Рынок шоколада и особенности ассортиментной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить классификацию шоколада и изделий из него по ТН ВЭД.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
охарактеризовать состояние рынка производства и потребления шоколада;
рассмотреть ассортимент шоколада и его составляющие;
рассмотреть факторы формирования ассортиментной политики;
охарактеризовать особенности классификации ТН ВЭД ТС шоколада и изделий из него;
рассмотреть выявление возможных рисков фальсификации шоколада и изделий из него при пересечении границы Таможенного союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынок шоколада и особенности ассортиментной политики 5
1.1. Состояние рынка производства и потребления шоколада 5
1.2. Ассортимент шоколада и его составляющие, факторы формирования ассортиментной политики 9
Глава 2. Особенности классификации ТН ВЭД ТС шоколада и изделий из него, выявление возможных рисков 14
2.1. Значение ТН ВЭД ТС в регулировании внешней торговли 14
2.2. Особенности классификации ТН ВЭД ТС шоколада и изделий из него 16
2.3. Выявление возможных рисков 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

шоколад.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Рынок шоколада и особенности ассортиментной политики 5

1.1. Состояние рынка производства и потребления шоколада 5

1.2. Ассортимент шоколада и его составляющие, факторы формирования ассортиментной политики 9

Глава 2. Особенности классификации ТН ВЭД ТС шоколада и изделий из него, выявление возможных рисков 14

2.1. Значение  ТН ВЭД ТС  в регулировании внешней торговли 14

2.2. Особенности  классификации  ТН ВЭД ТС  шоколада и изделий из него 16

2.3. Выявление  возможных рисков 20

Заключение 26

Список использованных источников 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рынок шоколада – один из наиболее крупных сегментов рынка  кондитерских изделий. Продукция, которая  производится в данной отрасли, имеет  четкую сегментацию, при этом в различных  сегментах рынка кондитерских изделий  производится товар, выступающий субститутом  для каждого другого сегмента отрасли кондитерских изделий. Таким  образом, в качестве смежных рынков можно определить рынок мучных кондитерских изделий и рынок сахаристых изделий.

Шоколад – готовое кондитерское изделие, приготовленное на основе какао-порошка с добавлением других ингредиентов, улучшающих вкус и аромат шоколада, а также придающих ему более приятную, нежную консистенцию. Сегодня можно встретить шоколад самых различных вкусов. На сегодняшний день на территорию Таможенного союза возится большое количество шоколада. Поэтому можно отметить актуальность и значимость исследования классификации товаров по ТН ВЭД для успешного регулирования внешнеэкономической деятельности, применения ТН ВЭД для классификации экспортных и импортных товаров.

Объект исследования –  шоколад и изделия из него.

Предмет исследования –  классификация шоколада и изделий из него по ТН ВЭД.

Цель исследования – изучить  классификацию шоколада и изделий из него по ТН ВЭД.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. охарактеризовать состояние рынка производства и потребления шоколада;
  2. рассмотреть ассортимент шоколада и его составляющие;
  3. рассмотреть факторы формирования ассортиментной политики;
  4. охарактеризовать особенности классификации  ТН ВЭД ТС шоколада и изделий из него;
  5. рассмотреть выявление возможных рисков фальсификации шоколада и изделий из него при пересечении границы Таможенного союза.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. РЫНОК ШОКОЛАДА И ОСОБЕННОСТИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

    1. Состояние рынка производства и потребления шоколада

 

Для шоколадной отрасли сегодня  характерна сильная конкуренция  и концентрация производства: от полиполии  рынок плавно переходит к олигополии (на рынке присутствуют всего несколько  крупных производителей). Если несколько  лет назад, рынок пестрил разнообразными марками как отечественного, так  и импортного шоколада, то сегодня, по оценкам экспертов, 96% кондитерских изделий производится на российской территории, хоть и владеют отечественными кондитерскими фабриками по большей  части зарубежные инвесторы[16]. Во всем мире шоколадный бизнес признается одним из наиболее рентабельных, именно поэтому в эту отрасль были вложены первые иностранные капиталы. Сейчас уже трудно найти успешно работающую кондитерскую фабрику, которая не имеет в структуре собственных средств иностранной доли.

В целом, кондитерский рынок  имеет ряд своих особенностей. Специфика в том, что, помимо влияния  на развитие отрасли общеэкономических  факторов (тарифы на перевозки, электроэнергию, изменения в налоговой системе), этот рынок, в отличие от других, находится в зависимости от дополнительных факторов. К ним относятся мировые  цены на такую продукцию, как какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты, не производимые в России, внешнеэкономической  политики самого государства (таможенные тарифы, квоты, льготы).

