Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы представляет собой изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента.
В задачи работы входит: изучить классификацию и ассортимент керамической посуды; исследовать потребительские свойства керамической посуды.
2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КЕРАМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1 Основы производства керамических товаров, их свойства 5
1.2 Классификация и ассортимент керамической посуды 8
1.2.1 Фарфоровые изделия 9
1.2.2 Фаянсовые изделия 11
1.2.3 Майоликовые и гончарные изделия 11
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ТОВАРОВ………12
2.1 Требования к керамическим изделиям и их потребительские свойства 12
2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров. Требования к качеству 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
Эргономические свойства керамической посуды обусловлены ее гигиеничностью и удобством пользования. Гигиеничность определяется безвредностью и малой загрязняемостью изделий. Высокий уровень этих свойств будет обеспечен при условии отсутствия токсичных выделений применяемыми глазурями или красками. Токсичными являются оксиды и соли некоторых тяжелых металлов (например, свинца). Безвредной считается посуда, при кипячении которой в 4 % -ном растворе уксусной кислоты в течение 30 мин не выделяются соединения свинца.
Состояние поверхности (наличие углов, выступов, труднодоступных мест) также характеризует гигиеничность изделий, так как определяет легкость ухода за ней.
Удобство пользования керамической посудой характеризуется ее соответствием антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим данным человека. При несоответствии размеров и формы ручек, держателей крышек и изделий в целом размерам и форме руки человека пользоваться такими предметами неудобно. Неудобство в пользовании проявляется и в случае несоответствия размеров, формы, конструкции изделий физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, т. е. силовым затратам на держание, поднятие, перенос изделий.
Эстетические свойства керамической посуды, как и стеклянной, характеризуются композиционной целостностью, рациональностью формы и информационной выразительностью. Особенностью изделий из керамики является то, что их формы и объемы весьма пластичны, часто напоминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, что соответствует современному стилю.
Для повседневной посуды характерны более строгая, традиционная форма и декор, подчеркивающие простоту и кратковременность повседневного приема пищи. Форма и декор изделий праздничного назначения усложнены, нетрадиционны, имеют ярко выраженный декоративный характер.
Свойства надежности по своей структуре также соответствуют аналогичным свойствам посуды из стекла. Ремонтопригодность и безотказность для керамических изделий не характерны, а ее долговечность проявляется через физическую и моральную износостойкость. Показателем физической долговечности является срок службы изделий до предельного состояния, т. е. до появления критических дефектов (отрыв ручки, носика, отслоение глазури и др.). Показателем моральной долговечности является срок службы изделия до момента появления аналогичного изделия с новыми утилитарными или эстетическими свойствами, иными словами, до выхода изделия из моды или появления нового стиля. Оптимальным вариантом является соответствие физической и моральной долговечности изделий. В настоящее время для большинства керамических изделий моральная долговечность превышает физическую.
Сохраняемость керамических изделий зависит от типа черепка и соблюдения правильности упаковки, транспортирования и ухода за изделиями.
Рассмотренные потребительские свойства формируются в процессе проектирования, на стадии подбора и подготовки сырья, изготовления изделий и их декорирования, поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть влияние каждого фактора на потребительские свойства.
Форма изделий должна отвечать господствующему на данном этапе стилю и национальным особенностям, быть экономичной и удобной для пользования и ухода при эксплуатации. Наиболее удачны экземпляры, выдержанные в едином стиле по художественному оформлению (подбору тематики, декору, цветовой гармонии). Детали изделия должны составлять единое целое, подчеркивать одна другую, углы и ребра - быть округлыми, без резких переходов.
Универсальность изделий характеризует широту выполнения различных функций, от их хранения до использования по назначению.
2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров.
Требования к качеству
Качество бытовых товаров из керамики формируется на стадии проектирования и производственного исполнения и сохраняется в сфере обращения.
Требования к качеству можно объединить в следующие группы:
• требования к образцу-эталону;
• требования к производственному исполнению изделий;
• требования к маркировке и сопроводительной документации;
• требования к таре, упаковке и правильности транспортирования.
