Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и разработка кадровой политики в торговой организации на примере любой из отечественных торговых организаций.
1. Планирование потребности в трудовых ресурсах.
2. Обеспечение потребности в персонале (наём и движение персонала внутри предприятия).
3. Адаптация персонала.
4. Организация труда персонала.
5. Оценка персонала.
6. Стимулирование труда работников.
7. Социально-бытовое обеспечение.
8. Обучение и повышение квалификации персонала.
9. Комплекс мероприятий,
связанных с увольнением
Методы управления персоналом
- это способы осуществления
Выделяют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.
1. Административные методы
( организационно-
2. Экономические методы управления персоналом представляют собой совокупность способов управленческого воздействия на экономические интересы персонала, обеспечивающие единство целей работодателя и наёмного работника. Они подразделяются на две основные группы:
- материальное стимулирование
- экономическая ответственность
Материальное стимулирование - денежные выплаты и предоставление иных материальных прав - способствует увеличению вклада работника в достижение целей организации. Различают денежное и не денежное материальное стимулирование.
К денежному относят основную и дополнительную часть заработной платы, включающую различные стимулирующие денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством РФ, тарифными соглашениями и внутренними положениями организации
Не денежное материальное стимулирование включает:
- скидки на приобретение
товаров, в том числе
- оплата услуг и различного рода льготы ( оплата питания, жилья, учёбы, медицинских услуг);
-материальные нефинансовые вознаграждения9 подарки, сувениры) ;
- подарки ко дню рождения, свадьбе, по случаю рождения ребёнка;
- семейные подарки (праздничные продуктовые наборы, абонементы в оздоровительные культурные учреждения);
- совместное проведение досуга, организуемое руководством( праздничные и юбилейные торжества, вечеринки, загородные экскурсии) ;
- оплата медицинских страховок.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатом труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Вознаграждение определяет
индивидуальный вклад работников в
достижение целей организации. Денежные
стимулы напрямую связывают результаты
труда каждого подразделения
и работника с главным
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в здоровом морально-психологическом климате организации и высокой норме прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких результатов и неблагоприятной трудовой атмосферы.
3. Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабам и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
- социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства;
- психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном мире человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Адаптация персонала.
Адаптация - процесс
изменения знакомства
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
- сокращение текучести
рабочей силы, так как если
новички чувствуют себя
- экономия времени руководителя
и сотрудников, так как
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворение работой.
Трудовые соглашения.
Соглашение представляет
собой «правовой акт, устанавливающий
общие принципы регулирования социально-
Коллективный договор представляет собой «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей».
Грамотно составленный коллективный
договор обеспечивает не только защиту
и социальные гарантии наёмному персоналу,
но и создаёт условия для
Мотивация сотрудников.
Одна из важных составляющих кадровой политики - мотивация персонала, приобрела решающее значение в современных условиях.
Политика мотивации в нынешних рыночных условиях нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, более интенсивному и продуктивному труду, творческому отношению к труду.
Требования творческого подхода работников к производству обусловит повышение их самостоятельности и ответственности за выполненную работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.
Мотивация персонала всегда является одним из самых главных вопросов не только кадровой политики, но и кадрового менеджмента в целом. Что движет людьми, пришедшими в кампанию? Какие цели - личные и профессиональные они преследуют? Чем можно их заинтересовать?
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.
Существуют различные способы мотивации:
1. Нормативная мотивация
- побуждение человека к
2. Принудительная мотивация,
основывающаяся на
3. Стимулирование - воздействие
не непосредственно на
Первые 2 способа мотивации являются прямыми, так как предлагают непосредственное воздействие на человека, третий способ, стимулирование, косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.
Понятия «мотив труда» и «стимул труда» по сути, тождественны. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), а в другом - об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности .
Стимулирование труда - это способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
Система оплаты должна создавать у людей чувство уверенности и защищенности, включать действенные средства стимулирования и мотивации, обеспечивать процесс воспроизводства затраченной энергии (восстановление работников).
Набор, отбор и увольнение сотрудников.
Кадровая политика организации включает такие и такие стадии как набор, отбор и увольнение персонала.
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.
Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на набор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность.
Выделяют внутренние и внешние источники привлечения кандидатов.
Внутренние источники - это
люди, работающие в организации. При
работе с резервом во всех крупных
фирмах существуют так называемые матрицы
перемещений, в которых находит
отражение настоящее положение
каждого руководителя, его возможные
перемещения и степень
К внешним источникам набора персонала относятся:
- рекрутинговые агентства;
- службы (центры) занятости, биржи труда, ярмарки вакансий;
- школы, гимназии, колледжи;
- средние специальные учебные заведения;
- высшие учебные заведения;
- личные знакомства (контакты);
- работники, уже работающие в организации;
-самостоятельное обращение в организацию людей, ищущих работу;
- переманивание лучших
работников из других
- самостоятельный поиск фирм через средства массовой информации.
Следующая немаловажная составляющая кадровой политики - это отбор персонала. На этом этапе происходит оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
В процессе отбора кадров важное значение имеет проверенный опытом принцип сочетания «старых» и «молодых».
Еще один принцип отбора - принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности.
Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприятия, а мобильность - это планомерно организованное движение кадров.
Очень важный принцип - установление оптимальных сроков пребывания на той или иной должности.
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора.
1. Предварительная отборная
беседа. Основная цель - оценка уровня
образования кандидата, его
2. Заполнение бланка заявления.
Претенденты, успешно
3. Тестирование. Источник
информации, который может дать
сведения о профессиональных
способностях и умениях
4. Проверка рекомендаций
и послужного списка. Информация
рекомендательных писем или
5. Медицинский осмотр. Проводится,
как правило, если работа
6. Принятие решения. Сравнение
кандидатов. Предоставление результатов
на рассмотрение руководству,
принимающему решение.