Компании с меньшей  долей иностранного капитала или  его отсутствием оказываются  на рынке менее конкурентоспособными. Во-первых, сложившаяся у отечественных  производителей система реализации не отвечает текущей рыночной ситуации. По результатам исследований российские потребители обычно покупают шоколадные батончики и плитки в ларьках, палатках и маленьких магазинчиках, так как шоколадная плитка относится к товарам импульсной покупки, и развитие собственной розничной сети, так популярное для российских производителей – в корне неверный маркетинговый шаг.

Во-вторых, у отечественных  компаний не хватает средств и  опыта в области разработки и  реализации маркетинговых стратегий  продвижения продукции. Иностранные  же инвесторы, учитывая перспективность  данного рынка, ставят долгосрочные цели и финансируют капиталоемкие  и в краткосрочном плане нерациональные программы продвижения с целью  удержать и расширить свою долю развивающегося кондитерского рынка в России.

В-третьих, для отечественных  компаний-производителей расходы на рекламу тяжким бременем ложатся  в структуру затрат, иностранные  же компании могут себе позволить  удерживать цены на продукцию на низком уровне, получая средства для проведения рекламных мероприятий от головной компании. Именно поэтому розничные  цены на отечественную продукцию  на 25-30% дороже[14]. Но сегодня потребители стали более внимательны к качеству продукции.

Среди предпочтений необходимо отметить кардинальное изменение отношений  потребителей к импортной продукции. Если раньше потребителей привлекали иностранные названия и более  яркие упаковки, то сегодня для  покупателей важна информация о  стране-производителе и качестве. Именно это и объясняет, что доля импортной шоколадной продукции  в 2012 г. сократилась до 4%, а иностранные  компании выводят на рынок русскоязычные  марки[14]. Потребители отдают свои предпочтения отечественной продукции, считая ее более вкусной, качественной и свежей, а это именно те факторы, которые покупатели учитываю в первую очередь при покупке шоколадной плитки.

О привлекательности кондитерского  рынка в России свидетельствуют  темпы его роста. Продолжается рост производства кондитерских изделий  на душу населения, в 2012 году производство кондитерских изделий на душу населения  возросло по сравнению с 2011 годом  на 8%. А производство шоколадных изделий  в 2012 году достигло 320-350 тыс. тонн[13].

Маркетинговое агентство ACNielsen свидетельствует, что уже несколько  лет доля плиточного шоколада на российском рынке прочно удерживает свои позиции  на кондитерском рынке – 68%[13]. Но даже стабильный, с первого взгляда, рынок плиточного шоколада изменяется – покупатели сегодня предпочитают плитки большего веса, более высокого качества по более высокой цене, рынок приветствует производителей элитного шоколада.

На российском рынке шоколадной продукции сегодня лидирует несколько  крупных компаний-производителей (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Компании-лидеры кондитерской отрасли[13]

Компания-производитель

Основные марки

Примечание

Nestle

Nuts, Nestle classic, Россия, Шок

В продукции, выпускаемой  на российском рынке, повышенное содержание какао-продуктов по сравнению с  шоколадными изделиями, выпускаемыми в Европе

Stollwerck

AlpenGold, Покров

Около 60 позиций в ассортименте. В 2012 году AlpenGold - лидер по объему продаж среди плиточного шоколада в России

Cadbury

Wispa, Picnic, Золотой Фонд

В 2012 г. затраты на рекламу составляли 13,3% суммарного бюджета (данные GallupAdfact)

Mars

Mars, Snickers, Twix, Bounty

Лидирует по позиции шоколадных батончиков. Лидер по затратам на рекламу: в 2011 г. - 48,5% суммарного бюджета (данные GallupAdfact)

Красный Октябрь

Аленка, Слава, Изюминка, Любимый, Русь-тройка, Сказки Пушкина

Занимает первое место  по узнаваемости с виду среди прочих кондитерских фабрик. Более 500 наименований кондитерских изделий

Бабаевский

Бабаевский, Вдохновение, Сказка, Экстра, Люкс, Спорт

Около 200 позиций в ассортименте

Рот Фронт

Цирк, Для Вас

200 наименований кондитерских  изделий. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. объем производства снизился на 9%


Распределение рынка плиточного шоколада среди крупных компаний в 2012 году отражено на рисунке 1.1

 

Рис. 1.1. Распределение рынка плиточного шоколада в 2012 г. [13]

Стратегии поведения на рынке  иностранных компаний отличаются усиленными маркетинговыми мероприятиями по продвижению  своей продукции. По объемам затрат на рекламные мероприятия компании распределяются в следующей последовательности: Mars, Cadbury, Nestle, Красный Октябрь.

