Планирование розничного товарооборота по общему объему и отдельным товарным группам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Анализ розничного товарооборота позволяет предприятиям определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен ли спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они обоснованы, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Выводы и обобщения имеют важное значение для разработки прогноза продажи товаров.
Все хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность. В рыночной экономике предприятия заинтересованы в составлении обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития розничного товарооборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать рентабельность торговой деятельности.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты розничного товарооборота
Понятие и сущность розничного товарооборота
Состав и значение розничного товарооборота
Система показателей розничного товарооборота и факторы, определяющие его величину.
2.Планирование розничного товарооборота
3.Стадии планирования товарооборота
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

П =Р+В+З2-З1 /1.14/

При окончательном решении  вопроса о сумме завоза товаров в торговую сеть следует по опыту работы учесть необходимый резерв на возможное в условиях конкуренции снижение розничных цен, на случай повышения спроса на отдельные товары.

Даже при описании в общих чертах, без углубления в конкретные подробности, видно, что процесс планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из вышесказанного также видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. Чтобы планируемые показатели были более точными, используют следующие основные методы прогнозирования товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др., и некоторые из них я рассмотрю в следующей главе.

 

3.1.Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

опытно-статистический;

экономико-статистический;

экономико-математического  моделирования;

комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании  любого из методов следует иметь  в виду, что составление плана  товарооборота начинается в тот  момент, когда еще нет данных о  фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож = Тф.9м + Тож.IVкв.,

где Тож - ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Т ож.IVкв. - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом:

Тож.IVкв. > Тпл.IVкв.,

где Тпл.IVкв – плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при  планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его  объема с точки зрения изменений  в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

Тсопсож + Кув + Кум,

где Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; ""

Кув  – корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

Кум – корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

Опытно-статистический метод позволяет  определить плановый объем товарооборота  торгового предприятия на будущий  год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Тп.г. = (Тсопс×Т%) / 100,

где Тп.г. – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения  объема товарооборота, %.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового  предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (табл. 4.1).

Сглаживание производится с помощью  скользящей средней для трех близлежащих лет:

К= (К+ К+ К3) / 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К= (К+ К+ К4) /3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

K3=(K+ K+ K5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

Исходные данные для  сглаживания прироста объема товарооборота

Годы

Прирост товарооборота

условные обозначения

в % к предыдущему году

t

K1

4,8

t+1

K2

4,2

t+2

K3

6,0

t+3

K4

3,1

t+4

K5

5,4


Полученный выравненный  ряд скользящих средних дает возможность  определить среднегодовое изменение  прироста объема товарооборота:

D = (К- К1) / (n – 1),

где D - среднегодовое  изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn- последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К- первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей  выравненного ряда средних.

Имеем:

D = (4,8 – 5,0) / (3 – 1) = -0,1%.

Значение прироста товарооборота  на планируемый год (К6) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

К=  K4+ 2D = 3,1 + 2- (-0,1) = 2,9%.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиться в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:

Т= (159,1 – 102,9) 1 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота  розничного торгового предприятия  могут быть использованы различные  экономико-математические модели.

Товарооборот формируется  в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности  дает возможность судить о будущем  развитии товарооборота (хотя с недостаточной  степенью точности), исходя из анализа  прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота  используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор  типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота

 

 

Рис. 4.1. Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

Рассмотрим пример динамики объема розничного товарооборота (рис. 4.1). Можно предположить, что розничный  товарооборот торгового предприятия  развивается по линейной функции:

у = а + bt,

где у - объем розничного товарооборота, руб.;

t - фактор времени, год;

а, b - параметры модели.

Параметры находятся  методом наименьших квадратов с  помощью решения системы нормальных уравнений вида:

Таблица 4.2

Расчет параметров модели

Годы

Объем розничного товарооборота, тыс.руб. (y)

Время, год (t)

yt

t2

Расчетный объем товарооборота, тыс.руб. ( )

t

132,6

1

132,6

1

132,3

0,23

t+1

138,2

2

276,4

4

138,9

0,51

t+2

146,5

3

439,5

9

145,5

0,68

t+3

151,0

4

604,0

16

152,1

0,73

t+4

159,1

5

795,5

25

158,6

0,31

n=5

Sy=727,4

St=15

Syt=2248,9

St2=55

S =727,4

2,46 / 5=0,49%


Расчет параметров модели представлен в табл. 4.2. Решив систему  нормальных уравнений относительно параметров а и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

 = 125,74 + 6,58 t.