Керамические бытовые товары, как и стеклянные, принимаются по качеству выборочно («видимый» и «слытги- мый» бой) или стопроцентно; при этом в первую очередь проверяется соответствие изделий утвержденному образцу- эталону по форме, декоративному решению, размерам, подбору и количеству предметов в комплекте и т. п.
На следующем этапе контроля качества проверяется совершенство производственного исполнения изделий, которое определяется по наличию дефектов. Дефекты керамических изделий обычно объединяют в две группы: отклонения от физико-технических показателей и дефекты внешнего вида.
К первой группе дефектов относятся, например, недостаточная механическая прочность черепка и приставных деталей, повышенная пористость, низкая термостойкость. Для фарфоровых изделий не допускается ухудшение цвета (белизны) и просвечиваемости. Дефекты внешнего вида по происхождению можно подразделить на дефекты формования и обжига и дефекты декорирования.
К дефектам формования и обжига относятся: неправильное монтирование приставных деталей - ручек, носиков (проявляется в отклонении этих деталей от вертикальной или горизонтальной оси, зазоре между крышкой и корпусом, выпадении крышки при наклоне изделия на 70°; подрыв приставных деталей; выбоины, щербины по краям изделий; заглазурованные односторонние трещины; деформация; неровный разлив, потёки, плешины, сборка глазури; наколы (точечные углубления на глазури при ее неправильном подборе к черепку); цек (мелкие волосяные трещины глазурного слоя); засорка (приплавление посторонних частиц к изделию); мушки (цветные пятна на поверхности черепка); прыщи и пузыри (небольшие вздутия на глазури: твердые - прыщи или пустотелые - пузыри); выгорки (небольшие углубления в черепке зеленоватого цвета) и выплавки (аналогичные углубления темно-коричневого цвета); задувка (зеленоватый или коричневатый налет на глазури).
Кроме названных, специфичными для фаянсовых и майоликовых изделий являются такие дефекты, как летелый край (похож на плешину, но в местах отскока глазури имеет острые углы, грани); сухость глазури (шероховатость поверхности); слипыш (зашлифованный участок в местах приплавления изделий друг к другу при обжиге). Охарактеризованные дефекты возникают на стадии производства и влияют на эстетический уровень изделий, снижают их надежность. Дефекты декорирования снижают главным образом эстетическую ценность изделий. Основными из них являются: сборка деколи, разрыв красок; пережог или недожог красок, проявляющиеся в резком изменении или потускнении цвета; помарки краской; царапины на рисунке; различие в тоне; нечеткость контуров рисунка; вскипание или отслоение (полет) краски. Наличие дефектов в керамических изделиях строго нормируется НТПА, а такие дефекты, как пузыри, подрыв носиков у чайников и кофейников, цек, полет краски и стирание ее при трении, не допускаются.
Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.
Требования к, упаковке, транспортированию и хранению керамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянных товаров.
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким [9; 275].
При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).
Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 250 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки
При приемке керамических изделий по качеству проверяется соответствие их сорту, указанному на изделиях и В сопроводительной документации. Фарфоро-фаянсовые и майоликовые изделия подразделяются на два сорта. Основным принципом сортировки является учет типа керамики, назначения и вида изделия, его размеров, количества, места расположения дефектов, степени их выраженности и размеров.
Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.
Требования к, упаковке, транспортированию и хранению керамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянных товаров.
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким [9; 275].
При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).
Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25^0 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.
Посуду транспортируют всеми видами транспорта. В основном посуду перевозят в железнодорожных вагонах и контейнерах, пол которых выстилают древесной стружкой равномерным и плотным слоем. Ряды пакетов тоже прокладывают стружкой. На контейнерах и железнодорожных вагонах завод - изготовитель должен сделать надпись «Осторожно стекло».
Посуду, направляемую в районы Арктики, Крайнего Севера и отдаленные районы упаковывают в соответствии со специальными техническими условиями.
Фарфоровые и фаянсовые изделия хранят в закрытых сухих помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, легкие — на верхних. Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук)
Информация о работе Изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента