Планирование розничного товарооборота по общему объему и отдельным товарным группам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.
Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты розничного товарооборота
Понятие и сущность розничного товарооборота
Состав и значение розничного товарооборота
Система показателей розничного товарооборота и факторы, определяющие его величину.
2.Планирование розничного товарооборота
3.Стадии планирования товарооборота
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая вопросы  планирования на уровне предприятия, необходимо различать понятия методологии  и технологии планирования. Под методологией планирования понимается система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов.

Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию  в целом и его структурным  подразделениям, так и в разрезе  временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности. Технология планирования предусматривает различные подходы к разработке планов, из которых наиболее часто используются технический и адаптивный.

Технический подход, называемый также «техническое оптимизаторство», предусматривает при разработке планов использование преимущественно экономико-математических методов, и прежде всего математических моделей. Такой подход несколько преувеличивает значение технических средств и сложившихся математических зависимостей в планировании показателей, но одновременно позволяет рассчитать различные варианты планов и выбрать из них оптимальный.

Адаптивный подход к  планированию предполагает, что план должен быть разработан таким образом, чтобы иметь возможность корректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаясь к различным изменениям.

Независимо от того, какой  подход к планированию товарооборота  используется на предприятии, технологический  процесс разработки планов должен осуществляться в соответствии с такими требованиями, как координации, интеграция, непрерывность и научность плановых расчетов.

Координация означает, что  нельзя эффективно планировать деятельность ни одного подразделения в отрыве от остальных структурных единиц данного уровня. Суть координации заключается в том, что она ориентирует на комплексное решение проблем, возникающих на горизонтальном уровне торгового предприятия. Интеграция предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления хозяйственной деятельности. Непрерывность обеспечивается системой органичного сочетания перспективных (стратегических), текущих и оперативных планов предприятия. Научность в планировании означает комплексное использование при разработке плана маркетинговых исследований, результатов изучения конъюнктуры спроса, анализа и учета условий деятельности конкурентов, современных способов обработки информации на базе вычислительной техники, экономико-математических моделей и методов системного анализа и т.п.

 

                                                             

 

2Плаирование розничного товарооборота.  План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение). Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой – необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли. Для планирования розничного товарооборота могут быть применены следующие методики его расчета: с учетом получения необходимых доходов, место расположения торгового предприятия, исходя из предполагаемых ресурсов, включая товарные, изменения в зоне обслуживания, нормативов, на основе платежеспособного спроса. Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Данная методика построена на идее достижения такого объема розничного товарооборота, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.        При практическом применении нормативного метода необходимо учитывать особенности работы торгового предприятия, специфику торгово-технологического процесса и обслуживаемого контингента населения, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колебания, свойственные району деятельности данного магазина. Коэффициент на среднюю стоимость покупки рассчитывается как отношение фактической средней стоимости покупки по магазину данной специализации к средней стоимости покупки, принятой при расчете норматива. Планирование структуры товарооборота осуществляется с учетом проектов планов торговых предприятий, сложившейся структуры товаров за предшествующие годы, состояние товарных запасов, возможностей закупить товары у поставщиков, изменение численности покупателей, динамики покупательных фондов обслуживаемого населения, среднедушевого потребления по товарным группам. По товарам, по которым полностью удовлетворяется спрос, объем продаж определяется как произведение достигнутого уровня реализации в расчете на душу населения, на численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в ней. Если же ресурсы товаров ограничены, тогда для планирования объема продаж используется метод, учитывающий ресурсную обеспеченность, состояние товарных запасов, возможностей закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления, объем неудовлетворенного спроса, возможность переключения спроса на другие взаимозаменяемые товары.

 

 

  1. аключение

  1. Обобщая результаты проведенного исследования, сформируем основные выводы.

  1. Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населения и существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое  значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности  использования ресурсов предприятия  и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший  конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован  для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно  в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Планирование  на торговом предприятии представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование  программы экономического развития предприятия и его структурных  звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Планирование  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается  такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического прогнозирования товарооборота.

Процесс планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно  следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материала видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др.

В процессе разработки планов торгового предприятия  используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой  конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке

В настоящее  время существует много различных  методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозирование товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др, причем планирование объема товарооборота предприятия общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятия розничной торговли.

 

  1. Список использованной литературы

Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М,: Экономика 1999.

Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

Данебург  В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой  торговли. Практический курс. - Супруг-Петербург.: Нева-Ладога-Онега, 2003.

Ефимова О.П. Экономика общественного питания /Под ред Н.И. Кабушкина: Учебное  пособие - 2-е изд., испр. - Минск: Новое  знание, 2005 (Экономическое образование).

Наговицина  Л.П. Как управлять товарными запасами. - М.: Экономика, 2004.

Справочник  предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное  хозяйство. - М.: Наука, 2004.

Торговое  дело: экономика и организация: Учебник / Под общей редакцией проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько - М.: ИНФРА - М, 2005.

Фридман А.М. Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учебное  пособие - издательство Воронежского университета, 2004.

Экономика и организация деятельности торгового  предприятия: Учебник /Под ред А.Н. Соломатина - 4.изд., переработанное и дополненное - М.:ИНФРА - М, 2004.

Экономика торгового предприятия: Учебник  для вузов /А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов  и др.; - М.: Экономика, 2005.

Экономика торгового предприятия/Учебник для  товароведов /Казарская Н.И., Лобовиков Ю.В. - 5-е издание, перераб. и допол. - М.: Экономика, 2003.

Материалы лекций по предмету «Микроэкономика».




Информация о работе Планирование розничного товарооборота по общему объему и отдельным товарным группам