Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа
Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.
Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.
Введение
1.Теоретические аспекты розничного товарооборота
Понятие и сущность розничного товарооборота
Состав и значение розничного товарооборота
Система показателей розничного товарооборота и факторы, определяющие его величину.
2.Планирование розничного товарооборота
3.Стадии планирования товарооборота
Заключение
Список литературы
Таблица 4.6
Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%)
Годы Кварталы |
t+2 |
t+3 |
t+4 |
Sci |
I |
98,1 |
98,4 |
91,2 |
287,7 |
II |
99,7 |
97,1 |
95,2 |
292,0 |
III |
100,5 |
100,5 |
104,8 |
305,8 |
IV |
101,9 |
103,4 |
108,5 |
313,8 |
В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
,
где – первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;
n – количество лет.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
,
где Кп - коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:
,
где - уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
В табл. 4.7 приведен пример расчета индексов сезонности товарооборота.
Таблица 4.7
Расчет индексов сезонности товарооборота (%)
Кварталы |
Сумма сезонных колебаний Sci |
Индексы сезонности | |
|
| ||
I |
287,7 |
95,9 |
95,9 |
II |
292,0 |
97,3 |
97,4 |
III |
305,8 |
101,9 |
102,0 |
IV |
313,8 |
104,6 |
104,7 |
S |
– |
399,7 |
400,0 |
Коэффициент поправки составляет:
Кп= 400,0 / 399,7 = 1,00075.
Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:
,
где – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;
– среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.
По торговому предприятию на планируемый год имеем:
= 165,2 / 4 = 41,3 (тыс. руб.);
= 41,3 95,9 / 100 == 39,6;
= 41,3 102,0 / 100 = 42,1;
= 41,3 104,7 / 100 = 43,3.
Расчет товарооборота по месяцам осуществляется по аналогичной методике.
Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.
В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:
1) экономико-статистический;
2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;
3) экономико-математического моделирования;
4) поэтапный.
Суть экономико-
Для планирования структуры
товарооборота торгового
,
где Эi- коэффициент эластичности по i-му товару, %;
- прирост товарооборота по i-му
товару в отчетном году по
сравнению с предшествующим
- прирост общего объема
Коэффициент эластичности
показывает, на сколько процентов
изменяется товарооборот по i-й товарной
группе при изменении общего объема
товарооборота торгового
Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:
.
Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на планируемый год составит:
,
где – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;
– товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;
– прирост общего объема товарооборота
торгового предприятия в
– прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.
В табл. 4.8 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по приведенным выше формулам.
Таблица 4.8
Планирование структуры
товарооборота торгового
Товарные группы |
Товарооборот предшествующего года, тыс.руб. |
Товарооборот отчетного года, тыс.руб. |
Прирост товарообо-рота в планируемом году, ( ) |
Коэффициент эластичности, % (Эi) |
Прирост товарообо-рота, % ( ) |
Товарооборот планируемого года, тыс.руб ( ) |
Ткани |
10,4 |
10,9 |
3,38 |
0,89 |
4,8 |
11,3 |
Одежда |
43,9 |
46,0 |
3,38 |
0,89 |
4,8 |
47,6 |
Трикотаж |
13,3 |
13,8 |
2,66 |
0,70 |
3,8 |
14,2 |
Обувь |
15,0 |
16,3 |
6,12 |
1,61 |
8,7 |
17,3 |
Галантерея |
12,7 |
13,2 |
2,74 |
0,722 |
3,9 |
13,6 |
Хозтовары |
15,7 |
16,9 |
5,36 |
1,41 |
7,6 |
17,7 |
Проч. товары |
21,1 |
21,5 |
1,33 |
0,35 |
1,9 |
21,8 |
Итого |
151,0 |
159,1 |
3,8 |
– |
5,4 |
165,2 |
Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.
Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.
Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных Товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.
Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких вплоть до отдельного товара.
На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:
Zi = a + by,
где Zi – товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;
у – общий объем
товарооборота торгового
Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:
Ki = a + bZi,
где Кi – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.
Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:
Lr = а + dКj
где Lr. - товарооборот по f-му товару, руб.
При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.
На первом этапе выделяются
продовольственные и
продукты животного происхождения;
сахар и кондитерские изделия;
хлебопродукты;
овощи, фрукты;
алкогольные и безалкогольные напитки.
Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:
предметы одежды (включая ткани и обувь);
товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;
предметы санитарии и гигиены;
галантерейные товары;
прочие непродовольственные товары.
На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.
Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.
Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия. Это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.
вв Требования к планированию товарооборота
Переход торговых предприятий к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. Во-вторых, главным в планировании является не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Поэтому участие торгового предприятия или фирмы на любом уровне планирования должно быть обязательным для руководителей и целесообразным для работников. В-третьих, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции в торговой сфере основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития. Заключение.