Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:42, шпаргалка
1. Сущность понятия НТП в торговле
2. Правовое обеспечение НТП, договора на создание и передачу НТП
3. Развитие торг. отрасли, субъекты и объекты
4. Цели, задачи торг. отрасли, ее виды
...
65. Торговое обслуживание покупателей
31.
Внутрисклад. технолог. процесс подразделяется на след. составные части: - поступление товаров; - хранение товаров; - отпуск, товаров со склада. Эти составные части объединяются внутрискладским транспортом. Каждая из названных частей состоит из отд. операций: Поступление товаров = Разгрузка транспортных средств + Приемка товаров по количеству + Приемка товаров по качеству; Хранение товаров = Размещение товаров на хранение + Укладка на хранение + Создание оптимального режима хранения; Отпуск товаров = Оформление продажи (отпуска) + Отборка товаров с мест хранения + Подготовка к отпуску + Отправка товаров покупателю
32.
На продолжительность и характер складского технолог. процесса оказывают влияние след. факторы: - объем поступления и отпуска; - размеры товарных запасов; - условия транспортировки (вагон, контейнер, автомобиль); - ассортиментная структура товарооборота и товарных запасов и способ упаковки товаров; - габариты, масса товаров, тарных мест; - условия и порядок хранения; - площадь склада, состав помещений, их планировка, размеры конструктивных элементов, ширина проходов; - габариты складских помещений; - наличие технолог. оборудования, его виды.
37.
Тара – это элемент упаковки, предназначенный для хранения, упаковки и транспортировки товара. В торгово-технолог. процессе она играет следующую роль: обеспечивает сохранность товаров; создает удобства для переработки грузов на всем пути продвижения товаров от производства до потр-ля; дает возможность эффект. исп-ть емкость складов и грузоподъемность трансп. средств; является необх. условием исп-ния прогрессивных технологий как при продвижении товаров, так и в процессе их рознич. продажи; выполняет рекламные функции; способствует ускорению товарооборачиваемости, увеличению объемов продаж, повышению производительности труда; является важным условием для механизации торгово-технолог. процессов; обеспечивает снижение затрат при доведении товаров до потр-ля. Особую роль в торгово-технолог. процессе играет потребит. тара. Она является носителем рекламы и комм. инф-ции, необх. как для работников торговли, так и для покуп-лей, облегчает возможность количест. учета товаров. При исп-нии для продажи товаров метода самообслуживания требования к упаковке повышаются. Она д. иметь достаточный объем инф-ции о товаре, способах его применения, условиях хранения, цене; иметь привлекательное рекламное оформление, обеспечивать сохранность товара, предоставлять покуп-лю возможность свободного ознакомления с товаром.
38.
По функциям, выполняемым в процессе товар. обращения, тару подразделяют на транспортную, потребит. и тару-оборудование. Транспортная тара предназначена для транспортирования и хранения товаров в процессе доведения их от произв-ва до потр-ля. Она представляет собой самост. трансп. единицу или ее часть. К потреб. таре относится внутр. упаковка товара, в которой он продается покуп-лю. Тара-оборудование - это спец. конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, трансп. средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и продаже товаров. По кратности обращения тара бывает однооборотной (разового пользования) и многооборотной. Однооборотная тара обслуживает только один оборот продукции от поставщика до потр-ля. Многооборотная тара исп-ся многократно, подлежит возврату поставщику товаров или тарособирающим орг-циям (делится на неразборную, разборную, складную.). По степени жесткости тара делится на жесткую, полужесткую и мягкую. Жесткая тара при внешних воздействиях и изъятии из нее товара не изменяет своей формы. К ней относятся деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара. Полужесткая тара - картонные ящики, корзины -под воздействием силы изменяет свою форму, но после прекращения ее воздействия она восстанавливается. Мягкая тара - мешки, упаковочная ткань, кули рогожные - при освобождении из-под товара теряет свою форму. По способу изготовления различают тару литую, штампованную, бондарную, клееную, изготовленную литьем под давлением. По назначению тара бывает универс. и специализ. Универс. тара исп-ся для затаривания разнообразных товаров. Специализ. тара имеет конструктивные особенности, обеспечивающие возможность затаривания только опр. товаров По материалу изготовления тара делится на деревянную, текстильную, стеклянную, картонную, бумажную, металлическую, полимерную.
