Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:52, курсовая работа
Хлебобулочные изделия всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на продовольственный рынок региона. Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………2
Пищевая ценность и качество хлеба…..………………………………………3
Формирование рынка хлеба в России………………………………………...4
Пищевая ценность хлеба и пути ее улучшения………………………………8
Требования к качеству и безопасности хлеба. Подтверждение соответствия требованиям нормативных документов……………………………………...15
Сохранение потребительских свойств хлеба…
Сравнительная характеристика ржано-пшеничного хлеба разных изготовителей……..
Характеристика исследованных образцов
Пищевая ценность и состав ржано-пшеничного хлеба разных изготовителей
Качество хлеба разных изготовителей
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Хлеб, как считают ученые, появился на земле свыше 15 тыс. лет назад. Впервые хлеб из теста стали выпекать египтяне, а 5-6 тыс. лет назад – греки и римляне. До наших дней в Риме сохранился 13-метровый памятник – монумент пекарю.
В России с древних времен выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. Во многих поселениях были хлебные избы для приготовления хлеба. В Москве самыми крупными в XII веке были избы в районе нынешнего Нового Арбата, в Измайлове и Кремле. Тяжелый труд пекарей Древнего Рима почти не отличался от изнурительного труда булочников царской России. И только в начале XX века начала создаваться отечественная хлебопекарная промышленность. Сегодня это тысячи хлебозаводов, оснащенных современным оборудованием. В настоящее время хлебопечение в России является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности.
Хлебобулочные изделия всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на продовольственный рынок региона. Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий.
Одновременно с ростом объема производства необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества сырья и готовой продукции.
Хлебобулочные изделия - пищевые продукты, получаемые выпечкой разрыхленного дрожжами или иными разрыхлителями теста, которое готовят из муки, воды и поваренной соли с добавлением или без добавления вспомогательного сырья.
Рынок хлеба и хлебобулочных
изделий менее любого другого продовольственного
рынка подвержен влиянию рыночного механизма,
поскольку государство осуществляет преемственность
в его регулировании от предыдущего социально-экономического
уклада. Исключительная значимость хлеба
и хлебобулочных изделий как продуктов
наиболее важных для жизни человека относит
их к товарам стратегического назначения,
а для граждан – к продуктам первой необходимости
и постоянного неотлагаемого спроса. Поэтому
рынок демонстрирует стабильность, предсказуемость
и позволяет его игрокам продолжать развитие
своего бизнеса.
По данным маркетингового исследования
«Рынок хлеба и хлебобулочных изделий.
Текущая ситуация и прогноз», проведенного
компанией IntescoResearchGroup, объем российского
рынка хлеба и хлебобулочных изделий в
натуральном выражении с 2007 года по 2010-й
медленно сокращался. Однако в 2011 году
рынок показал положительную динамику,
вырос на 1% и составил немногим более 7,089
млн тонн (рис. 1).
Это связано как с расширением
номенклатуры выпускаемой хлебопекарной
продукции, изменением структуры потребления
продуктов питания под влиянием роста
цен, так и с постепенным приближением
потребления хлеба к научно обоснованным
нормам потребления. По данным Института
питания Российской академии медицинских
наук, норма потребления хлеба в расчете
на человека составляет 100 кг в год. На
каждого же жителя России в 2011 году приходилось
лишь по 50 кг хлеба и хлебобулочных изделий.
Почти весь объем рынка
в натуральном выражении представлен
продукцией отечественных производителей.
Доля зарубежных изделий составила 0,15%.
На протяжении 2009-2011 годов доля импорта
на российском рынке хлеба и хлебобулочных
изделий колебалась от 0,11 до 0,15%. В текущем
2012 году, после реального вступления России
в ВТО, прогнозируется рост доли импорта
на рынке до 0,18% (рис. 2).
