Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы представляет собой изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента.
В задачи работы входит: изучить классификацию и ассортимент керамической посуды; исследовать потребительские свойства керамической посуды.
2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КЕРАМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1 Основы производства керамических товаров, их свойства 5
1.2 Классификация и ассортимент керамической посуды 8
1.2.1 Фарфоровые изделия 9
1.2.2 Фаянсовые изделия 11
1.2.3 Майоликовые и гончарные изделия 11
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ТОВАРОВ………12
2.1 Требования к керамическим изделиям и их потребительские свойства 12
2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров. Требования к качеству 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КЕРАМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
1.1 Основы производства керамических товаров, их свойства 5
1.2 Классификация и ассортимент керамической посуды 8
1.2.1 Фарфоровые изделия 9
1.2.2 Фаянсовые изделия 11
1.2.3 Майоликовые и гончарные изделия 11
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА КЕРАМИЧЕСКИХ ТОВАРОВ………12
2.1 Требования к керамическим изделиям и их потребительские свойства 12
2.2 Факторы, влияющие на качество керамических товаров. Требования к качеству 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
ВВЕДЕНИЕ
К керамике относятся изделия и материалы, получаемые из однородной смеси глинистых материалов, а также оксидов металлов и других неорганических соединений с минеральными и искусственными добавками методами формования и упрочняемые в процессе обжига. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (бытовая посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы), технике, скульптуре и прикладном искусстве. В понятие художественной керамики входят керамические изделия различного назначения: столовая, чайная и кофейная посуда, декоративно-художественные и сувенирные изделия, скульптура и т.п. [5; 6].
Наши далекие предки заметили, что глина во влажном состоянии легко принимает любую форму, а обожженная становится прочной. С незапамятных времен люди пользовались глиной для изготовления сосудов, в которых хранили воду и пищу. Форма сосудов развивались соответственно потребностям и художественным традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности.
О существовании керамики в те далекие времена свидетельствуют находки, сделанные во время археологических раскопок. Уже в IV тысячелетии до н.э. египтяне владели секретом изготовления цветных глазурованных изделий, ассирийцы - цветного глазурованного кирпича и изразцов с рельефом. Постепенно это производство стало достоянием Греции, а затем перекочевало н на территорию современной Италии.
Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование [13; 46].
Керамика - это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига. Для улучшения потребительских эстетических свойств керамику покрывают глазурью. Материалы, используемые в производстве керамики, принято подразделять на пластичные материалы: глины (полиминеральные горные породы, состоящие из каолинитов, соды, окислов кремния, полевого шпата, железа и др.); каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита); отощающие материалы - снижают усадку при сушке и обжиге: кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот; плавни - снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу (полевой шпат и пегматит); материалы для глазури.
В качестве факторов, формирующих потребительские свойства и качество керамических бытовых товаров, выделяют те же, что и для стеклоизделий: вид керамики, способ формования и вид декорирования.
Керамические бытовые товары классифицируют по виду керамики, способу формования, виду декорирования, форме, размеру и комплектности.
Тема курсовой работы - «Изучение потребительских свойств и ассортимента керамической посуды».
Цель работы представляет собой изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента.
В задачи работы входит: изучить классификацию и ассортимент керамической посуды; исследовать потребительские свойства керамической посуды.
2
Глава 1. КЕРАМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Основы производства керамических товаров, их свойства
Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.
Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным - материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.
Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.
Отощающими материалами являются кварц и чистые кварцевые пески, они способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий при сушке [9; 265].
Плавни понижают температуру плавления и спекания глинистых материалов, придают керамическому черепку плотность, просвечиваемость, механическую прочность; к ним относятся полевой шпат, пегматит, мел, известняк, доломит.
Глазуреобразующие материалы (глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные. Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, фаянсовых, майоликовых и других изделий. Основу керамических красок составляют металлы и их оксиды, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке керамических изделий. По характеру применения
керамические краски подразделяют на подглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски наносят на неглазурованный обнаженный черепок, затем изделие покрывают глазурью и обжигают.
Надглазурные - наносят на черепок, покрытый глазурью, закрепляют их особым обжигом при температуре 600-850°С.
Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания.
Формуют изделия из пластических и жидких (шликер) керамических масс. Изделия несложных форм - (чашки, тарелки) формуют из пластической массы влажностью 24-26% в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах.