43.
Национ. и межгос. значение транспортного комплекса Беларуси опр-ся тремя факторами: трансграничной ролью страны, обусловленной ее географическим положением; значимостью комплекса как базовой отрасли во внутр. эконом. жизни страны; уровнем воздействия на окруж. природную среду и среду обитания человека. Транспорт как одна из базовых отраслей народного хозяйства объединяет в целостную систему все другие секторы экономики и предопределяет устойчивость трансп.-экономич. связей, регулярность и соблюдение сроков доставки грузов су\хо. Транспорт обеспечивает связь между изг-лем и потр-лем, доставляя товары в места потр-ния. Именно благодаря транспорту населенные пункты своевременно снабжаются товарами, форм-ся широкий ассорт-т товаров в рознич. торг. пред-тиях. Уровень развития трансп. отрасли оказывает существ. влияние на технолог. процесс торг. пред-тий, его ритмичность, производит-ть труда работников, связанных с переработкой грузов. Работа транспорта влияет на скорость обращения товаров, сохранность товарно-матер. ценностей, объем и структуру товар. ресурсов, их размещение. Это в конечном счете опр-ет расходы, связанные с доведением товаров от произв-ва до потр-ля.
39.
К таре предъявляются технич., эксплуатац., эконом., санитарно-гигиен., эколог. требования. Важное значение имеют техн. требования к таре, к которым относятся унификация стандартизация, надежность и прочность. Унификация тары - приведение ее к единым типоразмерам. Неизменность объема унифицир. транспортной тары делает ее независимой от х-ра груза и тем самым более универсальной, удобной, экономичной. Стандартизация тары предусматривает уст-ние наиболее рацион. типов тары с точки зрения уст-ния единых требований к материалам изготовления, конструктивным особенностям, размерам, форме, весу, качеству. К техническим требованиям относятся требования к материалу, из которого должна быть изготовлена тара, конструктивным особенностям и размерам, а также прочность и надежность, обеспечивающие полную сохранность затариваемой продукции и многократное использование тары. Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров. В соответствии с этими требованиями тара должна быть компактной, портативной, удобной для выполнения торгово-технологического процесса. Экономические требования к таре выражаются в том, чтобы затраты на ее производство и оборот были оптимальными. С точки зрения эстетических требований тара должна быть хорошо рекламно оформлена (особенно потребительская), иметь оригинальную и удобную конструкцию, хороший вид, вписываться в интерьер магазина, привлекать внимание покупателей. Санитарно-гигиенические требования предполагают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции. Исключительно серьезное внимание следует уделять экологичности тары, с тем чтобы обеспечить ее безвредность, полную утилизацию, исключить загрязнение окружающей среды.
40.
Унификация тары - приведение ее к единым типоразмерам. Она осущ-тся на основе единого модуля (единицы меры) 1200x800 мм, который соотв-ует размерам междунар. плоского обменного поддона. Принципы унификации заключаются в том, что размеры ящиков по площади дна д. б. кратными по отношению к модульному размеру. Унификации подлежит трансп. тара круглого сечения (бочки). Неизменность объема униф. трансп. тары делает ее независимой от х-ра груза и тем самым более универсал, удобной, эконом. Унификация по единому модулю создает условия для сокращения типоразмеров тары, автоматизации ее произв-ва, наилучшего исп-ния трансп. средств, широкого внедрения пакетных перевозок грузов, механизации погруз.-разгруз. работ. Стандартизация тары предусматривает уст-ние наиболее рацион. типов тары с точки зрения уст-ния единых требований к материалам изг-ния, конструктивным особенностям, размерам, форме, весу, качеству. Стандарты обеспечивают массовое внедрение в народное хозяйство новейших научно-техн. достижений, увязку качеств. показателей разнообр. изделий, выпуск. различными промыш. пред-ями и отраслями промышленности. Различают две основные группы ГОСТов на тару: для товаров народного потр-ния - ГОСТы на типы, размеры, методы испытаний; ГОСТы на тару для конкр. видов продукции (товаров). В наст. время действует большое кол-во стандартов и техн. условий на различ. виды тары. Стандарты предусматривают: назначение данного вида тары; типы тары в зависимости от ее конструктивных особенностей; кол-во выпускаемых номеров тары (номенклатура), различаемых по наружным и внутренним размерам (длина, ширина, высота); техн. требования, предъявляемые к таре; маркировку и внешний вид тары.