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени  на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать  вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования  для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент  отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.е. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере  среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота  на будущий год:

 = 125,74 + 6.58t == 125,74 + 6,58 6 = 165,2 (тыс. руб.).

Для планирования объема товарооборота торгового предприятия  может быть использована авторегрессионная  модель вида:

у = а + Ьх + ct,

где у - объем товарооборота  торгового предприятия, руб.;

х - объем товарооборота  торгового предприятия в предшествующем году, руб.;

t - фактор времени,  год.

Возможность использования  данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем товарооборота, являются товарные ресурсы. Товарооборот предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное соотношение между спросом и предложением товаров и, учитывая инерционность торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота остальных неучтенных факторов.

Данные для расчета  параметров авторегрессионной модели приведены в табл. 4.3.

Авторегрессионная модель имеет вид:

= 5,02 + 1,006 х + 0.3 t.

Из полученной модели следует, что при увеличении объема товарооборота торгового предприятия  предшествующего года на 1 тыс. руб. товарооборот следующего года увеличивается в среднем на 1,006 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота увеличивается в среднем на 0,3 тыс. руб. Средний процент отклонений теоретических данных от фактических составляет 1,03%, что позволяет использовать модель для планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год:

 = 5,02 + 1,006 х + 0,31 =

= 5,02 + 1,006 159,1 + 0,3 5 == 166,6 (тыс. руб.).

Результаты расчета  объема розничного товарооборота торгового  предприятия сведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4.

Расчет объема товарооборота  торгового предприятия на планируемый  год

Методика расчета

Расчетный товарооборот на планируемый год, тыс.руб.

Прирост товарооборота в % к отчетному  году (159,1 тыс.руб.)

1.Экономико-статистический метод

163,8

2,9

2. Трендовая модель

( = 125,74 + 6,58 t)

165,2

3,8

3.Авторегрессионная модель

( = 5,02 + 1,006 х + 0,3 t)

166.6

4.7


I -й вариант расчета  – пессимистический, а 3-й –  оптимистический. Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине:

Тпл = (163,8 + 166,6) / 2 = 165,2 (тыс. руб.),

т.е. она равна объему товарооборота, рассчитанному по трендовой  модели, которая, в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических.

Рассчитанный объем  розничного товарооборота может  быть уточнен после определения  необходимой торговому предприятию  на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота предприятий общественного  питания и оптовой торговли может  осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Таблица 4.3

Расчет параметров модели y = f + bx + ct

Годы

Фактический товарооборот, тыс. руб. (у)

Товарооборот предшеству-ющего  года, тыс.руб. (х)

Фактор времени, год (t)

yx

x2

yt

xt

t2

Теоретический (расчетный) товарооборот, ттыс.руб. ( )

у-

t + 1

138,2

132,6

1

18325,8

17582,8

138,2

132,6

1

138,7

–0,5

–0,36

t + 2

146,5

138,2

2

20246,3

19099,2

293,0

276,4

4

144,4

2,1

1,43

t + 3

151,0

146,5

3

22121,5

21462,3

453,0

439,5

9

152,7

–1,7

1,13

t + 4

159,1

151,0

4

24,24

22801,0

636,4

604,0

16

157,2

1,9

1,19

n=4

Sy=594,8

Sx=568,3

St=10

Syx=84717,2

Sx2=80945,3

Syt=1520,6

Sxt=1452,5

St2=30

S =593,0

e=4,11 / 4=1,03 %




3.2. Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам

Динамика квартальных  и месячных товарооборотов торгового  предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых  объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время  существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных  и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Рассмотрим последовательность расчетов на примере определения  квартальных товарооборотов. Сначала  определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

Tквj = T/ 4

где Tквj – среднеквартальный товарооборота j-го года, руб.;

T– объем товарооборотам j-го года, руб. Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

где Сij - сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года, "%;

Тij - товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе указанных  формул рассчитаем сезонные колебания товарооборота по кварталам (табл. 4.5, 4.6).

Таблица 4.5

Исходные данные для  расчета сезонных колебаний товарооборота  по кварталам (тыс.руб.)

Годы

Кварталы

t+2

t+3

t+4

I

35,9

37,2

36,3

II

36,5

36,7

37,9

III

36,8

38,0

41,7

IV

37,2

39,1

43,2

Tj

146,5

151,0

159,1

Tквj

36,6

37,8

39,8

Информация о работе Планирование розничного товарооборота по общему объему и отдельным товарным группам