В целом, российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий условно разделяется на два сегмента: сегмент, включающий в себя продукцию длительного хранения (изделия с пониженной влажностью, полуфабрикаты), и сегмент продукции недлительного хранения (основные сорта пшеничного, ржаного, ржано-пшеничного хлеба, пирогов и т. п.). По состоянию на начало 2012 года структура рынка по приведенной сегментации по отношению к предыдущему году практически не изменились: доля сегмента хлебобулочной продукции недлительного хранения составила чуть более 94%; доля же сегмента хлебобулочной продукции длительного хранения была на уровне 5,5% общего объема рынка (рис. 3).
Более детально рынок
сегментирован по видам хлеба и хлебобулочных
изделий. На российском рынке хлеба и хлебобулочных
изделий выделяют следующие сегменты:
хлебобулочные изделия из пшеничной муки,
хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки,
хлебобулочные изделия из ржаной муки,
сдобные хлебобулочные изделия, хлебобулочные
изделия пониженной влажности (сухарно-бараночная
продукция), диетические хлебобулочные
изделия, пироги, пирожки, пончики и другие
хлебобулочные изделия.
Самыми популярными
видами на рынке хлеба и хлебобулочных
изделий по-прежнему являются хлеб ржаной,
хлеб из пшеничной муки первого сорта,
булочные изделия из пшеничной муки высшего
сорта и хлеб пшеничный из муки высшего
сорта, на которые приходится около 80%
совокупного объема данного рынка.
За 2010 год розничные
продажи хлеба и хлебобулочных изделий
выросли по отношению к 2009 году на 8,5% в
стоимостном выражении. Розничные продажи
увеличились на 29,7 млрд рублей и в четвертом
квартале 2010 года достигли 128,7 млрд руб.
В трех первых кварталах 2011 года розничные
продажи колебались в пределах 95,2-98,7 млрд
рублей (рис. 4), а к концу года достигли
145,7 млрд руб. В целом в 2011 году продажи
увеличились на 15,1% и составили 436,1 млрд
руб.
Ежегодный существенный
рост продаж в четвертом квартале объясняется
тем, что в летние месяцы года потребление
хлеба частично замещается потреблением
фруктов и овощей нового урожая. В то время
как в четвертом квартале у потребителей
возникает необходимость восполнения
запасов энергии организма, что связано
с постепенным понижением температуры
воздуха, и именно хлеб и хлебобулочные
изделия выступают в качестве источника
восполнения этой энергии. Кроме того,
в этот период происходит формирование
запасов хлеба на длинные новогодние праздники
гражданами и предприятиями общественного
питания.
В 2011 году четвертая
часть всех розничных продаж хлеба и хлебобулочных
изделий – 26,9% – приходилась на Центральный
федеральный округ, а пятая часть – 19,4%
– на Приволжский федеральный округ. По
десятой части приходилось на Сибирский,
Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные
округа.
Сегмент изделий из
пшеничной муки является крупнейшим на
российском рынке хлеба и хлебобулочных
изделий: его доля в структуре производства
в 2010 году превысила 47%. Ржано-пшеничная
и пшенично-ржаная продукция формировала
более четверти предложения хлебобулочной
продукции на рынке. Сдобные хлебобулочные
изделия и продукты из ржаной муки занимали
в структуре производства соответственно
4,5 и 4,7%. На долю изделий пониженной влажности
(сухари, хлебцы, баранки, хлебные палочки,
соломка) приходилось немногим более 3%.
Продукция диетического назначения в
общем объеме производства составляла
1,2%, а пироги, пирожки и пончики – около
0,6%.
Объем российского
производства пшеничного хлеба из муки
высшего сорта в 2010 году составил 1657,5 тысячи
тонн, а хлеба пшеничного из муки 1-го сорта
– 1487,8 тысячи тонн. Хлеба пшеничного из
муки 2-го сорта было произведено около
147 тысяч тонн, а хлеба из ржаной муки –
331,2 тысячи тонн. Производство хлеба из
смеси ржаной и пшеничной муки достигло
1967,7 тысячи тонн, а диетических хлебобулочных
изделий – 83,1 тысячи тонн. Сдобных хлебобулочных
изделий было произведено 316 тысяч тонн,
пирожков, пирогов и пончиков – 39,8 тысячи
тонн. В период с января по сентябрь 2011
года в России было произведено 256,8 тысячи
тонн хлебобулочной продукции длительного
хранения. В 2011 году объем производства
хлебобулочной продукции длительного
хранения составил 339,7 тысячи тонн, изделий
недлительного хранения - 6573 тысячи тонн.
Регионами с наибольшими
объемами производства хлеба и хлебобулочных
изделий из пшеничной муки, как и в предыдущие
годы, являлись Краснодарский край, Москва,
Московская и Ростовская области. Наибольшие
объемы хлебобулочных изделий из ржаной
муки производились в Кировской и Московской
областях, Алтайском крае и Свердловской
области. В Москве, Московской области,
Санкт-Петербурге и Нижегородской области
производились наибольшие объемы хлебобулочных
изделий из смеси ржаной и пшеничной муки.
Крупнейшими российскими
производителями хлеба и хлебобулочных
изделий являются ОАО «Хлебный дом», ОАО
«Каравай» (Санкт-Петербург), ОАО «Липецкхлебмакаронпром»
(г. Липецк), ОАО «Первый хлебокомбинат»
(г. Челябинск), ОАО «Хлебозавод №22» (Москва),
ОАО «Владимирский хлебокомбинат» (г.
Владимир), ЗАО «Хлебокомбинат «Пеко»
(Москва), ОАО «Ростовский хлебозавод №1»
(г. Ростов-на-Дону), ОАО «Волжский пекарь»
(г. Тверь) и ЗАО «Щелковохлеб» (г. Щелково
Московской области)*. Эти предприятия лидируют
на рынке уже несколько лет подряд.
Богатый урожай зерна
2011 года добавил забот производителям
хлеба и хлебобулочных изделий. Конкуренция
между производителями возросла.
В 2011 году в платежеспособном
спросе населения на хлеб и хлебобулочные
изделия наблюдался незначительный рост.
Однако спрос по-прежнему сдвигался в
сторону простых массовых сортов хлеба.
По-прежнему основным критерием при выборе
хлеба для потребителя является его свежесть.
На втором месте стоят цена и конкретный
производитель. Покупатели большое внимание
обращают на наличие различных добавок
в продукте. Гораздо меньшее значение
имеют вес, размер, форма хлеба и любые
рекомендации о его покупке.
В 2011 году продолжилось
государственное регулирование рынка
хлеба и хлебобулочных изделий посредством
регулирования смежных рынков зерна и
муки.
Вступление России
во Всемирную торговую организацию, несомненно,
повлияет на дальнейшее развитие российского
рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
С точки зрения государственного регулирования
рынка возможно его разделение на два
крупных сегмента: сегмент натурального
хлеба и хлебобулочных изделий и сегмент
«хлебосодержащего продукта».
Начало этому процессу
положила отмена обязательной сертификации
продукции, повлекшая за собой ожидания
потребителей о появлении на рынке хлеба
и хлебобулочных изделий низкокачественной
продукции, и информацию в СМИ о случаях,
подтверждающих такие ожидания. К тому
же применение в изготовлении хлеба и
хлебобулочных изделий, как и мучных кондитерских
изделий ингредиентов-заменителей, комплексных
пищевых добавок, эмульгаторов, пекарских
порошков, продлителей свежести и срока
годности, консервантов, усилителей вкуса,
заквасок, улучшителей хлеба и т. п., не
осталось без внимания потребителей массовых
сортов хлеба и хлебобулочных изделий.
В результате возникла
новая тенденция, охватившая определенный
слой потребителей, ушедших с рынка хлеба
и хлебобулочных изделий, которые, приобретая
хлебопечки, сами на свою семью начали
выпекать хлеб и хлебобулочные изделия
исключительно из натуральных ингредиентов.
