Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:25, курсовая работа
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением
Режим хранения - это совокупность условий, при которых товар сохраняет свое качество. Для каждого товара необходим определенный режим хранения, зависящий от его состава и свойств. При правильном режиме не только сохраняется качество, но и снижаются потери товаров.
К факторам, сохраняющим качество пищевых продуктов, относятся тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации. Правильная упаковка предохраняет товары от механических повреждений, загрязнения и других воздействий окружающей среды и существенно влияет на сохранение качества при транспортировке, хранении и реализации товаров. Например, какао-порошок, упакованный в картонные пачки, хранится 6 месяцев, в жестяных банках - 12 месяцев. Кроме того, к таре предъявляют определенные требования: она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, привкусов и быть безвредной.
Соблюдение необходимых условий хранения и транспортировки на всем пути продвижения товаров от места производства до потребителя имеет большое значение для качества товаров. Внедрение новых видов тары и упаковки, правильная организация хранения товаров в местах производства, использование новых способов транспортировки и хранения.
Условия хранения - это совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.
Создание условий хранения, то есть режима хранения зависит от температуры, влажности воздуха, света, упаковки и других факторов, причем важен не только каждый из этих факторов, но и все они, вместе взятые.
Температура - наиболее значимый показатель режима хранения. Для большинства продуктов наиболее благоприятной является температура, близкая к 0оС, так как при этом замедляется развитие микроорганизмов и не изменяются физические свойства продуктов. При высокой температуре продукты, как правило, высыхают и теряют в массе. Для каждого продукта необходима определенная температура хранения, которая зависит от природы товара и его свойств. Например, мороженные продукты рекомендуется хранить при температуре не выше -6оС во избежание размораживания. Для хранения бакалейных товаров используется в основном температура +13 +18оС. Большинство скоропортящихся товаров продуктов (колбасные изделия, молочные товары) хранят при температуре (0-4оС). Для многих продовольственных товаров могут быть рекомендованы различные температурные режимы и различные сроки хранения.
Температура хранения должна быть постоянной, нежелательны резкие перепады температуры, при которых происходит конденсация воды на товарах.
Освещение играет большую роль при хранении продовольственных товаров. При хранении свет отрицательно влияет на сохраняемость продуктов - ускоряет прогоркание жиров, повышает интенсивность дыхания, вызывает разрушение красящих веществ и многих витаминов, окрашенные продукты (вино, ликероводочные изделия) обесцвечиваются; овощи под влиянием света прорастают, картофель и корнеплоды зеленеют и приобретают горький вкус из-за накопления гликозида солонина.
В то же время свет замедляет микробиологические процессы, препятствует развитию насекомых. Поэтому на складах рекомендуется рассеянное дневное или искусственное освещение.
Состав воздуха также играет большую роль при хранении продуктов. Высокая концентрация углекислого газа подавляет развитие микроорганизмов. Кислород воздуха обуславливает окисление жиров, эфирных масел, снижает содержание витаминов, изменяет органолептические свойства продукта.
Вентиляция воздуха необходима для удаления лишних водяных паров и газов, образующихся при хранении продуктов, способствует понижению температуры воздуха в помещении. Различают вентиляцию естественную, принудительную и активную.
Упаковка защищает товар от внешних воздействий, повышенной или пониженной температуры, влажности воздуха, от света, посторонних запахов, микроорганизмов. Упаковочные материалы должны быть эластичными, легкими, дешевыми, сухими, негигроскопичными.
Порядок укладки и размещения товаров необходимо учитывать при хранении, так как неправильная укладка может привести к деформированию изделий, слеживанию и комкованию сыпучих товаров, приобретению посторонних запахов и других дефектов.
Также при размещении товаров необходимо учитывать очередность поступления товаров (вновь поступившие товары не должны загораживать ранее полученные) и сроки хранения докладываемой продукции.
Консервирование - это обработка пищевых продуктов для увеличения сроков их хранения.
Показатели качества и условия хранения рыбных консервов.
Качество рыбных консервов должно соответствовать требованиям ГОСТов.
Показатели качества рыбных консервов подразделяют на общие и специальные (обязательные для определенных видов консервов). К общим показателям относятся: вкус, запах, консистенция основного продукта, содержание поваренной соли, наличие посторонних примесей. К специальным показателям качества относят следующие: цвет основного продукта; порядок укладки основного продукта; состояние кожных покровов и костей, наличие чешуи; прозрачность масла, желе; цвет соуса, масла, желе; консистенцию соуса, желе; соотношение слоя масла к массе рыбы для деликатесных консервов «Шпроты в масле», «Сардины в масле»; содержание сухих веществ, солей олова и свинца; кислотность.
Содержание поваренной соли в рыбных консервах натуральных, натуральных с добавлением масла, в томатном соусе должно быть 1,2-2,0%, для консервов в желе - 1,2-2,5% в консервах из бланшированной и подсушенной рыбы в масле - 1,3-2,5%; в шпротах - 1,0 -3,0%; в шпротах высшего сорта - 1,3-2,5%; в сардинах - 1,3-2,3%.
