Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить потребительские свойства и пищевую ценность рыбных консервов, ознакомиться с ассортиментом рыбных консервов, с их показателями качества, номенклатурой потребительских свойств и т.д.
Использованы следующие методы исследования: измерительные, органолептические, расчетные. Выявлено, что всесторонние исследования качества рыбных консервов возможны при сочетании измерительного, органолептического и лабораторного методов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Ассортимент и значение для питания рыбных консервов………………....6
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества рыбных консервов, их характеристика…………………………………………………..17
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств рыбных консервов на стадиях технологического цикла………………………………..26
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации рыбных консервов……………………..……………………...30
5 Характеристика методов определения показателей качества рыбных консервов ………………………...……………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………...............….39
Список использованной литературы…………………………………..……...41
Приложения……………………………………………………………………...44
Для разделки на автоматах рыба должна быть рассортирована по размеру. После разделки на автоматах во всех случаях необходима ее ручная доработка и мойка. При этом количество отходов колеблется в пределах 1,5... 6,0 % в зависимости от точности работы автомата.
Подготовленную тушку режут на рыборезке на куски, соответствующие высоте банки, и их укладывают в нее с одновременным дозированием соли. Нормой считают 345 г рыбы и 5 г соли в учетную банку. При изготовлении натуральных консервов из ставриды и скумбрии в банку дополнительно вносят перец горький и душистый по одной горошине на банку и лавровый лист площадью 4 см2.
Пройдя контроль массы и укладки, наполненные рыбой банки поступают для герметизации на вакуум-закаточную машину, а затем на стерилизацию. Стерилизуют натуральные консервы при температуре 112 °С в течение 80 мин или при температуре 120 °С в течение 40 мин.
Порядок приготовления натуральных консервов с добавлением бульона (в желирующих заливках) аналогичен процессу приготовления натуральных консервов без добавок. Норма закладки рыбы 240.. .280 г на четную банку, а остальные (до 350 г) — заливка.
Для приготовления желирующего бульона используют отходы от разделки рыбы (головы, плавники, кости). На 1000 учетных банок расходуют около 70 кг отходов. Отходы моют, заливают водой и варят до полного разваривания. Полученный бульон фильтруют и добавляют в соответствии с рецептурой компоненты (в том числе уксусную кислоту, соль, сахар и агар). Агар используется с целью увеличения клейкости и прочности желеобразного студня. Бульон с внесенными компонентами вновь нагревается и подается на заливку. Банки герметизируют и стерилизуют при температуре 112 °С в течение 65 мин.
Технология приготовления натуральных консервов с добавлением масла такая же, как и натуральных без добавок и с добавлением бульона. Рыбу нагревают в банках до температуры 100 °С, не сливая бульона, и добавляют масло. Норма закладки рыбы составляет 335 г, масла 10 г и соли 5 г на учетную банку. Банки герметизируют и стерилизуют при температуре 112 °С.
В процессе хранения консервов на складе происходит их созревание, заключающееся в равномерном распределении соли в содержимом банки и впитывании в ткани рыбы выделившегося бульона. Минимальный срок созревания - один месяц.
4. Виды, формы и средства товарной
информации, используемые для
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Первичные источники товарной информации – производители. Производственную информацию может дополнять продавец.
Виды товарной информации:
По назначению товарную информацию подразделяют на три вида:
1. основополагающая;
2. коммерческая;
3. потребительская.
Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.
К основополагающей информации относятся:
- вид и наименование товара;
- его сорт;
- масса нетто;
- наименование предприятия-
- дата выпуска;
- срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах, о качестве товаров, штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара. Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и др.
Формы товарной информации:
- словесная;
- штриховая;
- потребительская;
- символическая;
Словесная информация размещается на упаковке или самом товаре. Она наиболее доступна для населения.
Цифровая информация – количественная характеристика сведений о товаре (объем, длина, масса брутто и масса нетто, даты, сроки). Она дополняет словесную информацию.
Изобразительная информация – художественные и графические изображения самого товара или репродукции с картин, фотографий, открыток и других изображений. Она дополняет словесную и цифровую информацию.
Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.
Символ – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Информационные знаки характерны для производственной маркировки. /7/
К средствам товарной информации относятся:
- маркировка;
- технические документы;
- нормативные документы;
- реклама;
- пропаганда;
- справочная литература;
- учебная литература;
- научная литература.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для доведения до потребителей информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов.
Маркировка делится на два вида:
1. производственная;
2. торговая.
Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Торговая маркировка – текст, уловные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем не на товар, а на носители. Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки. Согласно ГОСТ 11771-93 "Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Упаковка и маркировка" этикетка должна быть чистой, целой, плотно и аккуратно наклеенной. Маркировка должна содержать следующие данные:
На крышке консервных банок мы можем увидеть три ряда цифр, нанесенных методом выдавливания. Что они значат? Первый ряд: дата изготовления продукции (число, месяц, год). Второй ряд: ассортиментный знак – от одного до трех знаков (цифры или буквы, кроме буквы "Р"); номер предприятия-изготовителя – от одного до трех знаков (цифры и буквы). Третий ряд: номер смены – одна цифра; индекс рыбной промышленности – буква "Р".
Для рыбных консервов принята следующая маркировка.
На наружной стороне дна или крышки металлических банок наносят в три ряда знаки условных обозначений.
Первый ряд:
– дата изготовления продукции (число, месяц, год);
– число – две цифры (от 01 до 31);
– месяц – две цифры (от 01 до 12);
– год – две последние цифры.
Второй ряд:
– ассортиментный знак – один – три знака (цифры или буквы, кроме буквы «Р»);
– номер предприятия изготовителя – от одного до трех знаков (цифры и буквы).
Третий ряд:
– номер смены – одна цифра;
– индекс рыбной промышленности – буква «Р».
Рассмотрим виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации рыбных консервов, а именно «Килька балтийская неразделанная в т/с» и «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман"».
Исследуемые образцы содержат все три вида товарной информации:
- основополагающую (вид и наименование товара: «Килька балтийская неразделанная в т/с» и «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман"»; номинальный объем: «Килька балтийская неразделанная в т/с» - 0.230 гр., «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман" - 0.230 гр.; наименование предприятия-изготовителя: «Килька балтийская неразделанная в т/с» - ОАО «Белрыба» (Республика Беларусь, г. Минск), «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман"» - ЗАО «Рыбный двор» (РФ, г. Воронеж); дата выпуска: «Килька балтийская неразделанная в т/с» - 07.09.2013, «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман" - 13.11.2013; срок хранения: «Килька балтийская неразделанная в т/с» годна в течение 15 месяцев, «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман"» - 24 месяца.
- коммерческую (указан нормативный документ, в соответствии с которым изготовлена продукция: «Килька балтийская неразделанная в т/с» - ГОСТ 16978-99; штрих-код: 4810318003688; «Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман"» - ГОСТ 16978-99; штрих-код: 4607019901234; имеются так же знаки соответствия и знаки качества);
- потребительскую (пищевая ценность 100 г продукта): («Килька балтийская неразделанная в т/с») белки – 17,1 г., жиры – 7.6 г., углеводы – 0 г, энергетическая ценность – 136.8 ккал; («Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман ») – белки - 17,00 г., жиры - 12,00г., углеводы - 4,10 г., энергетическая ценность - 192,00 ккал..
Так же исследуемые образцы содержат как словесную информацию (наименование товара, способ приготовления, условия хранения и т. д.), так и цифровую (пищевая ценность, срок хранения, номинальный объем и т.д.),
изобразительную (на маркировке : «Килька балтийская неразделанная в т/с» изображено три кильки с зеленью на красно-синем фоне, («Килька балтийская обжаренная, в томатном соусе неразделанная "Толстый боцман » - одна килечка на бело-красном фоне.
Таким образом, рассмотренные образцы упаковки содержат в полном объеме основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию, словесную, штриховую, потребительскую, а также четкую, ясную производственную маркировку, что позволяет идентифицировать данные образцы рыбных консервов всем участникам рыночных отношений.
Подводя итог моего личного исследования, я могу сказать, что в целом производители предлагают нам достаточно качественный продукт и благодаря своим потребительским свойствам полностью удовлетворяет потребности покупателей.
Качество рыбных консервов определяют по внешнему виду и внутреннему состоянию банок, а так же органолептическим, физическим, химическим, физико-химическим, биохимическим и бактериологическим показателям содержимого.
Показатели качества рыбных консервов подразделяют на общие и специальные (обязательные для определенных видов консервов). К общим показателям относятся: вкус, запах, консистенция основного продукта, содержание поваренной соли, наличие посторонних примесей.
К специальным показателям
качества относят следующие: цвет
основного продукта; порядок укладки
основного продукта; состояние кожных
покровов и костей, наличие чешуи;
прозрачность масла, желе; цвет соуса,
масла, желе; консистенцию соуса, желе;
соотношение слоя масла к
Все рыбные консервы на товарные сорта не делят, за исключением шпрот и сардин, которые выпускают высшим сортом и без указания сорта, и крабовых консервов, выпускаемых высшим и 1-м сортами.
Требования к внешнему виду
и внутреннему состоянию банок
в основном аналогичны тем, которые
предъявляют при оценке
Информация о работе Потребительские свойства и пищевая ценность рыбных консервов