Кодирование товаров, виды кодов, методы кодирования, практическое использование кодирования в товароведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Сходство кодов EAN и UPC заключается в том, что в них для кодирования используется один и тот же набор знаков – определенная совокупность штрихов и пробелов.
В Германии еще достаточно прочно сохраняет свое место кодовая система BAN, которая была введена в действие в 1968 г.
Актуальностью кодирования является то, что на данный момент оно стало неотъемлемой частью товародвижения.
Целью данной работы является изучение целей кодирования, методов кодирования, правил кодирования, особенностей построения кодов и их структура.

Файлы: 1 файл

кодирование.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

4.Виды кодирования товаров.

 

В настоящее время известны 15 технологий автоматической идентификации: штриховое  кодирование, радиочастотные системы, оптическое распознавание знаков, машинное зрение, речевой ввод данных.

Наибольшее распространение получило штриховое кодирование.

 

4.1.Штриховое кодирование

 

Штриховой код - темная зона изображения  на однотонном светлом фоне, ограниченная прямыми параллельными линиями  или концентрическими окружностями. Элементы штрихового кода наносятся  на поверхность носителя, имеющего определенные светотехнические характеристики. При этом штрихи, наносимые с помощью красителей или каких-то других средств, хорошо поглощают свет на определенных длинах волн, а фоновая поверхность хорошо его отражает, что и используется при оптическом считывании.

Штриховое кодирование отвечает современным  нормам торговли и внешне торгового  обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который  характеризуется определенными  ценой, размером, массой, цветом, качеством.

Основные правила нанесения  штриховых кодов:

1) Торговые единицы, предназначенные  для розничной торговли, не должны  иметь на одной стороне упаковки  более одного видимого символа  штрихового кода;

2) Ориентация символа штрихового  кода определяется процессом  печати и любым искривлением поверхности изделия. Если процесс печати и искривление позволяет, предпочтительна так называемая «частокольная» ориентация символа штрихового кода, то есть такое его положение, когда штрихи символа перпендикулярны к поверхности, на которой упаковка стоит в нормальном положении. У символа штрихового кода «частокольной» ориентации идентификационный номер в «человекочитаемом» виде, располагаемый под символом, должен читаться слева направо.

Для символа штрихового кода «лестничной» ориентации, когда штрихи символа параллельны к поверхности, на которой упаковка стоит в нормальном положении, должно быть обеспечено чтение номера сверху вниз (или снизу вверх) в соответствии с ориентацией других текстов и графики на упаковке;

3) Нужно избегать всего, что  затенит или повредит символ штрихового кода и снизит качество и надежность сканирования;

4) Предпочтительным местом размещения  символа штрихового кода является  обратная (задняя) сторона упаковки;

5) Цвета, используемые для печати  штрих-кода должны обеспечивать  необходимую контрастность. Предпочтительно печатать черные штрихи на белом фоне. Справа и слева от штрих-кода следует оставить небольшие поля цвета фона.

6) Никогда не размещают символы  штрихового кода на местах  перфораций, штампов, на швах, ребрах, кромках, сильных искривлениях, сгибах, откидных створках упаковки, накладках, и материалах грубой текстуры;

7) Никогда не накладывают скобы  при скреплении упаковки на  символ штрихового кода или  его свободные зоны.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декорируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

Штриховые коды делятся на виды: европейский  – EAN и американский - *PC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых употреблению международными организациями и  имеющих собственное наименование, коды EAN/*PC являются наиболее распространенными.

4.1.1.Штриховой код ЕAN-13, EAN-8, EAN-14

 

 В Российской Федерации национальной  организацией товарной нумерации  – членом EAN International является Ассоциация  автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около  5000 предприятий-членов. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (EAN РОССИЯ). В соответствии с правилами EAN International на упаковку товара номер EAN-13 наносится в виде символа штрихового кода EAN/UCC. Эта символика утверждена как европейским стандартом EN797, так и российским ГОСТ Р 51201-98. Коды EAN подразделяют на три типа EAN-8; EAN-13 и ITF-14 (только для транспортной тары).