В консервах в томатном соусе учитываются содержание сухих веществ, которое в зависимости от вида рыбы колеблется от 20 до 30%, а также кислотность, которая для консервов из скумбрии, ставриды, сардины должна быть 0,3-0,7%; для консервов из остальных рыб - 0,3-0,6% и для консервов желе - 0,6%. Количество рыбы в консервах в томатном соусе должно составлять 70-90%; в бланшированной и подсушенной копченой и обжаренной рыбе в масле - 75%. Соотношение массы рыбы и масла, %, не менее: в шпротах - 70:30-90:10; в шпротах и сардинах высшего сорта - 75:25-90:10. Содержание солей олова во всех видах консервов разрешается не более 0,02%, соли свинца не допускаются.
Упаковывают и маркируют рыбные консервы согласно ГОСТ 11771-77Е и 8756.8; перевозят всеми видами транспорта. Маркировку наносят двумя строками в следующем порядке: первая строка - номер смены (цифра), число (две цифры), месяц (две цифры), год (две последние цифры); вторая строка буква Р (индекс рыбной промышленности), ассортиментный знак (цифры или буквы).
Хранят рыбные консервы на складах, базах при относительной влажности воздуха 75% и температуре 0-20о С - консервы в масле, при 0-10о С - консервы натуральные, при 0-5о С - консервы в томатном соусе. Сроки хранения рыбных консервов: натуральных - 6-24 месяцев, в томатном соусе - 6-18 месяцев, в масле - 12-24 месяца.
Акт приёмки рыбные консервы утверждается заведующей магазином «Звёздный» обычно в день его составления. Одновременно с приёмкой товар по количеству принимается также и по качеству. Товары поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу- же вместе с приёмкой по количеству. Приёмка по качеству в магазине осуществляется также с заведующей товарной секцией в соответствии с требованиями нормативных и сопроводительных документов. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров.
5. Организация контроля за хранением товаров в торговом предприятии
Контроль за соблюдением организациями розничной торговли законодательства Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Каждый из органов имеет свои полномочия.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Этот орган осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, за порядком применения цен на товары и услуги, проводит проверки качества товаров, приостанавливает реализацию товаров, не соответствующих требованиям стандартов.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Осуществляет надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзор на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Территориальные управления Роспотребнадзора ведут контроль за выполнением санитарных правил при строительстве и эксплуатации зданий и помещений предприятий торговли, проводят санитарно-эпидемиогические экспертизы товаров.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Осуществляет контроль за соблюдением требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.
Государственная противопожарная служба. Проводит надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. Представители службы проводят обследования территорий, зданий, помещений с целью контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Также контроль
за деятельностью предприятий
Работники контролирующих органов проводят проверки по предъявлении надлежаще оформленных удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия. Допуск проверяющих лиц за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде. В предприятии розничной торговли ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки.
6. Заключение
Розничная торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи. Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели - удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы. Рациональный торгово-технологический процесс в магазине обеспечивается четким выполнением управленческих и хозяйственных функций, которые по отношению к нему выступают как обеспечивающие этот процесс.
Рациональный режим работы магазина отвечает следующим требованиям: учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, - контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли;
- соответствует интенсивности движения потока покупателей;
- способствует повышению качества торгового обслуживания.
Характер и содержание каждой операции, затраты труда и времени на их выполнение зависят от метода продажи, вида торгового оборудования, типа магазина, размера его торговой площади, ассортимента реализуемых товаров, состава подсобных помещений, применяемых средств механизации, организации труда.
Торгово-технологический процесс супермаркета «Звёздный» состоит из операций, которые делятся на:
- операции с товарами до предложения их покупателям;
- операции, связанные с обслуживанием покупателей;
- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
При организации торгово-технологического процесса магазина «Звёздный» учитываются все основные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу.
Приемка товаров
осуществляется в соответствии с
инструкциями «О порядке приемки
продукции производственно-
Хранение продуктов организовано в специальных складских помещениях, с учетом оптимальных режимов хранения, соблюдением правил товарного соседства.
Все товары перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже. Выполнение этого требования способствует ускорению отпуска товаров, росту производительности труда персонала и повышению эффективности работы магазина.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал магазина, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании, при этом используется комбинированная система выкладки товаров.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине «Звёздный» является продажа товаров, которая осуществляется при помощи традиционного метода самообслуживания
В супермаркете «Звёздный» наблюдаются положительные тенденции развития, об этом свидетельствует таблица поставщиков и таблица конкурентов.
В правильно организованном магазине покупателю должно быть максимально комфортно, а магазин при этом должен приносить максимальную прибыль. Для коммерческого успеха современный магазин должен быть достаточно респектабелен и одновременно демократичен. Разумеется, в магазине должно быть тепло и светло, но самое главное - в одном торговом зале покупатель должен обнаружить все, что ему может пригодиться. Чем комфортнее будут чувствовать себя покупатели в магазине, тем продолжительнее для них будет пребывание в торговом зале.
Информация о работе Перспективы и состояния рынка товаров народного потребления