Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа
Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.
Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.
Введение
1.Теоретические аспекты розничного товарооборота
Понятие и сущность розничного товарооборота
Состав и значение розничного товарооборота
Система показателей розничного товарооборота и факторы, определяющие его величину.
2.Планирование розничного товарооборота
3.Стадии планирования товарооборота
Заключение
Список литературы
План розничного товарооборота состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и по отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).
Первая стадия планирования розничного товарооборота(особенно нового предприятия) – определение минимального объема товарооборота (критического), который обеспечит ему безубыточную работу. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности.
Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
Таким образом, имеем: Т р.ц. = Тп.ц. + ТН, /1.1/
где Т р.ц. - объем товарооборота по розничным ценам, руб.;
Т п.ц. - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
ТН - сумма торговых надбавок, руб.
В свою очередь: ТН = ИО + П /1.2./
где П сумма прибыли, руб.;
ИО - сумма издержек обращения, руб
ИО = И Опер +ИО пост /1.3/
где И опер - сумма переменных издержек обращения, руб.;
И опост - сумма постоянных издержек обращения;
Тогда: Т р.ц = Тп.ц. + И Опер +ИОпост +П. /1.4/
Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:
Ткр. = Тп.ц. +ИОпер+ ИО Где
Ткр - критический объем товарооборот
Товарооборот по покупным
ценам представляет собой объем
закупленных товаров в
Ткр =Зпер +ИОпост,
Где Зпер - переменные затраты.
Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:
Ткр/Ткр =Зпер/Ткр +ИОпост/Ткр
Обозначив: Зпер/Ткр = Д - для переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:
1 =Д+ИО пост /Ткр
отсюда: Ткр =ИО пост /(1-д).
Чем выше разность между плановой (или фактической) выручкой предприятия и точкой безубыточности, тем выше запас финансовой прочности и устойчивости предприятия. Запас финансовой прочности, в %, рассчитывается по формуле:
(Тплан (факт) -Тб)х100
Зфп = Тплан(факт) /1.11/
Следовательно, уменьшение товарооборота от прогнозируемого объема означает для магазина резкое снижение платежеспособности, утрату финансовой устойчивости, вероятность банкротства. Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.
Вторая стадия – прогноз общего объема товарооборота.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема за исследуемый год. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов. Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
На основе запланированного
объема продажи устанавливают
Прогноз общего объема товарооборота рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих факторов:
Третья стадия – рассчитав общий объем товарооборота на планируемый период, его распределяют по кварталам и месяцам. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения и т.д. Данные о динамике денежных доходов по кварталам и месяцам, темпы их роста на прогнозируемый период позволяют повысить обоснованность плана товарооборота в пределах года.
После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сезонности спроса населения и сложившегося уровня продажи товаров. Так, в летний период происходит некоторое сокращение потребления мяса и мясных продуктов за счет увеличения потребления молока, овощей, фруктов.
Важной исходной предпосылкой планирования является анализ выполнения плана розничного товарооборота за предплановый период. Сложившиеся пропорции в прошлых периодах нельзя механически переносить в план товарооборота при его прогнозировании. Необходимо подвергнуть критическому анализу результаты и определить, под влиянием каких факторов сложились сезонные колебания и какова степень влияния этих факторов в прогнозируемом периоде.
Внутригодичное колебание и изменение товарооборота происходит под влиянием объемов и состояния покупательной способности населения, особенностей спроса и в зависимости от равномерности завоза товаров по периодам года. Поэтому при прогнозировании предусматриваются меры по обеспечению равномерности завоза и поступлению товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года. Важным в экономическом обосновании плана розничного товарооборота является учет тенденций его развития за ряд лет, выявленных в результате анализа.
Четвертая стадия – планирование структуры товарооборота предприятия, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемоксти их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.
В связи с тем, что к составлению планов на будущий год приступают, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь текущий год, определяют ожидаемые товарные запасы (стадия 5) и ожидаемое поступление товаров (стадия 6), которые являются исходной базой планирования показателей на предстоящий год.
Ожидаемым выполнением плана розничного товарооборота называют реально выполнимую величину товарооборота до конца текущего года. Определение ожидаемого выполнения плана за текущий год является важной частью работы по составлению плана. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообороту, так и по отдельным товарным группам. По тем товарам, по которым не предполагается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за 9 месяцев текущего года и плана на 4 квартал этого же года.
Стадия 5 – определение суммы товарных запасов на планируемый год. Обоснованная величина запасов позволяет поддержать предприятие в нормальном состоянии, т.е. при отсутствии дефицита или избытка товаров. Недостаток запасов влечет за собой снижение суммы товарооборота и некоторую «потерю» покупателей. Избыток товаров ухудшает финансовые показатели торгового предприятия.
Величина запаса должна одновременно отвечать двум критериям: обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с запросами покупателей и обеспечить ускорение оборачиваемости оборотного капитала. Итак, важное значение имеет обоснованный расчет необходимой суммы товарных запасов, а, следовательно, и оборотного капитала на планируемый период. Подобный расчет целесообразно произвести на каждый месяц, квартал и в целом на год.
В соответствии с процессом формирования можно выделить следующие составные элементы запаса товаров: рабочий запас, включающий запас на прием и подготовку товаров к продаже, представительный набор для их показа покупателям в торговом зале магазина. Величина этого запаса зависит от количества разновидностей, входящих в состав товарной группы.
Запас пополнения, необходимый для обеспечения регулярной торговли в периоды между очередной доставкой товара. Его размер зависит от частоты завоза, широты ассортимента и комплектности поступающих партий товаров. В период между очередным поступлением этот запас колеблется от максимума (в день доставки) до минимума (в канун завоза). Поэтому при определении необходимого запаса учитывается среднее время периодичности, т.е. половина частоты поступления товаров.
Рабочий запас и запас пополнения в совокупности составляют торговый запас.
Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использована следующая формула расчета необходимого уровня запаса в днях (Уз):
П
Уз = Р + 2 + Г
Где Р - рабочий запас; П - запас пополнения; Г - гарантийный запас.
По товарам сложного ассортимента следует дополнительно учесть коэффициент комплектности, рассчитываемый как отношение среднего количества разновидностей в одной партии к общему их количеству. На основе данных об уровне в днях рассчитывается необходимая сумма товарных запасов.
Движение товарных запасов
во взаимосвязи с оборотом по продаже
позволяет установить один из важнейших
экономических показателей
Средний товарный запас исчисляется по формуле средней хронологической, образуемой показателями конкретных товарных запасов на ряд промежуточных дат рассматриваемого периода по формуле:
З1 Зп
2 +З2+З3 +…
Зс = п -1
Где Зс - средний запас текущего хранения в сумме за анализируемый период;
З 1,2,3, - запасы текущего хранения на конкретные даты;
П - количество периодов (взятых остатков).
Для выражения
Отсюда следует, что
одним из подходов к определению
проектируемой суммы запасов
в предприятии являются изучение
состояния его оборотных
Факторы, оказывающие влияние на ускорение оборачиваемости товаров, необходимо учитывать при планировании товарных запасов. Это позволит установить экономически обоснованные нормативы товарных запасов, обеспечить дальнейшее развертывание товарооборота, всесторонне удовлетворить потребности населения.
Стадия 6. Заключительным этапом планирования является определение необходимой суммы поступления товаров на планируемый период. Успешное развитие товарооборота требует, чтобы товары поступали в торговую сеть планомерно, в соответствии с запланированным товарооборотом по кварталам и месяцам года. При определении товарного обеспечения товарооборота используется балансовый метод: