Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:06, отчет по практике
Целью товароведно-торговой практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и приобретение практических навыков товароведной и коммерческой работы, а также сбор материалов для выполнения курсовых работ по маркетингу и товароведению продовольственных товаров.
Задачи практики:
- изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности предприятия или организации;
- изучение и анализ организации и управления технологическим процессом товародвижения от поставщика до потребителя, соответствующей документации;
- изучение ассортиментной политики предприятия, роли социологического опроса покупателей в формировании ассортимента товаров;
- изучение политики предприятия в области качества;
- приобретение навыков приемки продукции, контроля качества при поступлении, хранении и реализации товаров;
- работа с нормативно-технической документацией, СанПиН и другими документами, регламентирующими деятельность торговой организации;
- изучение и анализ маркетинговой деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика предприятия………………………………………….4
1.1. Тип торгового предприятия, форма собственности, преимущества и недостатки…………………………………………………………………………4
1.2. Структура управления предприятия………………………………………...7
1.3. Специализация торгового предприятия…………………………………….8
1.4. Организация торгово-хозяйственной деятельности магазина "Элегия"...11
1.5. Организация торгово-технологического процесса ……………………….14
1.6. Операции непосредственного обслуживания покупателей………………18
1.7. Соблюдение прав потребителей в магазине "Элегия"…………………....20
2. Исследование ассортимента и показателей качества продукции на предприятии ООО ПКФ "Элегия"……………………………………...………22
2.1. Анализ показателей и структуры ассортимента…………………………..22
2.2. Анализ маркировки продаваемых товаров………………………………..31
2.3. Органолептическая оценка булки "Городской"……………………….....34
Выводы и предложения…………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение 1……………………………………………………………………42
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Все товары выкладывают на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжаются ценниками, закрепляемыми на полках. Ценники соответствуют правилам продажи, на них указывается наименование товара, его магазинный код, цена, вес, сорт, дата. На ценниках ставится печать и подпись материально ответственного лица.
1.6 Операции непосредственного обслуживания покупателей
К данным операциям относятся операции по продаже товаров. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Как было изложено выше, в магазине применяют индивидуальное обслуживание через прилавок.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Процесс продажи при этом состоит из следующих основных операций:
встреча покупателей и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах и предоставляемых услугах;
подсчет стоимости отобранных товаров;
оплата купленных товаров и получение чека;
укладка приобретенных товаров в сумку покупателя;
Часть товаров, которые продаются весом, продают методом индивидуального обслуживания покупателей через прилавок. Этот метод включает выполнение следующих операций:
встреча покупателей, выявление его намерений;
предложение и показ товаров;
помощь в выборе товаров и консультация;
проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;
упаковка и выдача покупок.
В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применятся в необязательном порядке организациями, осуществляющими денежные расчеты в случаях продажи товаров. Контроль за соблюдением требований этого федерального закона возложен на налоговые органы.
После окончания работы на контрольно-кассовом узле, все оборудование выключается и закрывается. Ключи передаются предпринимателю. Сумма выручки ежедневно учитывается в кассовом отчете и периодически отражается в товарном отчете. Товарный отчет – это документ, который отражает движение товарных ценностей в торговом предприятии. Сроки предоставления товарных отчетов устанавливаются предпринимателем.
В магазине "Элегия" как и в любом другом торговом предприятии неизбежно возникают потери. Основными причинами потерь являются:
истечение срока годности товаров;
воровство в торговом зале;
естественная убыль;
предреализационные потери.
Предреализационные потери возникают при фасовке товаров. Данные потери составляют невысокий процент.
1.7 Соблюдение прав потребителей в магазине «Элегия»
В магазине стараются строго соблюдать права потребителей.
Магазин обеспечивает изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству; ·представляет продукцию на сертификацию; разрабатывает специальные правила использования продукции; устанавливает срок службы (годности) продукции; обеспечивает разработку и доведение до потребителя необходимой информации; в установленных случаях приостанавливает производство и реализацию продукции либо снимает ее с производства, принимает меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции; в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.
Продавец обеспечивает реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности; доведение до потребителя необходимой информации; в установленных случаях приостанавливает реализацию, принимает меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции; в установленных случаях возмещает в полном объеме причиненный ущерб.
Продавцы по желанию потребителей дают полную характеристику товарам, рассказывают о способах их использования и употребления, кассиры оперативно обслуживают покупателей на кассовых узлах.
В торговом зале представлена вся необходимая информация для потребителей на информационном стенде, а именно:
Лицензия на продажу алкогольной продукции.
