Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2015 в 16:06, курсовая работа
Практически все группы населения предпочитают мучные кондитерские изделия сахаристым, из которых выделяют печенье, пряники, крекеры, рулеты, кексы.
В последние годы имеется устойчивая тенденция к росту потребления пряников. Это обусловлено не только традиционными вкусами населения, но и относительно малой стоимостью этих изделий при достаточной калорийности и возможности длительного хранения.
Введение……………………………………………………………...……………………3
1 Обзор литературы
1.1 История пряничных изделий……………………………………..…………………..5
1.2 Классификация и ассортимент пряничных изделий…………………………….….6
1.3 Факторы, формирующие качество пряничных изделий
1.3.1 Сырье……………………………………………………..………………………….7
1.3.2Технологический процесс производства…………………………………………...7
1.3.3 Хранение……………………………………………………………...………….…11
1.4 Требования к качеству и дефекты пряничных изделия …………………………..12
1.5 Упаковка, маркировка и транспортировка пряничных изделий………………….14
2. Экспериментальный раздел
2.1 Характеристика ассортимента пряничных изделий на Омском рынке……….….16
2.2 Исследование упаковки и маркировки пряничных изделий……………………...22
2.3 Контроль качества пряничных изделий
2.3.1 Исследование пряничных изделий по органолептическим показателям……....27
2.3.2 Исследование пряничных изделий по физико-химическим показателям…..…29
Выводы и предложения………………………………………………………………….34
Библиографический список……
Охлаждение
При выпечки пряники, идущие на глазирование, охлаждают в течение 5-10 мин. До температуры 45-50 градусов С, пряники неглазированные охлаждаются до температуры 25-35 градусов С.
Охлаждение производят на транспортерах, каруселях или специальных этажерках, столах в естественных условиях или принудительным охлаждением [19].
Глазирование
Глазирование изделий состоит из трех стадий:
приготовления сиропа для глазирования;
глазирование;
подсушка и выстойка глазированных изделий.
Глазирование.
Большинство сортов пряников и коврижек глазируют сахарным сиропом для украшения поверхности и сохранения свежести в течение длительного срока хранения .
Подсушка и выстойка глазированных изделий.
Пряники после глазирования распределяют на сетчатых кассетах или транспортере в один ряд и отправляют на подсушку.
Пряники подсушивают в специальной сушильной камере. При отсутствии сушильных камер подсушку пряников ведут в условиях цеха. После подсушки пряники направляют на выстойку.
Выстойка пряников происходит на кассетах или специальных помещениях, или в конвейерных шкафах (куллер) в течение не менее 2 часов [9].
1.3.3 Хранение пряничных изделий
Пряничные изделия должны храниться при температуре (18+/-5) °С относительной влажности воздуха не более 75 %.
Сроки хранения пряничных изделий
при указанных условиях хранения со дня
выработки устанавливают, в сутках, не
более:
20 сут. – для сырцовых неглазированных
(кроме мятных) пряников и коврижек;
10 сут. – для сырцовых и заварных типа мятных в летнее время;
15 сут. – для сырцовых и заварных типа мятных в зимнее время;
20 сут. – для заварных коврижек;
15 сут. – для коврижек, содержащих более 11 % жира;
20 сут. – для сырцовых глазированных пряников и коврижек;
20 сут. – для заварных пряников в летнее время;
30 сут. – для заварных пряников в зимнее время [1].
1.4 Требования к качеству и дефекты пряничных изделий
Качество пряничных изделий должно соответствовать требованиям ГОСТ 15810-96.
Форма – соответствующая данному наименованию, выпуклая, за исключением батонов, коврижек и пряников с оттиском на поверхности; допускаются односторонние слипы размером не более 15 мм – до 5% в партии, а в мятных – до 3%. Поверхность должна быть ровной, без трещин, вздутий, впадин, неподгоревшей, нелипкой, без оголенных мест у глазированных и отделанныз яйцом, сахаром, маком и др. На изделиях с содержанием жира не более 8 % допускается наличие незначительных трещин. Цвет – свойственный данному наименованию, нижняя сторона может быть темнее верхней, а корочка темнее мякиши. Изделия должны быть хорошо пропеченными, без закала и следов непромеса. Пористость хорошо развита, без пустот. Вкус и запах – с ясно выраженным ароматом, соответствующим хорошо пропеченным изделиям, без посторонних привкусов и запахов. В изделиях с начинкой начинка должна иметь вкус и запах соответствующих фруктов и ягод без пригорелого привкуса [16].
Органолептические показатели качества пряничных изделий
Внешний вид - пряники должны иметь выпуклую поверхность ,без трещин и подгорелых мест .Поверхность глазированных пряников – глянцевая, сухая, сплошная, без оголенных мест. Не допускается выработка расплывчатых пряников.
Вкус и запах -свойственные данному наименованию изделий с учетом вкусовых добавок ,без посторонних запаха и привкуса .Форма -четко выраженная ,правильная .Цвет -равномерный.
Вид на изломе –пропеченное изделие с хорошо развитой пористостью. Мякиш- однородный ,без следов непромеса.
Влажность пряничных изделий должна соответствовать утвержденным рецептурам. Массовая доля общего сахара(по сахарозе)и жира-в соответствии с расчетным содержанием по рецептуре с предельным отклонением в сторону уменьшения :для пряничных изделий, вырабатываемых с использованием обрезков от тортов и пирожных ,не более 10 и 5%,для остальных – 2 и 1% соответственно.
Щелочность –не более 2°;массовая доля золы ,нерастворимой в 10%-номрастворе соляной кислоты ,не более 0,1 % [13].