Способ: литья из жидкой массы - шликера влажностью 30-35% гипсовые формы является незаменимым в производстве керамических изделий, где сложность и разнообразие форм исключают использование других способов формования. Осуществляют литьё ручным или автоматическим способами.
Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или отлитых из шликера. Сушку проводят в конвекционных (конвейерных, камерных и туннельных) и радиационных сушилках при температуре 70-90°С.
Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность.
Обжиг проводят в два приема. Для фарфоровых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 900-950°С, а второй (политой) - при температуре 1320-1380°С. Для фаянсовых изделий первый обжиг проводится при температуре 1240-1280°С, а второй - при температуре 1140- 1180°С. Используются печи двух видов: туннельные (непрерывного действия) и горны периодического действия).
Декорирование изделий является завершающей стадией производства фарфоровых и фаянсовых изделий, заключающийся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным.
Усик, отводка, лента представляют собой непрерывные круговые полоски (усик шириной 1 мм, отводка - от 1 до 3 мм, лента от 4 до 10 мм).
Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры которых соответствуют наносимому рисунку. Он может быть одноцветным и многоцветным.
Крытъё различают следующих видов: сплошное - все изделие покрыто равномерным слоем краски; полукрытьё - изделие покрыто краской шириной от 20 мм и выше, нисходящее - краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой - по сплошному крытью сделана прочистка рисунка; крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом.
Печать наносят на изделие с печатного оттиска на бумаге, при этом получают графический однокрасочный рисунок, который обычно раскрашивают одной или более красками.
Штамп представляет собой наиболее простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом.
Декалькомания (деколь) занимает основное место в декорировании изделий. Переносят рисунок на изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В настоящее время применяют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на которой напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии. В процессе муфельного обжига пленка сгорает, а краска сплавляется с поверхностью изделия.
Шелкография является перспективным способом украшения керамических изделий. Печатание рисунка производят через шелковую сетку, на которую накладывают трафарет. Декорируемое изделие подводят под шелковую сетку. Резиновый ролик, с краской проходя через сетку, продавливает ее в вырезы трафарета, и таким образом рисунок переводят на изделие.
Живописные работы выполняют кисточкой или пером ручным способом. В зависимости от сложности живопись бывает простой и высокохудожественной.
Фотокерамика воспроизводит на изделии портреты знаменитых людей, виды городов, особенно эффектна она в цветном исполнении.
Рисунки в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на: сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделия, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трёх рисунков включительно.
Разделки, выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют штампом или деколью с указанием товарного знака завода, сорта, группы разделки, розничной цены.
Изделия 1-го сорта маркируются красной краской, 2-го – синей, 3-го – зелёной.
Свойства керамической посуды. Основными свойствами керамических изделий являются физические и химические. Свойства керамических изделий зависят как от состава применяемых масс, так и от технологических особенностей их производства.
Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения звуковых волн, химическая устойчивость [9; 267].
Объёмная масса фарфора равна 2,25-2,4 г/см3, а фаянса 1,92-1,96 г/см3.
Белизна - способность материала отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально путем сравнения испытуемого образца с эталоном или с помощью спектрофотометра.
Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как: имеет плотный спекшийся черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают, поскольку черепок является пористым.
Механическая прочность является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность изделия. Удельная механическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия. У фаянса она более высокая, чем у фарфора. Прочность на удар по методу маятника, наоборот, у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых.
Твердость глазурного слоя по минералогический шкале Мооса для фарфора составляет 6,5-7,5, а для фаянса - 5,5-6,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу). Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые - мягкими, а фаянсовые относятся к средним.
Пористость определяют методом водопоглощения, которая у фарфора составляет 0,01-0,2%, а у фаянса - 9-12%.
Термическая стойкость характеризует способность изделия выдерживать резкие смены температур. Термическая стойкость фарфоровых изделий выше, чем у фаянсовых. Так в соответствии с действующими ГОСТами, глазурь у фарфоровых изделий должна выдерживать перепады температур от 205 до 20°С, а у фаянсовых - от 145 до 20°С (для бесцветных глазурей) и от 135 до 20°С (для цветных глазурей).
Скорость распространения звуковых волн у фарфоровых изделий в 3-4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю, фарфоровые изделия издают высокий звук, а фаянсовые - глухой.
Информация о работе Изучение керамической посуды, ее потребительских свойств и ассортимента