Изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы представляет собой изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента.

В задачи работы входит: изучить классификацию и ассортимент керамической посуды; исследовать потребительские свойства керамической посуды.

2

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. КЕРАМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5

1.1 Основы производства керамических товаров, их свойства 5

1.2 Классификация и ассортимент керамической посуды 8

1.2.1 Фарфоровые изделия 9

1.2.2 Фаянсовые изделия 11

1.2.3 Майоликовые и гончарные изделия 11

Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ТОВАРОВ………12

2.1 Требования к керамическим изделиям и их потребительские свойства 12

2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров. Требования к качеству 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

Файлы: 1 файл

курсач Олега 2010.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Эргономические свойства керамической посуды обус­ловлены ее гигиеничностью и удобством пользования. Ги­гиеничность определяется безвредностью и малой загрязняемостью изделий. Высокий уровень этих свойств будет обеспечен при условии отсутствия токсичных выде­лений применяемыми глазурями или красками. Токсич­ными являются оксиды и соли некоторых тяжелых метал­лов (например, свинца). Безвредной считается посуда, при кипячении которой в 4 % -ном растворе уксусной кислоты в течение 30 мин не выделяются соединения свинца.

Состояние поверхности (наличие углов, выступов, труднодоступных мест) также характеризует гигиенич­ность изделий, так как определяет легкость ухода за ней.

Удобство пользования керамической посудой характе­ризуется ее соответствием антропометрическим, физиоло­гическим, психофизиологическим данным человека. При несоответствии размеров и формы ручек, держателей крышек и изделий в целом размерам и форме руки челове­ка пользоваться такими предметами неудобно. Неудоб­ство в пользовании проявляется и в случае несоответствия размеров, формы, конструкции изделий физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, т. е. сило­вым затратам на держание, поднятие, перенос изделий.

Эстетические свойства керамической посуды, как и стеклянной, характеризуются композиционной целост­ностью, рациональностью формы и информационной вы­разительностью. Особенностью изделий из керамики явля­ется то, что их формы и объемы весьма пластичны, часто напоминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, что соответствует современному стилю.

Для повседневной посуды характерны более строгая, традиционная форма и декор, подчеркивающие простоту и кратковременность повседневного приема пищи. Форма и декор изделий праздничного назначения усложнены, нетрадиционны, имеют ярко выраженный декоративный характер.

Свойства надежности по своей структуре также соответ­ствуют аналогичным свойствам посуды из стекла. Ремон­топригодность и безотказность для керамических изделий не характерны, а ее долговечность проявляется через фи­зическую и моральную износостойкость. Показателем фи­зической долговечности является срок службы изделий до предельного состояния, т. е. до появления критических дефектов (отрыв ручки, носика, отслоение глазури и др.). Показателем моральной долговечности является срок службы изделия до момента появления аналогичного из­делия с новыми утилитарными или эстетическими свой­ствами, иными словами, до выхода изделия из моды или появления нового стиля. Оптимальным вариантом явля­ется соответствие физической и моральной долговечности изделий. В настоящее время для большинства керамиче­ских изделий моральная долговечность превышает физи­ческую.

Сохраняемость керамических изделий зависит от типа черепка и соблюдения правильности упаковки, транспор­тирования и ухода за изделиями.

Рассмотренные потребительские свойства формируют­ся в процессе проектирования, на стадии подбора и подго­товки сырья, изготовления изделий и их декорирования, поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть влияние каждого фактора на потребительские свойства.

Форма изделий должна отвечать господствующему на данном этапе стилю и национальным особенностям, быть экономичной и удобной для пользования и ухода при эксплуатации. Наиболее удачны экземпляры, выдержанные в едином стиле по художественному оформлению (подбору тематики, декору, цветовой гармонии). Детали изделия должны составлять единое целое, подчеркивать одна другую, углы и ребра - быть округлыми, без резких переходов.

Универсальность изделий характеризует широту выполнения различных функций, от их хранения до использования по назначению.

 

2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров.

Требования к качеству

Качество бытовых товаров из керамики формируется на стадии проектирования и производственного исполне­ния и сохраняется в сфере обращения.

Требования к качеству можно объединить в следующие группы:

•                       требования к образцу-эталону;

•                       требования к производственному исполнению изделий;

•                       требования к маркировке и сопроводительной доку­ментации;

•                       требования к таре, упаковке и правильности транс­портирования.

Керамические бытовые товары, как и стеклянные, при­нимаются по качеству выборочно («видимый» и «слытги- мый» бой) или стопроцентно; при этом в первую очередь проверяется соответствие изделий утвержденному образцу- эталону по форме, декоративному решению, размерам, под­бору и количеству предметов в комплекте и т. п.

На следующем этапе контроля качества проверяется совершенство производственного исполнения изделий, которое определяется по наличию дефектов. Дефекты ке­рамических изделий обычно объединяют в две группы: отклонения от физико-технических показателей и дефек­ты внешнего вида.

К первой группе дефектов относятся, например, недос­таточная механическая прочность черепка и приставных деталей, повышенная пористость, низкая термостой­кость. Для фарфоровых изделий не допускается ухудше­ние цвета (белизны) и просвечиваемости. Дефекты внешнего вида по происхождению можно подразделить на дефекты формования и обжига и дефекты декорирования.

К дефектам формования и обжига отно­сятся: неправильное монтирование приставных дета­лей - ручек, носиков (проявляется в отклонении этих де­талей от вертикальной или горизонтальной оси, зазоре между крышкой и корпусом, выпадении крышки при наклоне изделия на 70°; подрыв приставных деталей; вы­боины, щербины по краям изделий; заглазурованные односторонние трещины; деформация; неровный разлив, потёки, плешины, сборка глазури; наколы (точечные углубления на глазури при ее неправильном подборе к че­репку); цек (мелкие волосяные трещины глазурного слоя); засорка (приплавление посторонних частиц к изде­лию); мушки (цветные пятна на поверхности черепка); прыщи и пузыри (небольшие вздутия на глазури: твердые - прыщи или пустотелые - пузыри); выгорки (небольшие углубления в черепке зеленоватого цвета) и выплавки (аналогичные углубления темно-коричневого цвета); задувка (зеленоватый или коричневатый налет на глазури).

Кроме названных, специфичными для фаянсовых и майоликовых изделий являются такие дефекты, как летелый край (похож на плешину, но в местах отскока гла­зури имеет острые углы, грани); сухость глазури (шеро­ховатость поверхности); слипыш (зашлифованный учас­ток в местах приплавления изделий друг к другу при обжиге). Охарактеризованные дефекты возникают на стадии производства и влияют на эстетический уровень изделий, снижают их надежность. Дефекты декорирования снижают главным образом эс­тетическую ценность изделий. Основными из них являют­ся: сборка деколи, разрыв красок; пережог или недожог красок, проявляющиеся в резком изменении или потуск­нении цвета; помарки краской; царапины на рисунке; различие в тоне; нечеткость контуров рисунка; вскипание или отслоение (полет) краски. Наличие дефектов в керамических изделиях строго нормируется НТПА, а такие дефекты, как пузыри, под­рыв носиков у чайников и кофейников, цек, полет краски и стирание ее при трении, не допускаются.

Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.

Требования к, упаковке, транспортированию и хранению ке­рамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянных товаров.

Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким [9; 275].

При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).

Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 250 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки

При приемке керамических изделий по качеству про­веряется соответствие их сорту, указанному на изделиях и В сопроводительной документации. Фарфоро-фаянсовые и майоликовые изделия подразделяются на два сорта. Ос­новным принципом сортировки является учет типа кера­мики, назначения и вида изделия, его размеров, количе­ства, места расположения дефектов, степени их выражен­ности и размеров.

Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.

Требования к, упаковке, транспортированию и хранению ке­рамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянных товаров.

Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким [9; 275].

При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).

Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25^0 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.

Посуду транспортируют всеми видами транспорта. В основном посуду перевозят в железнодорожных вагонах и контейнерах, пол которых выстилают древесной стружкой равномерным и плотным слоем. Ряды пакетов тоже прокладывают стружкой. На контейнерах и железнодорожных вагонах завод - изготовитель должен сделать надпись «Осторожно стекло».

Посуду, направляемую в районы Арктики, Крайнего Севера и отдаленные районы упаковывают в соответствии со специальными техническими условиями.

Фарфоровые и фаянсовые изделия хранят в закрытых сухих помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, легкие — на верхних. Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента