Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:06, отчет по практике
Целью товароведно-торговой практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и приобретение практических навыков товароведной и коммерческой работы, а также сбор материалов для выполнения курсовых работ по маркетингу и товароведению продовольственных товаров.
Задачи практики:
- изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности предприятия или организации;
- изучение и анализ организации и управления технологическим процессом товародвижения от поставщика до потребителя, соответствующей документации;
- изучение ассортиментной политики предприятия, роли социологического опроса покупателей в формировании ассортимента товаров;
- изучение политики предприятия в области качества;
- приобретение навыков приемки продукции, контроля качества при поступлении, хранении и реализации товаров;
- работа с нормативно-технической документацией, СанПиН и другими документами, регламентирующими деятельность торговой организации;
- изучение и анализ маркетинговой деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика предприятия………………………………………….4
1.1. Тип торгового предприятия, форма собственности, преимущества и недостатки…………………………………………………………………………4
1.2. Структура управления предприятия………………………………………...7
1.3. Специализация торгового предприятия…………………………………….8
1.4. Организация торгово-хозяйственной деятельности магазина "Элегия"...11
1.5. Организация торгово-технологического процесса ……………………….14
1.6. Операции непосредственного обслуживания покупателей………………18
1.7. Соблюдение прав потребителей в магазине "Элегия"…………………....20
2. Исследование ассортимента и показателей качества продукции на предприятии ООО ПКФ "Элегия"……………………………………...………22
2.1. Анализ показателей и структуры ассортимента…………………………..22
2.2. Анализ маркировки продаваемых товаров………………………………..31
2.3. Органолептическая оценка булки "Городской"……………………….....34
Выводы и предложения…………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение 1……………………………………………………………………42
Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.
При определении коэффициента
рациональности ассортимента должны учитываться
все вышеперечисленные
С определенной степенью
достоверности коэффициент
Структура ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.
При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Различают общие и
специфичные факторы
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность,
подкрепленная
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.
Теперь перейдем непосредственно к анализу показателей ассортимента и структуры ассортимента магазина ООО ПКФ "Элегия".
Базовые показатели взяты для сравнения по супермаркету «Городок».
По окончании сбора данных было выяснено, Шд=6, Шб=17; Пд =1, Пб = 7, устойчивым спросом пользуется 2 видов хлебной продукции. Во время прохождения практики закупка новых отваров не происходила.
Определяем коэффициент широты ассортимента хлебобулочных изделий в магазине «Элегия»:
1.Кш=6/17*100=35%
Коэффициент полноты булочных изделий равен:
2.Кп = 1 / 7* 100 = 14%
Рассмотрим показатель устойчивости ассортимента на примере хлебной продукции. В магазине «Элегия» ассортимент хлеба представлен 6 наименованиями, однако устойчивым спросом у потребителей пользуются только 2 наименований, следовательно:
3.Ку = 2/6* 100=33%
При прохождении практики нечего нового не закупалось:
4.Кн = (0 /6)*100= 0%
Коэффициент рациональности:
5.Кр = (35*0.3+14*0.4+33*0.3+0*0.3)/
Рассмотрим ассортимент
реализуемой продукции в
Таблица 5
Структура ассортимента
Вид хлебобулочной продукции |
Количество изделий, шт |
Объем продаж, руб |
Относительные показатели структуры ассортимента, % | ||||
Натуральном |
Денежном | ||||||
Батон нарезной, батон с изюмом, плетенка с маком в\с |
198 |
3960 |
9,2 |
12,1 | |||
Булка «Городская» в\с 0,2 кг. |
1029 |
9261 |
47,6 |
28,2 | |||
Хлеб ржано-пшеничный 0.6 кг. «Наримановский» |
129 |
2322 |
6 |
7,1 | |||
Хлеб формовой 1 сорт 0.70 кг. «Царевский» |
450 |
10350 |
20,8 |
31,6 | |||
«Хлеб пшеничный 1 сорт 0.7 кг. |
150 |
3225 |
6,9 |
9,8 | |||
Батон нарезной в\с 0.4 кг. |
205 |
3690 |
9,5 |
11,2 | |||
Итого |
2161 |
32808 |
100 |
100 |
Таблица 6.
Анализ показателей ассортимента
Показатели ассортимента |
Значение,% |
Коэффициент полноты |
14 |
Коэффициент широты |
35 |
Коэффициент устойчивости |
33 |
Коэффициент новизны |
0 |
Коэффициент рациональности |
6,5 |
Рассчитав коэффициенты и структуру ассортимента можно делать вывод о том, что предприятие реализирует недостаточно широкий и полный ассортимент.
В ходе проведенного анализа приходим к выводу, что деятельность предприятия направлена на обеспечение рентабельности производства, а не на извлечение прибыли. Представленный ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий не полностью удовлетворяет потребности покупателей.
Коэффициент широты равен 35 %. Полученные данные свидетельствуют о не достаточно широком ассортименте хлебобулочных изделий в магазине.
Коэффициент полноты составляет в среднем 14%. Показатель означает, что спрос покупателей на данный вид продукции не удовлетворяется.
Коэффициент новизны равен 0, так как нечего нового не закупалось. На мой взгляд, немаловажным является внедрение новых видов хлебобулочных изделий диетического назначения с натуральными пищевыми добавками.
Необходимо расширить
выпуск хлебобулочных изделий
Коэффициент устойчивости 33% свидетельствует о том, что у предприятия есть небольшой круг покупателей во вкусах и привычках. Т.е. эта группа покупателей независимо от появления другой похожей продукции у предприятия все равно будут приобретать те товары, к которым они привыкли и приобретают всегда. Изготовители и продавцы предприятия стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Коэффициент рациональности невысокий 6,5 %, а этот показатель говорит о том, что ассортимент хлеба полностью не способен удовлетворить реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Наибольший удельный
вес в натуральном выражении
Булка «Городская»,а в
2.2 Анализ маркировки продаваемых товаров.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), товароведных характеристиках товара.
Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.
Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей она является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую .
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также региональными правилами розничной торговли.
Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Роспотребнадзора.
Рассмотрим маркировку на примере сока томатного "Фруктовый сад".
В соответствии с ГОСТ Р 52183-2003 "Консервы. Соки овощные. Сок томатный. Технические условия" на этикетке или непосредственно на потребительской таре должно быть указано:
Таблица 7
Анализ маркировки томатного сока "Фруктовый сад"
Требования ГОСТ Р52183-2003 |
Фактические показатели |
-наименование сока; |
Сок из томатов с сахаром и солью для детского питаня. |
-наименование и |
ОАО "Лебедянский" 399610, РФ, Липецкая область, г.Лебедянь, ул.Матросова, д.7, |
-товарный знак изготовителя (при наличии); |
Присутствует |
-объем сока (л); |
0,95 л |
-состав; |
Сок томатный, сахар, соль. Изготовлен из томатной пасты. |
-пищевая ценность; |
Углеводы-5,6 г; Калий-150-350 мг |
-дата изготовления; |
09.07.2013 |
-срок годности (исчисляют с даты
изготовления и указывают |
Годен до 09.07.2014 |
-условия хранения; |
Хранить при температуре от 0 до +25 и относительной влажности воздуха не более 75% |
-надпись: "Перед употреблением взбалтывать"; |
Присутствует |
-надпись: "После вскрытия упаковку хранить в холодильнике не более 3 сут. "; обозначение настоящего стандарта; |
Открытый пакет хранить в холодильнике не более суток |
-информацию подтверждения |
ТУ 9162-097-00336929-10 |