Одновременно расширилась номенклатура
хлебопечек на рынке бытовой техники.
Ее поставляют на российский рынок уже
26 известных зарубежных производителей
бытовой техники. Данная тенденция постепенно
расширяет свою географию.
При этом существующий
формат государственного регулирования
отрасли, нацеленный на поддержание существующего
определенного уровня цен на хлеб и хлебобулочные
изделия, сужает границы ее возможностей
в условиях рыночной экономики. Дифференциация
доходов населения достаточно высока,
платежеспособный спрос многих категорий
граждан позволяет приобретать высококачественную
хлебобулочную продукцию по достаточно
высоким ценам. Однако производители не
могут в полной мере использовать преимущества
рыночной экономики, поскольку государственные
дотации на хлеб пока еще не направляются
целевым образом группам граждан с низкими
доходами, которые могли бы сами выбирать
хлеб и хлебобулочные изделия по социально-ориентированным
ценам, соответствующим их покупательной
способности. В таком случае у производителей
появилась бы возможность выпускать в
массовом порядке продукцию высококачественной
натуральной рецептуры по соответствующим
ценам, опираясь на существующий спрос,
одновременно создавая условия как повышения
уровня оплаты труда работников предприятий
хлебной отрасли, так и дальнейшему ее
развитию.
По прогнозам аналитиков
IntescoResearchGroup, платежеспособный спрос населения
будет по-прежнему постепенно смещаться
в сторону покупок привычных сортов хлеба
и хлебобулочных изделий.
Дальнейшее развитие
рынка хлеба и хлебобулочных изделий будет
зависеть от разнообразия и изменения
форм государственного регулирования
продовольственного рынка с учетом его
функционирования в условиях «справедливой
торговли» в рамках ВТО. Последующая за
ним динамика цен на хлеб и хлебобулочные
изделия будет зависеть от величины объема
предложения сырья из зерна урожая 2012
года. В целом рынок хлеба и хлебобулочных
изделий находится в ожидании предложения
урожая зерна текущего года, реального,
полноправного членства России в ВТО и
на этой основе расширения объёма и географии
экспорта отечественной хлебопекарной
продукции.
1.2.Пищевая ценность хлеба и пути ее улучшения
Пищевая ценность хлеба, как и всякого пищевого продукта, определяется в первую очередь его калорийностью, усвояемостью и содержанием в нем дополнительных факторов питания: витаминов, минеральных веществ и незаменимых аминокислот.
Однако было бы совершенно неправильно оценивать пищевую ценность хлеба лишь с точки зрения его химического состава, не принимая во внимание такие свойства, как вкус, аромат, пористость мякиша и внешний вид хлеба, так как по словам Павлова, только та еда полезна, которая приятна. Наконец, хлеб обладает одним важным качеством, по-видимому, обычно недостаточно учитываемым. Регулярный прием хлеба вместе с пищей имеет большой физиологический смысл, так как хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и наиболее полному смачиванию пищи пищеварительными соками. Наконец, с хлебом человек усваивает супы, масло, икру, сыр, различные соусы, джемы, варенье и прочее. Таким образом, хлеб в нашей диете служит не только источником калорий и дополнительных факторов питания, но также играет важнейшую роль во всей физиологии питания.
1)Усвояемость хлеба.