44.
К народнохоз. факторам относятся: - размещение и размеры произв-ва и потр-ния, опр-щие объемы и направления перевозок и грузопотоков; - номенклатура выпуск. продукции, влияющая на структуру подвижного состава и требования к транспорту по срочности доставки грузов; - ритмичность, стабильность произв-ва и потр-ния. К отраслевым факторам, учитывающим специфику трансп. системы, относятся: - наличие трансп. путей (дорог), их плотность, состояние; - пропускная и провозная способность транспорта; - развитие матер.-техн. базы, уровень техн. оснащенности; - уровень орг-ции перевозочного процесса; - степень внедрения современ. технологий при перевозке груза и упр-ния процессами на транспорте; - подход к форм-нию тарифов на перевозку и услуги. При выборе вида транспорта для орг-ции перевозки конкр. груза в опр. условиях оценивается экономич. целесообразность каждого из них по важн. показателям: себестоимости перевозок, удельным капитальным вложениям, срокам доставки груза, их сохранности в пути следования, пропускной и провозной способности; объемы перевозок; маневренность транспортных средств; надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осущ-ния в нужных объемах; возможность применения соврем. технологий при перевозках (контейнерные перевозки, на поддонах); уровень механизации погруз.-разгруз. работ.
41.
Оборот тары включает приемку, вскрытие, хранение, возврат. Приемка тары. Тара, поступившая с товаром, д. б. принята в соотв-вии с действ. нормативными документами и условиями договора поставки материально ответственными лицами так же, как и товар. Приемка по кол-ву включает проверку фактич. наличия тары и сопоставление его с данными сопровод. документов. При приемке тары по качеству проверяют ее целостность, наличие всех деталей, внешний вид, обращают внимание на дефекты: наличие повреждений, загрязнений, почернения и т. д. При наличии каких-либо повреждений получатель обязан в соотв-вии с правилами, действующими на транспорте, составить коммерческий акт. Вскрытие тары. Оно должно произв-ся специальными инструментами, с тем чтобы сохранить ее качество. Хранение тары. Для обеспечения сохранности тары большое значение имеет создание необх. условий хранения. Тара д. храниться в закрытых помещениях или под навесом. Тара укладывается по видам. Порядок возврата тары д. б. предусмотрен в договоре поставки. Тара инвентарная многооборотная, принадлежащая конкретному поставщику, возвращается ему по залоговым ценам, оговоренным в договоре. Освободившуюся от полученного товара возвратную тару таросдатчик может исп-ть для упаковки своей продукции или продать по договору другим потр-лям тары. Повышение эфф-ти. Важное значение имеет проверка правильности цен на тару, наличие в счетах их обоснования. За этим д. следить как комм. работники, материально ответственные лица, так и работники бухгалтерии. Резервом повышения эфф-ти работы с тарой является ремонт тары, правильная орг-ция сбора и обращения с ней в процессе транспортирования. Наличие спец. складов, которые осущ-ют сбор, ремонт и отгрузку отремонтир. тары для повторного ее исп-ния, позволяет успешнее решать эту проблему. Важными способами повышения эфф-ти тарооборота являются своеврем. возврат тары, неуклонное выполнение правил тарооборота, предусм. норматив. документами. При этом серьезное значение имеет правильная подготовка тары к сдаче и надлежащее оформление документов по тарообороту. Резервом сокращения расходов является строгий контроль со стороны работников бухгалтерии за правильным начислением амортизац. отчислений на многооборотную инвентарную тару, если это предусмотрено договором поставки.
42.
Под единой трансп. системой страны следует понимать комплекс различ. видов транспорта, наход. во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся по единому плану, обеспеч. эфф. исп-ние каждого вида. Она включает в совокупности матер.-техн. базу всех видов транспорта, их техн. средства, мощности, пропускную способность, совместимость и дополняемость технологий. Форм-ние и функц-ние единой трансп. системы страны, явл. гос. собственностью, требуют создания эконом., техн., технолог., организац. и правовых основ, которые должны обеспечить: координированную дея-ть всех видов транспорта по изучению и удовл-нию потр-тей народного хозяйства страны; комплексный подход к планированию перевозок и рацион. распределению объемов перевозок между различ. видами транспорта, обеспеч. народнохозяйственный эффект в целом; комплексное транспортно-экспедиц. обслуживание грузовладельцев на основе исп-ния прогрессивных технологий перевозки грузов в период всего перевозочного процесса независимо от того, сколько видов транспорта задействовано при этом; опр-ние сфер эфф-ного исп-ния конкретных видов транспорта в зависимости от рода груза специфических условий его транспортирования; широкое исп-ние экономико-математическ. методов и ПЭВМ для упр-ния трансп. отраслью выбора рациональных путей грузопотоков и схем перевозок; внедрение соврем. технологий и организац. форм взаимодействия различ. видов транспорта на всем пути движения грузов от мест произв-ва до мест потр-ния; унификацию и широкое внедрение прогрессивных техн. средств, способов перевозок и переработки грузов на всем пути товародвижения: контейнеров, поддонов, пакетирования грузов, наборов механизмов и средств механизации и т. д., позволяющих обрабатывать грузы без расформирования пакетов, грузовых мест; обеспечение четкого взаимодействия различных видов транспорта при переходе грузов с одного вида транспорта на другой в транспортных узлах; согласованное развитие пропускной и провозной способности, транспортной системы для создания условий непрерывности перевозочного процесса; разработку на единой эконом. основе тарифной системы, обеспеч. экономич. привлекательность всех видов транспорта с целью максимального исп-ния их возможностей; форм-ние унифиц. условий и правил перевозок грузов, выработку единого Кодекса транспорта страны.
49.
Работу автотранспорта характеризуют следующие показатели: среднее расстояние перевозки грузов; среднесуточный пробег; скорость движения автомобилей; время под погрузкой, разгрузкой; коэффициент технической готовности; коэффициент использования автопарка; коэффициент использования пробега; коэффициент использования грузоподъемности.
46.
Ж\д транспорт является частью евроазиатского ж\д комплекса. Ж\д транспорт является ведущим по показателям выполняемой перевозочной работы. На его долю приходится более 70 % общего грузооборота страны. Это объясняется тем, что ж\д транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с др. видами транспорта: - возможность сооружения ж\д путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий; - высокая провозная и пропускная способность; - осущ-ние массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозок грузов; - регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток; - сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки; - высокие показатели работы. Для ж\д транспорта характерна высокая степень универсальности. Этим транспортом могут перевозиться различные по характеру грузы, достаточно разнообразен подвижной состав, хорошо развита сеть железных дорог. К существенным его преимуществам следует также отнести сравнительно низкую себестоимость перевозок при относительно быстрой доставке грузов, что целесообразно использовать при достаточно больших объемах перевозок на средние и дальние расстояния.
45.
Важное значение имеют автомобильные дороги, особенно, в районах, где отсутствует железнодорожная сеть. Продолжает совершен-ся система трансъевропейских и национ. автомагистралей. Интенсивное развитие и широкое исп-ние этого вида транспорта определено рядом технико-экономических особенностей: 1. большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза «от двери до двери», что во многих случаях делает этот вид транспорта более предпочтительным по сравнению с ж\д, при применении которого возникает необх-ть в дополн. грузовых операциях; высокая скорость доставки, особенно при перевозках грузов на короткие расстояния; доставка грузов без промежуточных перегрузок в пути от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, его сохранность; возможность выбора максимально коротких расстояний для доставки грузов; небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния. На автомобильном транспорте можно перевозить грузы небольшими партиями. На малые расстояния груз доставляется достаточно быстро, обеспечиваются надлежащая регулярность и надежность перевозок. Но себестоимость перевозок грузов достаточно высокая, поскольку грузоподъемность автотранспортного средства мала, а затраты на топливо и смазочные материалы высоки. Этот вид транспорта целесообразно исп-ть для завоза товаров в розничную торговую сеть, для перевозки скоропортящихся товаров.