Санитарно-эпидемиологическое заключение.
Книга инспекторских проверок.
Ассортиментный перечень.
Книга отзывов и предложений.
Правила продажи алкогольной продукции.
Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям торговли
и обороту в них
Санитарный паспорт № 182.
Закон о защите прав потребителей.
Правила поведения в магазине "Элегия".
На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.
За время работы магазина серьезных конфликтов с потребителями не было.
2. Исследование ассортимента и показателей качества продукции на предприятии ООО ПКФ "Элегия".
2.1. Анализ показателей и структуры ассортимента.
Ассортимент магазина «Элегия» представлен всеми группами продовольственных товаров: зерномучные, вкусовые, кондитерские, молочные, мясные, рыбные, яичные товары, пищевые жиры, сахар.
Таблица 3
Ассортимент магазина "Элегия"
Наименование |
Основные виды |
Х/ булочные изделия |
Хлеб ржаной, хлеб «Царевский», булка «Городская», батон нарезной |
Колбасные изделия |
Сервелат «зернистый», п/к «домашняя», п/к «новая», «Любимая», Сосиски «домашние», Сосиски «молочные» |
Майонез |
«Махеев с лимонным соком», Провансаль |
Сыры |
Российский, Янтарь,Витязь,Голландский |
Масло растительное |
Золотая семечка, Олейна, Милора |
Консервы рыбные |
«Скумбрия в собственном соку», «Сардина», «Сельдь нат. Тихоокеанская», «Сайра» нат. |
Консервы мясные |
Говядина тушёная, Паштет из гусиной печени, Свинина тушёная |
Яйцо |
Домашнее, отборное |
Рыба копченая |
Скумбрия, сельдь,горбуша |
Молоко, молокопродукты |
Молоко, кефир, сметана, творог,йогурт |
Мороженое |
«Магнат», «Пломбир», «Русский стандарт» |
Кондитерские изделия |
Печенье с прослойкой «Шарм», конфеты «Птичье молоко», рулет «Торнадо»,пироженое «Корзинка» |
Мука |
Пшеничная, ржаная |
Крупа |
Пшено, манная, ячневая |
Чай |
«Майский», «Принцесса Нури», «Монарх», «Lipton», «Акбар» |
Специи |
Лавровый лист,
чёрный и красный молотый перец, |
Консервы фруктовые |
Абрикосы половинками в сиропе, мандарины очищенные дольками, ананасы кусочки |
Консервы овощные |
Ассорти (томаты и огурцы), икра кабачковая, кукуруза сладкая, горошек зел. |
Соки |
«Моя семья», «Золотая Русь», «Сады Придонья», «Я», «Фруктовый сад» |
Кофе |
Амбассадор BL, Якобс Максвел Хаус, КартНуар, Нескафе Классик, Чибо Эксклюзив, Милагро Арома |
Вода минеральная |
«Касмалинская», «Аква Минерале» |
Вино |
«Монастырская изба», «Виноградная лоза», «Мускат Оттонел» |
Водка |
«Малиновый Жар», «Зеленая марка», |
Пиво |
«Эфес Пилснер», «Балтика», «Толстяк», «Клинское», «Белый медведь», «Невское», «Миллер» |
Снэковая продукция |
Сухарики,арахис соленый,фисташки |
Табачные изделия |
«Пётр 1», «Альянс», «Кент», «Парламент» |
При формировании ассортимента осуществляется
регулирование комплекса
Таблица 4
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименования и условные обозначения |
Расчет показателей | |
свойства |
показатели | |
Широта (Ш): Базовая(Шб) |
Показатели широты (Ш): Действительный(Шд) Базовый (Шб) Коэффициент широты (Кш) |
Шд = д Шб = б
Кш=(Шд/Шб)*100,% |
Полнота (П): Действительная Базовая |
Показатель полноты (П): Действительный (Пд) Базовый (Пб)
Коэффициент полноты (Кп) |
Пд = д однородной группы товаров Пб = б однородной группы товаров Кп = (Пд/Пб)*100,% |
Устойчивость(У) |
Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) |
У = у Ку = (У/Шб)*100,% |
Новизна (Н) |
Показатель новизны (Н) Степень(коэффициент обновления (Кн) |
Н = н Кн = (Н/Шд)*100,% |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности (Кр) |
Кр = (Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн)/4 |
Расшифровка условных обозначений:
д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;
б — базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;
у — количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
н — количество новых видов и наименований товаров;
вш, вп, ву, вн — коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Широта может служить
косвенным показателем
Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности могут быть удовлетворены.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).