Именно рекламные затраты  в некоторой степени и объясняют  предпочтения потребителями той  или иной марки. Среди шоколадных плиток, наиболее популярные у российских потребителей плитки AlpenGold, «Россия», «Аленка», «Сказки Пушкина», «Воздушный», NestleClassic, «Дары Покрова», «Вдохновение». Среди шоколадных батончиков: Snickers, Bounty, Mars, «Ш.О.К.», Picnic, Nuts, Twix, Wispa, MilkyWay.

О привлекательности шоколадного  рынка свидетельствует рост производства шоколадных изделий, увеличение доходов  населения и, соответственно, затрат на кондитерские изделия в семейном бюджете домохозяйств, так как  рынок шоколадной продукции эластичен  по доходу (рост доходов приводит к  росту затрат на продукцию). Поэтому  эксперты прогнозируют для этого  рынка высокую степень неценовой  конкуренции, активное использование  производителями маркетинговых  инструментов и дальнейшую концентрацию производства.

 

    1. Ассортимент шоколада и его составляющие, факторы формирования ассортиментной политики

 

Ассортимент товаров –  набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент шоколада формируется  в зависимости от способа обработки  и состава.

По форме и консистенции:

– шоколад в плитках, шоколадки;

– фигурный шоколад;

– в виде шоколадной глазури.

По форме и консистенции шоколад изготавливают в плитках, фигурный и в виде шоколадной глазури. Последнее применяют для изготовления глазированных конфет, печенья и  других сладостей с использованием шоколада.

По содержанию какао продуктов: шоколад с содержанием какао-продуктов  в диапазоне от 25% до 99%[17].

Выделяют обыкновенный, горький  и белый виды шоколадов. Обыкновенный или классический шоколад – это  шоколад с содержанием какао-продуктов  от 35 до 55-60%. В горьком шоколаде содержание какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Другими словами, изменяя соотношение между какао продуктами и остальными составляющими, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада - от горького до сладкого.

Чем больше в шоколаде какао  тёртого и/или какао масла, тем  более горьким вкусом и более  ярким ароматом обладает шоколад  и тем более он ценится. Что  касается белого шоколада, то это полноценный  представитель шоколадной империи, а белый он только потому, что  в нем отсутствует какао порошок  и/или какао тертое, а какао  масла в нем не меньше чем в  обычном темном шоколаде.

В зависимости от содержания добавок:

– шоколад без добавлений;

– шоколад с добавлениями;

– шоколад с начинками.

Шоколад без добавлений –  шоколад в классическом его понимании, изготовляют из какао тёртого, сахарной пудры и масла какао. Такой  шоколад обладает специфическими свойствами, присущими какао-бобам. А шоколад  с добавлениями, отличается, прежде всего, содержанием добавок, определяющие вкус конечного продукта. В качестве добавок чаще всего выступают  молоко, сливки, орехи, изюм, кусочки  фруктов, какао-крупка, крошка вафель и  их сочетание. Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.

Шоколад с начинкой –  обычный шоколад с начинкой внутри. Начинка в таком шоколаде составляет не более 50% продукта. Наиболее популярна  помадная начинка, однако широкое распространение  получили также ореховая, шоколадная, сливочная или молочная, кремовая, желейная начинки или их сочетание.

По способу обработки  шоколад классифицируют:

– десертный;

– обыкновенный;

– пористый.

Десертный шоколад, в силу особенностей технологии производства, имеет более тонкую дисперсность (какао-продукты при производстве подвергались более тщательной и длительной обработке). Именно поэтому десертный шоколад  имеет более высокие ароматические  и вкусовые достоинства по сравнению  с обычным. Обыкновенная шоколадная масса обладает более низкими  вкусовыми и ароматическими достоинствами  и менее тонкой дисперсностью.

Пористый шоколад получают в основном из десертной шоколадной массы. Пористый шоколад отличается от традиционного пористой структурой, что придает ему особый вкус. Для  создания пористого шоколада шоколадную массу помещают в камеры с газом CO2. После насыщения продукта газом в шоколадной массе образуются расширяющиеся пузырьки, увеличивающие объем шоколадной массы. Далее, процесс создания шоколадной плитки ничем не отличается от производства обычного шоколада. Как правило, при равном весе плитка пористого шоколада больше обычной по объему.

Информация о работе Рынок шоколада и особенности ассортиментной политики