Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа
Цель курсовой: исследование основных показателей качества бумаги разного назначения.
Задачи курсовой:
- дать характеристику технологическим особенностям производства бумаги;
- изучить потребительские требования к качеству бумаги
- провести анализ ассортимента бумаги разного назначения в розничной торговой сети на примере магазина «Берег СВ»;
- изучить основные показатели качества бумаги;
Стр.
Введение………………………………………………………………………………..... 2
1 Формирование рынка, особенности производства, характеристика ассортимента и качества бумаги разного назначения…………………………………………………... 5
Состояние рынка бумажной промышленности…………………………………….5
Технологические особенности производства бумаги разного назначения……...10
Классификация и характеристика ассортимента бумаги разного назначения…………………………………………………………………………...17
Потребительские требования к качеству бумаги………………………………….20
Анализ ассортимента и исследование показателей качества бумаги разного назначения в розничной торговой сети «Берег СВ»……………………………....22
Объект исследования, постановка опыта…………………………………………..22
Методы исследования……………………………………………………………….24
Анализ и характеристика ассортимента бумаги разного назначения в розничной торговой сети на примере магазина «Берег СВ» за 2011г………………………...26
Исследование показателей качества бумаги разного назначения………………..29
Выводы и предложения …………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………………36
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Российский
Государственный Торгово–
САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Торгово-экономический факультет
Кафедра товароведения и коммерции
Курсовая работа
по дисциплине: Товароведение и экспертиза культурно-бытовых товаров
на тему: Исследование основных показателей качества бумаги разного назначения, реализуемой в магазине «Берег СВ», г. Саратов
Выполнена: студенткой 3 курса
очной формы обучения
специальности: 080401 товароведение и экспертиза непродовольственных товаров
Кобловой
Анной
Михайловной
Научный руководитель: Носова Татьяна Сергеевна
Саратов 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Формирование рынка, особенности
производства, характеристика ассортимента
и качества бумаги разного назначения………………………………………………….
Выводы и
предложения ………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исторические предпосылки возникновения бумажного производства берут свое начало в глубокой древности, в тот исторический период, когда у общества возникла потребность зафиксировать свои взаимоотношения.
Материалы для письма на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения. Бумага самый доступный и самый дешёвый материал для творчества. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. Редко кто задумывался, что бумага - необыкновенное изобретение человека. Бумагу называют « источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений наследие прошлого и настоящего. Бумага и возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей. Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер. Много таких рисунков было обнаружено в разных частях мира. Этим рисункам по пять, пять с половиной тысяч лет.
Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки-письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны. Но человек не переставал искать всё более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заострёнными палочками. Китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки, шёлк. Способ фиксации знаний на дощечках был неудобен. Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма. В древнем Египте писали на папирусе. Сырьем для него служил тростник, растущий в долине Нила. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. А шёлк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнётом. Это была ещё не бумага, но уже шаг к её изготовлению. К 3 веку до н. э. китайцы заменили шерсть и шёлк более дешёвым и доступным материалом - растительными волокнами, используя для этого толчёную кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал- бумага.
Датой появления бумаги в Китае считается 105 г. до н. э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию её производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале 7 в. н. э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги») в 610 году. А спустя сто лет японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую. Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили. Раскладывали на циновку. Промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шёлковую вату. Удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в бумагу. Позднее дорогое сырьё заменили более дешёвым - теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплёй. Появилось много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 г. В стране уже было 35 тысяч мастерских, где бумагу производили вручную. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древнего ремесла, присваивается звание «живое сокровище» Вместе с крупнейшими фабриками, работают маленькие мастерские, где выделывают отдельные дорогие листы бумаги «ваши». Эта бумага очень прочная – она выдерживает несколько тысяч сгибов.
Актуальность данной темы обусловлено целым рядом причин: обилием выпускаемой продукции, повышением спроса на эту продукцию, а также желанием иметь бумагу более качественного, эстетического внешнего вида.
Цель курсовой: исследование основных показателей качества бумаги разного назначения.
Задачи курсовой:
- дать характеристику технологическим особенностям производства бумаги;
- изучить потребительские требования к качеству бумаги
- провести анализ ассортимента бумаги разного назначения в розничной торговой сети на примере магазина «Берег СВ»;
- изучить основные показатели качества бумаги;
- сделать выводы и предложения.
1. Формирование рынка, особенности производства, характеристика ассортимента и качества бумаги разного назначения
1.1 Состояние рынка бумажной промышленности
Россия остается мировым лидером по объему запасов древесины (82 млрд. м3). По объемам заготовки древесины Россия занимает 4 место в мире (176 млн. м3) после США (541 млн. м3), Бразилии (290 млн. м3), Канады (223 млн. м3) Доля страны в мировом экспорте лесобумажной продукции – 2,3%.
Рынок целлюлозно-бумажной продукции России является составной частью рынка продукции лесного комплекса. Основными видами продукции на рынке ЦБП являются целлюлоза, бумага, картон, изделия из них, а также продукты лесохимической и биохимической переработок древесины. Ассортимент продукции на рынке очень большой и разнообразный, как по видам продукции, так и по уровню её качества. На этом рынке в качестве продавцов выступают предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
Для производства продукции ЦБП характерен высокий уровень концентрации производства как в связи с преобладанием крупных и средних предприятий (целлюлозно-бумажных комбинатов и лесопромышленных комплексов), так и в связи с горизонтальной интеграцией этих предприятий в группы производителей. Сегодня в России работают около 40 производителей целлюлозы. Большинство предприятий входит в состав лесопромышленных холдингов. Рынок целлюлозы в значительной мере консолидирован – семь крупнейших предприятий обеспечивают около 70% объема производства целлюлозы. К числу самых динамично развивающихся компаний отрасли относятся «Монди» Сыктывкарский ЛПК и «Группа Илим» Котласский и Архангельский ЦБК. Многие предприятия либо целиком, либо частично принадлежат иностранным компаниям [1].
Наличие небольшого числа ведущих производителей позволяет сделать вывод, что рынок целлюлозы по уровню конкуренции близок к олигополии.
В производстве бумаги наблюдается аналогичная ситуация.
У российских компаний есть преимущество и в сырьевом, и в энергетическом компоненте себестоимости – в расчете на сухую тонну российское хвойное сырье на треть дешевле, чем в основных конкурирующих странах, лиственная древесина стоит еще меньше.
Электроэнергия по сравнению со странами-конкурентами дешевле примерно на треть, а разница в стоимости топлива, которое используется для получения пара и генерации электричества, достигает 66%.[2] Кроме того, целлюлозно-бумажная промышленность России характеризуется сравнительно низкими расходами на персонал.
Однако низкая себестоимость нивелируется большими потерями, высоким удельным расходом ресурсов и неэффективной организацией производства, вследствие чего теряется конкурентное преимущество – это особенно ярко показал кризис. Многие российские целлюлозно-бумажные предприятия до сих пор работают без какой бы то ни было модернизации со времени их постройки в прошлом веке. Нехватка инвестиций в оборудование приводит к ухудшению качества производства во многих секторах отрасли.
Россия по-прежнему остается
конкурентоспособным
Тем не менее в 2010 на российский рынок активно выходят иностранные производители бумаги и картона. Мировой лидер целлюлозно-бумажной отрасли – американская корпорация International Paper завершила сделку по приобретению половины бизнеса компании «Илим Палп», которая контролирует четыре крупнейших российских целлюлозно-бумажных комбината: Котласский ЦБК, Братский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК и Санкт-Петербургский КПК. Особенностью целлюлозно-бумажного производства по сравнению с мировыми лидерами отрасли (ФРГ, Финляндия, Канада), является его техническая и технологическая отсталость, высокая степень износа оборудования, низкая степень переработки древесины. Отсюда возникает низкая конкурентоспособность продукции на мировом рынке.
Целлюлоза в основном потребляется внутри отрасли для производства бумаги, а также в химической, автомобильной промышленности в производстве современных материалов и других отраслях производства. Целлюлоза – продукт, широко применяемый в строительстве. Это и полуфабрикат для производства древесных плит, и облицовочный картон, и бумажные обои, упаковка для сыпучих строительных материалов. В последние годы особую популярность набирает производство утеплителей с применением целлюлозных компонентов. Покупателями бумаги являются предприятия полиграфической промышленности, производстве беловых товаров, часть бумаги продается оптовым покупателям и в дальнейшем продается ими конечным потребителям для офисного использования и бытовых нужд. Картон используется в основном в качестве упаковки во многих производственных отраслях и торговле, а также в строительстве и на прочие нужды. Таким образом, рынок ЦБП можно отнести к факторным рынкам, т.к. продукция потребляется в основном в производственном секторе экономики. Ограничение конкуренции в отрасли возникает также в связи с тем, что крупные производители реализуют свою продукцию через собственную дилерскую сеть. Мелким потребителям вход на рынок затруднен.
На сегодняшний день отечественное производство продукции ЦБП суммарно превышает внутренний спрос. Производство всех видов бумаги и картона в 2010 году 7,6 млн. тонн при внутреннем потреблении 5,6 млн. тонн. Избыток продукции экспортируется в основном в менее развитые страны (Китай и др.) [3].
Производство и внутренний спрос остаются несбалансированными по структуре. В структуре производства преобладает товарная целлюлоза, тарный картон и газетная бумага. При этом экспортируется примерно 80% [3] производимой товарной целлюлозы и 66% [3] газетной бумаги, в то время как более 1/3 потребления прочих видов бумаг и картона составляет импорт. Импорт высококачественных видов бумаг и картона останется основным источником удовлетворения внутреннего спроса ввиду ограниченных возможностей импортозамещения в этом секторе рынка. Для России, экспортирующей 84% [3] производимой товарной целлюлозы и 50% [3] бумаги и картона, главным резервом развития отрасли служат темпы роста внутреннего потребления. Пока предприятия отрасли обеспечивают около 5% [2] общероссийского объема валютной выручки.