Дефекты пряничных изделий
К наиболее распространенным дефектам относятся:
1.5 Упаковка, маркировка и транспортировка пряничных изделий
Пряничные изделия выпускают фасованными и весовыми. Их фасуют в коробки и пачки из коробочного картона, пакеты из целлофана или полимерных пленок и бумагу для упаковки продуктов на автоматах массой нетто до 1 кг.
Коробки, пакеты и пачки с изделиями укладывают в ящики дощатые и из гофрированного картона массой не более 15 кг, из пленного шпона - не более 9 кг.
Весовые пряничные изделия укладывают рядами на ребро или насыпью, штучные - рядами в ящики из гофрированного картона массой не более 12 кг, в деревянные – до 20 кг и из плетеного шпона – до 9 кг.
При упаковывании весовых пряничных изделий в ящики отклонения массы нетто, % в меньшую сторону допускается при ручном упаковывании - 0,5; при машинном – 1 [16].
На коробки, пачки, пакеты наносят маркировку, содержащую:
а) товарный знаки наименование предприятия изготовителя ,его местонахождение;
б) наименование продукта;
в) состав
г) массу нетто
д) дату выработки
е) срок хранения и условия хранения
ж) срок годности [10]
Транспортируют пряничные изделия с соблюдением санитарных правил в чистых сухих вагонах, контейнерах, трюмов судов, автомашинах. При перевозке, погрузке и выгрузке продукция должна быть защищена от атмосферных осадков. Не допускается перевозить изделия совместно с продуктами обладающими специфическим запахом [14].
2 Экспериментальный раздел
2.1 Характеристика ассортимента пряничных изделий на Омском рынке
Практическая часть работы проводилась на базе магазина «Наш», который расположен в городе Омске в Центральном районе. Помимо данного магазина по близости расположены и другие розничные предприятия. Все магазины расположены на главной улице города, что создает особую конкуренцию между ними.
17 июля 2001 года основана Торговая Группа «Наш магазин», первая и на тот момент единственная сеть продуктовых супермаркетов в г. Омске. Основным направлением деятельности была и остается розничная торговля продуктами питания через сеть собственных магазинов. Началом создания интегрированной торговой компании послужило открытие центрального склада и единого распределительного центра.
Первый супермаркет сети начал работу 23 декабря 2001 года по адресу ул. Заозерная, 26. В феврале 2002 г. — второй. В мае, августе и ноябре были запущены следующие три супермаркета. Для расширения комплекса представляемых услуг и привлечения дополнительных покупателей в августе 2002 года в магазинах сети была организована сеть фотосалонов «Kodak»
В целях повышения качества продаваемой продукции и расширения ассортимента весной 2003 года была запущена первая очередь собственного пищевого производства на базе магазина №5 (Бульвар Архитекторов, 5). На сегодняшний день работают семь производственных цехов. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более пятисот наименований: от мясных полуфабрикатов и салатов до горячих блюд и выпечки [22].
Магазин насыщен торговым оборудованием, имеющим большую площадь выкладки, что позволяет эффективно использовать установочную площадь магазина.
Кондитерские изделия поступают в магазин на основании заявок. Уровень реализации кондитерских изделий достаточно высок
Ассортимент кондитерских изделий магазина представлен в таблице 1.
Таблица 1
Структура ассортимента кондитерских изделий
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 1
|
Карамель - ирис - драже |
|
Мелкоштучные изделия |
|
Кондитерские подарочные изделия |
Средний уровень реализации пряничных изделий достаточно высок.
Ассортимент пряничных изделий представлен в таблице 2
Таблица 2
Ассортимент пряничных изделий по товарным маркам:
Товарная марка |
Ассортимент пряников |
«Сладонеж» |
Пряники "Сладонеж" Классические шоколадные 400г |
Пряники "Сладонеж" С начинкой абрикос 300г | |
Пряник "Зимушка/Со сливочным вкусом" Сладонеж 400г | |
«Тульский» |
Пряник "Тульский" вареная сгущенка 140г Ясная Поляна |
Пряник "Тульский" фруктовая начинка 140г Ясная Поляна | |
«Чайный советник» |
Пряники "Ирэк нежный" 300г Чайный советник |
Пряники "Кокосовые" 450г Чайный советник | |
Пряники "Ночка" 450г Чайный советник | |
Пряники "С вареной сгущенкой" 350г Чайный советник | |
Пряники "Шоколадно-кокосовые" 450г Чайный советник | |
Пряники "Шоколадно-ореховые" 450г Чайный |
Продолжение таблицы 2
советник | |
«Яшкино» |
Пряники "Яшкино" В сахарной и шоколадной глазури 350г |
Пряники "Яшкино" Классические 350г | |
Пряники "Яшкино" Мятные 350г | |
Пряники "Яшкино" С вареной сгущенкой 350г | |
Пряники "Яшкино" С вишневой начинкой 350г | |
Пряники "Яшкино" Шоколадные 350г | |
«ПФК» |
Пряники с какао 400г "ПКФ" |
Пряники с курагой 400г "ПКФ" | |
Пряники Северянка 400г "ПКФ" |
Из данных таблицы 2 видно, что уровень реализации пряничных изделий достаточно широк. Однако ежедневно в реализации находится не более восьми наименований пряников различных изготовителей. Данный факт объясняется тем, что спрос на пряничные изделия неустойчив и изменяется под влиянием различных факторов. И для поддержания постоянного спроса на пряничные изделия в магазин привозят пряники в небольших количествах, разных наименований, в результате продукция не «залеживается» на прилавках и ассортимент реализуемой продукции постоянно меняется и обновляется.