Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:52, курсовая работа
Хлебобулочные изделия всегда присутствуют в рационе человека. В последние годы возросла потребность в муке высших сортов, идущих на их производство. В то же время расширился круг производителей и поставщиков этой продукции на продовольственный рынок региона. Зернопроизводители, стремясь повысить экономическую эффективность от реализации своей продукции, все больше отдают предпочтение реализации не самого зерна, а продуктов его переработки, для чего и развивают мини-цеха по переработке зерна и производству хлебобулочных изделий.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………2
Пищевая ценность и качество хлеба…..………………………………………3
Формирование рынка хлеба в России………………………………………...4
Пищевая ценность хлеба и пути ее улучшения………………………………8
Требования к качеству и безопасности хлеба. Подтверждение соответствия требованиям нормативных документов……………………………………...15
Сохранение потребительских свойств хлеба…
Сравнительная характеристика ржано-пшеничного хлеба разных изготовителей……..
Характеристика исследованных образцов
Пищевая ценность и состав ржано-пшеничного хлеба разных изготовителей
Качество хлеба разных изготовителей
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (ХХ 0000), на второй - подклассы (ХХ Х000), на третьей - группы (ХХ ХХ00), на четвёртой - подгруппы (ХХ ХХХ0) и на пятой - виды продукции (ХХ ХХХХ).
Коды 2-5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвёртой или пятой ступенях классификационного деления.
При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращённую форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:
- опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование;
- предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращённого наименования, отделяют косой чертой.
Для однозначности понимания и разграничения объёмов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.
Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.
В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода. Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.
Содержание "нулевых" группировок определяется, как правило, алгоритмом сбора, т.е. перечнем входящих в них группировок основного классификационного деления. Разработку "нулевых" группировок и составление к ним соответствующих алгоритмов сбора осуществляют министерства, ведомства для решения конкретных экономических задач. "Нулевые" группировки располагают в общем для всех позиций порядке возрастания кодов.
"Нулевые" группировки отмечены в конце наименования условным знаком "*".
При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.
Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.
Кодирование в ОКП:
Класс: 910000 - Продукция пищевой промышленности
Подкласс:911000Продукция сахарной и хлебопекарной промышленности
Группа: 911400Хлеб из пшеничной муки
Подгруппа: 911450Хлеб из смеси разных сортов пшеничной муки
Вид: 911451- формовой
911453- формовой в завертке
911454- типа лепешек
911455- подовой
911456- диетический
911457- подовой в завертке
911458- обогащенный белками, витаминами
1.4. Сохранение потребительских свойств хлеба.
Наименование изделий |
Максимально допустимый срок выдержки на предприятии, ч |
Срок реализации в торговле, ч |
Хлеб из муки: ржаной обойной пшеничной обойной ржано-пшеничной пшенично-ржаной обойной ржаной обдирной смеси ржаной и пшеничной сортовой |
14 |
36 |
14 |
24 | |
14 |
36 | |
14 |
24 | |
14 |
36 | |
10 |
36 | |
Изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки |
10 |
24 |
Мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики) |
6 |
16 |
Упакованные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки |
36 |
— |
Упакованные изделия из пшеничной муки со сроком хранения 3 сут со сроком хранения 7 сут |
24 |
— |
36 |
— |
Доставка хлеба в контейнерах в несколько раз сокращает простой автомашины при загрузке и выгрузке хлеба, снижает количество ручных операций по перекладке хлеба.
Для предотвращения снабжения торговли черствыми изделиями «Особыми условиями поставки хлебобулочных изделий» установлены сроки хранения хлеба на предприятиях и в торговой сети (табл.).
Сроки хранения хлеба на предприятиях исчисляются с момента выхода хлеба из печи до момента доставки хлеба в магазин.
Сроки хранения упакованных изделий на предприятии исчисляются с момента упаковывания.
В торговой сети для упакованных изделий устанавливается срок хранения, а не реализации, который составляет от 3 до 7 суток в зависимости от принятой технологии изготовления и добавок, используемых для сохранения качества хлебобулочных изделий в упаковке.
