вкус и запах. Внешний вид
– это комплексный показатель,
который характеризуется
Окраска – один из наиболее значимых показателей, влияющих на потребительские свойства и сохраняемость плодов и овощей. Свидетельствует о накоплении красящих веществ, а для многих видов дозревающих плодов и овощей – о степени зрелости.
Форма – регламентированное значение показателя, которое предусматривает соответствие эталону определенного природного сорта.
Состояние поверхности плодов
и овощей характеризуется сухостью
и чистотой. Отсутствие увлажнения
на их поверхности создает
Целостность плодов и овощей предполагает отсутствие на них повреждений: механических, сельскохозяйственными вредителями, микробиологическими физиологическими заболеваниями
Свежесть – один из наиболее значимых показателей большинства плодов и овощей. Лишь у орехов, лука репчатого и чеснока этот показатель в стандартах не регламентируется.
Оценка качества картофеля производится по внешнему виду, размеру, допустимым и недопустимым отклонениям. На качество цветной капусты влияют размеры и плотность головки, цвет, состояние поверхности.
2.4 Методы оценки качества товара
В зависимости от средств анализа и измерений, показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительно-регистрационным методом.
Измерительные методы – методы определения (измерения) действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических или микробиологических показателей качества.
Органолептические метод
– это метод определения
В определении качества пищевых продуктов важную роль играет значение (зрительные ощущения). Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и др. свойства.
С помощью обоняния определяют такие свойства товара, как запах и аромат.
Осязательными ощущениями определяют консистенцию, температуру, особенности физической структуры продукта, степень его измельчения и др. свойства.
Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товара. Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый.
К недостаткам органолептических
методов относятся субъективизм
оценки, относительное выражение
ее результатов в безразмерных величинах
(цвет – зеленый, красный и т.п.;
вкус – сладкий выраженный, маловыраженный,
безвкусный и т.п.), несопоставимость
и недостаточная
Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства пищевых продуктов.
Экспертные методы – методы оценки, производимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Предназначены для экспертной оценки товаров в случаях, когда другие, ранее перечисленные методы неприменимы или неэкономичны.
Измерительные методы взаимосвязаны
с органолептическими методами, но
не заменяют их. Это обусловлено
тем, что достоинства измерительных
методов – объективность
Недостатками измерительных
методов являются: высокие затраты
на проведение испытаний, для которых
требуются оборудованные
С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.
При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.
2.5 Проблема фальсификации и идентификации свежих овощей
Овощи играют очень важную роль в питании человека, и россияне всегда потребляли в больших количествах картофель, капусту, свеклу, лук, чеснок и другие овощи. Россияне имеют достаточные знания в области идентификации многих овощей, реализуемых на наших рынках, однако встречаются и здесь различные фальсификаторы, которые пытаются подделать ту или иную овощную продукцию. Поэтому в настоящее время имеется проблема с проведением всесторонней экспертизы подлинности овощей, поступаемых на рынки России.
При проведении экспертизы подлинности овощей могут возникать следующие цели исследования:
♦ идентификация вида овоща;
♦ идентификация сорта овоща;
♦ способы фальсификации овощей и методы их обнаружения.
При проведении экспертизы
подлинности с целью
Идентификационные признаки овощей. Овощи представляют собой сочную разросшуюся часть растения или мякоть, содержащие питательные для организма человека вещества, и погруженные в нее семена, покрытые снаружи плодовой оболочкой или кожицей.
Наиболее сложной экспертизой является ее проведение с целью определения фальсификации овощей. При этом могут быть следующие виды их фальсификации:
Ассортиментная видовая
фальсификация встречается
Типичный пример, импортные
яблоки Зеленое Грейма часто выдаются
(с указанием на ценнике) за сорт
Ренет Семеренко с сокращением
первого слова в его названии.
Эта фальсификация сплошь и рядом
встречается на рынках, в палатках,
небольших магазинах, в которых
работает необученный персонал. Кроме
того, при покупке этих товаров
у перекупщиков-посредников
Очень редко, но встречается
фальсификация вида экзотических плодов.
Для известных потребителю
В любом случае выгода продавца от ассортиментной фальсификации заключается в формировании потребительских предпочтений, а за счет этого и увеличения объемов продаж, получения соответственно дополнительной прибыли как основной цели любой фальсификации.
Еще один способ ассортиментной
фальсификации применяется
Качественная фальсификация овощей может происходить за счет: добавления воды; реализации некачественной продукции (гнилой, подавленной, битой, с признаками заболеваний, червивой, прокисшей и т.п.); продажи несозревших овощей или, наоборот, перезревших; введения консервантов и антибиотиков; добавлений нитратов, этилена и других соединений для ускорения созревания овощей; реализации генетически модифицированных овощей.
Для увеличения массы овощей
их помещают в холодную воду, иногда
с добавлениями антибиотиков, и выдерживают
определенное время в зависимости
от вида овощей и их размеров. Таким
образом, можно увеличить вес
овощей до 15—25%. Отличить такую фальсификацию
практически невозможно, но срок хранения
такой продукции без
С такой фальсификацией,
как реализация некачественной овощной
продукции под видом
При продаже ранних помидоров, арбузов, дынь фальсификатор предварительно обрабатывает их нитратами или нитритами и они быстро формируют потребительскую окраску. Ранними арбузами, парниковыми огурцами с нитратами могут быть очень сильные отравления, а для детей — даже смертельные. Отличить потребителю такую нитратную продукцию можно по следующим параметрам:
♦ отсутствие сладкого вкуса у овоща (арбуза, дыни);
♦ несозревшие семена у арбуза, дынь;
♦ неясно выраженный вкус и аромат (у огурцов, дынь);
♦ сосудистая ткань в таких овощах в средней части хорошо выражена.
Если вы увидели такие признаки, необходимо сразу же проверить данные овощи на наличие нитратов или нитритов. Ранее продавались специальные тест-полоски на нитраты для потребителя, чтобы он мог сам провести определение нитратов в плодоовощной продукции. Однако в последние годы их в продаже не стало.
Для удлинения сроков хранения овощей в последние годы за рубежом широко практикуется применение антибиотиков как при опрыскивании огородов, так и для обработки созревших овощей. Однако при этом не указывают, какие же были применены антибиотики и в каких количествах. Но ведь у потребителя может быть аллергическая реакция на те или иные антибиотики, и он должен знать, можно употреблять такой овощ с антибиотиком или нет.
В последнее время в нашу страну стали завозиться генетически модифицированные овощи. С 1 июля 1999 года они должны обязательно иметь соответствующую маркировку. Однако до сих пор такая маркировка отсутствует, а генетически модифицированные овощи вовсю поступают.
В странах Европейского Сообщества
потребители добились введения весьма
жесткого контроля за ввозимыми генно-инженерными
продуктами. Некоторые из них, например,
соевые бобы, томаты, картофель и
кукуруза, обязательно должны маркироваться
на наличие генетически
В нашей же стране, по-прежнему,
за человека решает чиновник в лице
Главного санитарного врача РФ, который
до сих пор раздумывает, с какого
времени потребителю можно уже
знать о генетически
В то же время в развитых странах (США, Канада) выращивание трансгенных растений началось в 1994 году с помидоров, а сейчас во всем мире трансгенными растениями засеяно уже более 3 млн га. При этом посевы ежегодно расширяются, а продукция эта, после катастрофы в Нью-Йорке, населением многих развитых стран из-за биотерроризма отвергается, и все это "сбрасывается" в основном в Россию. Вот почему началась активная рекламная кампания в России продуктов из генетически модифицированных растений, например, чипсов Лейс.