Вопрос об усвояемости составных частей хлеба, и частности белковых веществ, привлекал к себе пристальное внимание крупнейших русских ученых еще в конце 19 столетия. Профессор А.П.Доброславин в течение всей своей деятельности интересовался этим вопросом. В руководимой им лаборатории было выполнено несколько диссертаций, с помощью которых удалось установить, что на усвояемость хлеба влияют следующие факторы: усвоение белковых веществ меняется в зависимости от выхода муки; от термической обработки оболочек (отрубей), содержащих белок; влияние "зернового" хлеба; вид и сорт муки; состав диеты, в которую включен хлеб и т.д. Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, рассмотрим средний химический состав хлеба (в % на сухой вес):
Хлеб Влага Жир Белок Клетчатка Зола Сахар Крахмал
Пшеничный в/с 35,8 0,39 17,00 0,33 1,67 0,62 79,5
Из обойной пшенич. муки 42,1 0,94 20,71 0,98 2,38 1,23 73,12
Ржаной пеклев. 43,8 0,39 11,72 0,99
Ржаной интенд. 40,6 1,10 13,88 2,44
Питательная (энергетическая) ценность любого продукта определяется не брутто-калорийностью (без учета усвояемости), а его нетто-калорийностью, или физиологической калорийностью. Естественно, что хлеб усваивается человеком не на 100% (так как в нем содержатся не перевариваемые вещества - клетчатка, гемицеллюлоза) и различные вещества в нем - крахмал, белок, жиры - усваиваются по-разному, это зависит от очень многих факторов. Опыты, проведенные с целью выяснения усвояемости хлеба из разных видов и сортов муки показали, что сухое вещество хлеба лучше всего усваивается из пшеничных сортов муки с низким выходом (высший сорт). Следовательно здесь играет роль химический состав сырья, из которого изготовили хлеб.
Другим важным фактором, от которого зависит усвояемость хлеба, являются его физические свойства, и в частности структура пористости мякиша. Чем объем хлеба больше, чем хлеб пористее, тем лучше он пропитывается пищеварительными соками, тем лучше усваивается организмом. Прямые опыты Воронина П.Ф. показали, что, действительно, имеется прямая зависимость между пористостью хлеба и его перевариваемостью ферментами пищеварительного тракта. Объем хлеба и структура пористости его мякиша зависят от двух групп факторов. Первая группа - это газообразующая способность муки и теста; вторая группа - факторы, обеспечивающие газоудерживающую способность теста.
Газообразующая способность муки и теста зависит прежде всего от активности дрожжей, от их качества. Если дрожжи хорошие, интенсивность брожения, скорость, с которой в тесте образуется СО2, зависит от количества сахара, имеющегося в муке и тесте. В зерне пшеницы и в пшеничной муке содержится от 1 до 2,5% сахара, главным образом сахарозы, которая очень легко расщепляется, инвертируется под влиянием выделяемой дрожжами В-фруктофуранозидазы. Получающаяся смесь глюкозы и фруктозы легко сбраживаются дрожжами. Таким образом, на первых этапах брожения теста дрожжи сбраживают сахар муки, т.е. сахарозу. Однако этого количества сахара недостаточно, чтобы процесс брожения теста шел до конца. На следующих этапах брожения на первый план выступает мальтоза, которая в тесте образуется при действии амилазы на крахмал. В свою очередь мальтоза под действием выделяемого дрожжами фермента мальтазы расщепляется на две молекулы глюкозы, которая сбраживается дрожжами. Если мука имеет низкую амилолитическую активность, в тесте не будет достаточного количества мальтозы и глюкозы, брожение будет проходить недостаточно интенсивно и получится хлеб плохого качества, с плотным мякишем. Мука с низкой активностью В-амилазы дает тесто, в котором образуется мало сахаров, и поэтому получается хлеб с бледной коркой. Такую муку называют "крепкой на жар".
Описанным образом происходит процесс брожения в пшеничном тесте, приготовленном на прессованных дрожжах. Пшеничное тесто можно также готовить на закваске или на жидких дрожжах. Закваска и жидкие дрожжи применяются для приготовления как пшеничного, так и ржаного теста, причем ржаное тесто готовится почти исключительно на закваске или жидких дрожжах. В таком тесте наряду с процессом спиртового брожения происходит также процесс молочнокислого брожения и одновременно с этиловым спиртом и углекислым газом накапливаются также молочная кислота и некоторое количество уксусной. Следовательно, в конечном счете газообразующая способность любого теста зависит от количества и скорости образования в нем СО2.