Хлеб, хранившийся на предприятии или в магазине свыше установленных сроков, считается браком и подлежит переработке в виде хлебной мочки или крошки.
Хлеб, вынутый из печи, остывает и теряет в массе, т. е. происходит его усушка. При хранении хлеба изменяется и его качество в результате процесса черствения.
Поскольку и хлеб, и булочки «мягких» сортов поступают в продажу, как правило, упакованными, то их свежесть потребитель может определить путем сдавливания пальцами (считается, что если мякиш мягкий, то изделие свежее). Бывает и так, что внешне булочка кажется достаточно свежей, но ее мякиш может быть сухим и крошащимся. Специалисты тестируют свежесть таких изделий нажатием пальцем на мякиш или путем разламывания куска хлеба («короткий», быстрый разлом свидетельствует о «подсохшем» хлебе). Оценка текстуры с помощью текстурометра TextureAnalyser (разработчик — StableMicroSystems) дает возможность объективного сравнения мягкости и эластичности мякиша.
При этом следует учитывать следующее:
нарезка хлеба должна производиться непосредственно перед проведением измерения, средняя толщина кусков — около 10 мм;
три куска образца укладываются друг на друга, после чего измеряется сопротивление при помощи шарика диаметром 1 дюйм (глубина погружения в мякиш- 10мм);
сравнение возможно только внутри одной партии хлебобулочных изделий, испеченных при одинаковых условиях;
чем больше объем хлеба, тем мягче кажется мякиш.
В дополнение к сказанному следует отметить, что полную картину может дать только оценка свежести с помощью текстурометра в совокупности с органолеп-тической оценкой. Таким образом влияние многих факторов (сырье, рецептура, улучшители, способ приготовления теста, конструкция печи, параметры процесса выпечки и т.д.) разнообразно и не может не сказываться на качестве готового продукта. Благодаря применению современных улучшителей для производства «мягких» сортов хлеба и булочек, можно быть уверенным в получении отличного результата хорошего вкуса, желаемой структуры мякиша, длительного сохранения свежести и стабильного качества.
1.4.
После выхода из печи хлебобулочных изделий в них протекает ряд процессов: изделия остывают, усыхают, т. е. уменьшаются в массе и черствеют. При остывании хлеба за первые 3 – 4 ч после выпечки 1 кг изделия теряет 25 – 30 г влаги. Это учитывается при выработке продукции в упакованном виде: изделия перед упаковкой охлаждают.
Через 6 – 10 ч после выпечки в хлебобулочных изделиях начинаются процессы черствения. У мелкоштучных изделий (массой 0,05 – 0,2 кг) эти процессы начинаются несколько раньше, чем у изделий большей массы. Корка при этом из хрупкой и твердой превращается в мягкую, эластичную, морщинистую, более влажную, при более длительном хранении она вновь становится твердой. Мякиш из мягкого, легко сжимаемого, слегка влажного на ощупь, не крошащегося становится более сухим, крошащимся, твердым, менее сжимаемым. Сжимаемость целого хлеба снижается. Изделие теряет приятный аромат и вкус и по мере увеличения продолжительности хранения приобретает вкус и аромат черствого изделия.
Медленнее черствеет хлеб из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки по сравнению с хлебом из пшеничной муки. Пшеничный хлеб, выпеченный с большим содержанием белка и клейковины, а также с добавлением белоксодержащего сырья, черствеет медленнее. Дольше сохраняют мягкость (особенно мякиш) хлебобулочные изделия с применением жировых продуктов, сахара и сахар-содержащего сырья. В последнее время применяются специальные добавки-античерствители – поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, ферментные препараты, модифицированный крахмал и др., которые включают в рецептуру комплексных улучшителей качества хлеба.
Существенное влияние на черствение хлебобулочных изделий оказывают условия хранения. При температуре 60оС и выше, изделия черствеют медленно, снижение температуры мякиша до 0… - 2оС увеличивает скорость черствения до максимума. Самый надежный способ сохранения хлебобулочных изделий – его замораживание при температуре - 30… - 40оС в струе холодного воздуха или азота и хранение при - 18… - 20оС. Освеженные затем изделия черствеют скорее, чем свежевыпеченные. Упаковка хлебобулочных изделий во влагонипроницаемые материалы замедляет потерю свежести, а также утрату летучих ароматических веществ.
Помещение для хранения хлеба должно быть чистым, сухим, проветриваемым, температура – 18 – 20оС (не ниже 6оС), относительная влажность воздуха
Изменения хлебобулочных изделий, вызываемые микроорганизмами, в результате которых изделия становятся непригодными к употреблению, называют болезнями хлеба. Наиболее распространенные и опасные – картофельная болезнь и плесневение.
В целях увеличения сроков реализации изделия упаковывают. Применяют следующие виды упаковочных материалов: бумагу и бумагу, дублированную полиэтиленом или другими материалами, и пакеты из них; полиэтиленовые пленки и пакеты из них; полипропиленовую пленку и пакеты из них; целлофановую пленку и другие упаковочные материалы, разрешенные к применению органами здравоохранения. Изделия упаковывают поштучно или группой. Срок реализации в розничной торговой сети с момента выемки из печи ржаного хлеба из сеяной муки 24 ч, остальных видов – 36 ч.
Упакованные хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки хранят при температуре до 25оС и относительной влажности воздуха не выше 85 %. Срок их хранения устанавливается предприятием-изготовителем от 3 до 7 сут в зависимости от технологии изготовления и применяемых добавок.
Срок реализации пшеничного хлеба с момента выемки из печи без упаковки 24 ч, дорожного хлеба – не более 48 ч, а в упаковке – от 2 до 7 сут.
Булочные изделия выпускают в упакованном виде и без упаковки. Батоны упаковывают по 1 шт., булки, булочки, рожки, булочную мелочь – по 2 – 8 шт. Срок реализации в розничной торговле с момента выемки из печи булочных изделий без упаковки массой до 0,2 кг включительно 16 ч, более 0,2 кг – 24 ч, упакованных – соответственно 48 и 72 ч.
Сдобные изделия поступают на реализацию в упакованном виде и без упаковки. Упаковку сдобы осуществляют так же, как и булочных изделий. Срок реализации изделий без упаковки в розничной торговой сети после выемки из печи 24 ч для изделий массой 0,4; 0,5; 0,8 кг и 16 ч для изделий массой 0,05; 0,065; 0,1 и 0,2 кг.
Бараночные изделия выпускают весовыми, фасованными и штучными. Сушки фасуют в пакеты из полиэтиленовой пленки или пачки массой нетто 0,2; 0,5 кг; баранки – в пакеты из полиэтиленовой пленки массой нетто 0,3; 0,5 кг; бублики – в пакеты из целлофана, полиэтиленовой пленки массой нетто 0,2 и 0,3 кг. Весовые бараночные изделия, нанизанные на шпагат и фасованные, упаковывают в дощатые или фанерные ящики, ящики из гофрированного картона или контейнеры.
Срок реализации бубликов в розничной торговой сети с момента выемки из печи 16 ч, упакованных – 72 ч. Срок реализации со дня изготовления баранок 25 суток, сушек 45 суток, изделий фасованных в полиэтиленовые или целлофановые пакеты, 15 суток.
Соломку выпускают в весовом и фасованном виде, Упаковывают изделия в картонные или бумажные коробки или пачки массой нетто 0,4 и 0,5 кг. Допускаемые отклонения от установленной массы не должны превышать +2%. Срок хранения изделий с момента выработки: 3 месяца для соломки сладкой и соленой, 1 месяца для соломки киевской и ванильной.
Хлебные палочки выпускают в весовом и фасованном (массой нетто 0,2 – 0,5кг) виде. Фасуют изделия в картонные или бумажные коробки, пачки, пакеты из целлюлозной или полиэтиленовой пленки. Весовые и фасованные изделия упаковываются в фанерные, дощатые ящики и ящики из гофрированного картона массой нетто не более 10 кг. Для внутригородских перевозок допускается укладывание хлебных палочек в лотки. Срок их реализации со дня выработки не более 30 суток; изделий, фасованных в пакеты из полиэтиленовой пленки, - не более 15 суток.