Ассоциация пользователей EAN установила ряд обязательных и рекомендуемых  требований, которые должны выполняться на всех этапах использования штрихового кода. Основные требования:

• первые два или три разряда  штрихового кода должны обозначать код  национального ведомства, который  присвоен ассоциацией EAN. Принято называть эти разряды префиксами (флагами) и обозначать fl, f2, f3;

• идентификация товара должна быть цифровой и соответствовать формату EAN-8, EAN-13;

• каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а любое изменение вида товара (цена, цвет, сорт, размер, упаковка) изменяет и идентификационный код товара;

• правила кодирования внутри страны, устанавливаемые национальным ведомством, должны гарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых кодов;

• системы ведения штриховых  кодов должны предусматривать возможность присвоения новым товарам кодов старых товаров не ранее, чем через три года после изъятия старого товара из сферы торговли;

• возможность однозначно идентифицировать товары независимо от их производителей.

 

 

Штриховой код ЕAN-13 состоит из 13 цифр. Номер товара в штриховом коде EAN-13 служит ключом к информации, хранящейся в базах данных. Номер EAN-13 имеет следующую структуру (слева направо):

• первые 2-3 цифры – это префикс, или код национальной организации-члена EAN International (для России – 460);

• первые 7-9 цифр, включая префикс, – это регистрационный номер  предприятия внутри национальной организации;

• следующая группа цифр – это  порядковый номер продукции внутри предприятия;

• последняя 13-я  цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.

 

Широкое распространение штрихового кодирования привело к кодированию  всех товаров, независимо от их качества и престижности фирм – изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.

 

Штриховой код EAN-13 номинального размера занимает довольно значительную площадь на упаковке товара (примерно 37 х 26 мм). В соответствии с правилами Е AN International специально для малоразмерных упаковок был разработан «короткий» товарный номер EAN-8 (табл. 3). Так как этот код состоит не из 13, а всего лишь из 8 знаков, то и размеры символа штрихового кода EAN-8 меньше, чем у EAN-13. Стандартные размеры EAN-8 составляют 21,31 х 26,73 мм. Код EAN-8 присваивается отдельным видам продукции, отличающимся малыми размерами упаковки. Код EAN-8 присваивает исключительно Ассоциация ЮНИСКАН. Предприятие - член ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ не может самостоятельно сформировать код EAN-8 на свою продукцию. Оно может только получить его в Ассоциации. Так как внутри EAN-8 отсутствует регистрационный номер предприятия, то в общем перечне присвоенных товарных номеров соседствует продукция самых разнообразных предприятий. Запас возможных номеров EAN-8 очень невелик. Номер EAN-8 выдается только в том случае, если символ штрихового кода EAN-13 номинального размера занимает больше 25% печатной поверхности упаковки или этикетки. При формировании кода транспортной упаковки в ITF-14 включаются цифры EAN-8 упакованной продукции так же, как и в случае EAN-13. Впереди короткого кода EAN-8 добавляется пять заполняющих нулей.

 

4.1.2. Штриховые коды «2 из 5», «Код 39», «Код 128», «ПДФ 417».

 

В 1996-1997 гг. Госстандартом России были предприняты разработанные на основе международных стандартов государственные  стандарты, устанавливающие требования к наиболее применяемым символикам штриховых кодов: «2 из 5», «Код 39», «Код 128», «ПДФ 417».

Код «2 из 5» относится к достаточно простым по структуре кодам и  является дискретным, цифровым, самопроверяющимся  кодом с фиксированной длиной. Основное его применение – идентификация  предметов складирования, авиабилетов, багажа; идентификация диапазона фотофиниша в спортивных соревнованиях, он рекомендуется и для нанесения на шероховатые или гофрированные внешние поверхности транспортных контейнеров.

Код «39» является дискретным, двунаправленным, самопроверяющимся, контролируемым, алфавитно-цифровым кодом с возможностью отображения символов различной длины. Он получил большое распространение в промышленности, здравоохранении, сферах образования, управления, а также при транспортировке товаров. Штриховой код Code 39 может содержать кроме цифр и другие символы. Код может быть произвольной длины и может включать в себя любые заглавные буквы и цифры, а также символы» –», «$»,».», «/», «+», «%», «*» и пробел.

Код «128» был введен в результате возникшей потребности в компактном алфавитно-цифровом коде для кодирования в комплексных системах идентификации продуктов. «Код 128» применяется в различных областях деятельности, например в фармацевтической промышленности, в системе ИСБТ, принятой Международной ассоциацией банков крови, в системе UCC/ЕАN-128 для обозначения серийной транспортной тары. Серийный номер позволяет определять продавцу и покупателю содержимое тары без ее вскрытия.

Символика «Код PDF 417» (ПДФ 417). Такой  код может использоваться в системах, не связанных с компьютерными сетями, или же в тех, для которых эти сети могут оказаться недоступными. В отличие от традиционных линейных кодов, являющихся только ключом к записи во внешней базе данных, где хранится требуемая информация, «Код PDF 417» содержит эту информацию в машиночитаемом формате сам.

 

4.1.3.Признаки позволяющие отличить подлинные штриховые коды от фальсифицированных:

- размеры штрихового кода;

- цветовое исполнение отдельных  элементов штрихового кода: цвет  штрихов должен быть черным, синим,  темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов совпадающий по цвету с фоном, белый допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером;

- место нанесения штрихового кода: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм. от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки;

- штриховой код не должен  размещаться на месте, где уже  есть другие элементы маркировки;

- нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC; нанесение двух кодов допускается в случае, если товаропроизводитель произвел регистрацию в двух ассоциациях и в этом случае коды наносятся в противоположных концах упаковки.

Цифровое обозначение кода EAN – 13. Последняя цифра – контрольный индекс, в коде EAN – 13 его можно рассчитать самостоятельно по следующей схеме:

Складываются цифры, стоящие на чётных позициях кода;

Результат умножается на 3;

Складываются цифры на нечётных позициях кода

Суммируется результат 2 и 3 действия;

Контрольная цифра представляет собой  разность между итоговой суммой и  близлежащим к ней высшим числом, кратным 10.

Если полученная цифра не совпадает  с расчетом, это значит, что товар  произведен незаконно и не гарантирует качество.

Значимость штрихового кодирования  объясняется тем, что оно имеет  ряд функций:

    • автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
    • автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
    • оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;

информационное обеспечение маркетинговых  исследований.

 

 

4.2.QR кодирование

 

QR-код ( QR = Quick Response = Быстрый Ответ ) — это двухмерный штрихкод, разработанный и представленный компанией Denso (Дэнсо) в 1994.

По сравнению с другими штрихкодами, QR-код сочетает в себе несколько преимуществ:

  • может содержать большой объем цифровой и текстовой информации на любом языке
  • его печатный размер может быть очень маленьким
  • быстрая скорость распознавания сканирующим оборудованием
  • может считываться в любом направлении (360°-ое сканирование)

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:

  • Цифры – 7089
  • Цифры и буквы (включая кириллицу) – 4296
  • Двоичный код – 2953 байт
  • Иероглифы – 1817

Наибольшее признание QR-код получил среди пользователей мобильной связи – установив программу-сканер, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т.д.

В Японии подобные коды наносятся  практически на все товары, продающиеся  в магазинах, их размещают в рекламных  буклетах и справочниках. С помощью QR-кода даже организовывают различные  конкурсы и ролевые игры.

Ведущие японские операторы мобильной связи совместно выпускают под своим брендом мобильные телефоны со встроенной поддержкой распознавания QR-кода.

4.3. Радиочастотная идентификация

 

Наряду со штриховым кодированием все большее распространение  получает радиочастотная идентификация, или сокращенно REID (Radio Frequency IDentification).

Информация о работе Кодирование товаров, виды кодов, методы кодирования, практическое использование кодирования в товароведении