Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Товароведение".

Файлы: 1 файл

экспертиза.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

1. Комплексная  экспертиза и условия ее применения.

Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами по товарам могут  быть специалисты, ученые, которые владеют  специальными (профессиональными) знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с товарной массой и  качеством товаров. Эксперты-товароведы должны хорошо знать исследуемые  группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, они состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, зависят от целей  и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий  проведения экспертизы и устанавливаются  нормативными документами.

Экспертиза требует применения методов (инструментальных, экспертных), исследований, обеспечивающих объективные  результаты испытаний. Основные компоненты экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат. Объектом экспертизы являются потребительские  свойства товаров.

Общие критерии - это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара. Конкретные критерии - это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в нормативных документах, а также базовые значения показателей, характеризующие качество проектируемой продукции, реально существующих изделий.

Цель экспертизы определяет структуру оценочных критериев. При проведении экспертизы эстетических свойств товара эксперты формулируют  ценностные шкалы в виде базовых  рядов образцов. Это ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы.

Методы экспертизы - это систематизированный комплекс методических приемов, обеспечивающих экспертное исследование потребительских свойств товаров, отображенных в экспертном заключении. Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть применены к первому типу методов проведения экспертизы на стадиях разработки.

Методы экспертизы потребительских  свойств товаров могут быть комплексными и оперативными, экспертными и  социологическими, а также расчетно-инструментальными.

При проведении комплексной  экспертизы, наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов, проводятся исследования процесса потребления, вопросы потребителей, изучаются условия потребления и т.д.

В общем случае экспертиза потребительских свойств состоит  из двух этапов:

- анализа с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений;

- оценки, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование.

Комплексная экспертиза потребительских  свойств проводится для оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых для массового потребления. Поэтому проведение такой экспертизы ориентирует экспертов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки. Оцениваемый объект рассматривается в сложных и многочисленных взаимосвязях с человеком-потребителем и его предметным окружением. В процессе экспертизы формируются критерии оценки, отбираются базовые образцы и показатели качества.

Комплексная экспертиза —  назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с  использованием различных направлений  в пределах одной области знания.

Комплексная экспертиза  имеет  ряд  особенностей,  отличительных  черт.

Прежде всего к ним относится то, что в ее производстве участвуют несколько экспертов различных специальностей  (специализаций),  и  вытекающее  отсюда разделение функций между ними в процессе исследований. В отличие от обычной (однородной) экспертизы,  где все эксперты  принимают равное  участие в процессе исследований, здесь  каждый  эксперт  может  исследовать  лишь  те объекты, которые относятся  к  его  компетенции,  и  применять  те  методы, которыми он владеет.

    Отсюда вытекает  другая особенность комплексной  экспертизы — общий вывод дается  по  результатам,  полученным  различными   экспертами.   Причем   в формулировании этого общего (конечного) вывода  могут  участвовать  не  все эксперты, проводившие исследования, а  только  те,  которые  компетентны  в общем предмете исследования. Узкие  специалисты  (особенно  специалисты  по методам) могут и не принимать участие в этом, их роль может  ограничиваться констатацией   промежуточного   вывода   по   итогам   лично   проведенного исследования.

    В связи с  указанными особенностями на  комплексную экспертизу  не  может быть  распространено  требование  дачи  экспертом  заключения   только   на основании лично произведенных  исследований,  являющееся  обязательным  для обычной,  «классической»,  экспертизы.  Как  раз  наоборот,  здесь эксперт формулирует вывод на основе исследований, проведенных не только  лично  им, но  и  другими  экспертами,  имеющими  другую  специализацию.  Поэтому  при комплексной экспертизе иначе решается и  вопрос  о  личной  ответственности эксперта  за  данное   им   заключение.   Каждый   эксперт   несет   личную ответственность  за  ту  часть  исследований,  которую  он  провел,  и   за полученные им результаты  (промежуточные  выводы).  При  формулировании  же общих (конечных) выводов имеет место своего рода  условная  ответственность эксперта: он отвечает за правильность  вывода,  в  формулировании  которого участвовал, при условии  что  использованные  им  результаты  исследований проведенные другими экспертами, тоже верны.

    Эксперты имеют право до дачи заключения совещаться между  собой,  эксперты, не согласные с другими, составляют отдельное заключение, руководит  группой ведущий эксперт, который обладает только организационными полномочиями.

 

2.Квалиметрия:  общие сведения, оценка, контроль  качества.

 

Квалиметрия (от лат. qualis – какой по качеству и греч. Метрео – мерить, измерять) – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу).

Квалиметрия – область практической и научной деятельности, связанная  с разработкой теоретических  основ и методов измерения  и количественной оценки качества. Квалиметрия является составной  частью квалитологии - науки о качестве.

Объект квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.

Квалиметрию обычно подразделяется на теоретическую квалиметрию, изучающую  проблемы оценки качества в общем  плане, и прикладную квалиметрию, рассматривающую  вопросы измерения качества применительно  к конкретным объектам.

Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется  отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др. Конечной целью квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и др. задачи квалиметрического анализа.

 

 

3.Номенклатура  потребительских свойств и их  показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:

назначения -- функционального, социального, классификационного, универсального;

надежности -- долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;

эргономические -- гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические;

эстетические',

безопасности -- химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.

Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность  к использованию человеком в  производственных и бытовых процессах.

К эргономическим свойствам  и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические.

Гигиенические -- свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др.

Антропометрические свойства -- способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п.

Психофизиологические свойства -- способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых.

Психологические свойства -- способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти)

 

 

4. Гигиенические  свойства непродовольственных товаров.

  • Гигиенические свойства связаны с влиянием товаров на условия жизнедеятельности человеческого организма
  • Гигиенические свойства характеризуют непродовольственные товары

Гигиенические свойства подразделяют на следующие группы:

  • Свойства, определяющие взаимодействие изделия с парообразной и жидкой влагой
  • Свойства проницаемости
  • Свойства электризуемости
  • Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией
  • Свойства загрязняемости и очищаемости

К свойствам, определяющим взаимодействие изделий с парообразной и жидкой влагой, относятся:

  • Гигроскопические свойства
  • Влагоотдача
  • Водопоглащение

Эти свойства имеют большое  значение для одежды и обуви

Они способствуют поддержанию  нормальной влажности в пространстве между изделием и кожей человека

Свойства проницаемости характеризуют способность материалов пропускать:

  • Воздух (воздухопроницаемость)
  • Пары влаги (паропроницаемость)
  • Пыль (пылепроницаемость)
  • Свет (светопроницаемость)
  • Капельную воду (водопроницаемость, водоупорность)

Эти свойства важны для  одежды, обуви, мебели

Свойства электризуемости

  • Свойства электризуемости характеризуют способность изделия накапливать на своей поверхности заряды статического электричества
  • Эти свойства имеют большое значение для одежды

Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией

  • Свойства, обеспечивающие обмен тепловой энергией, характеризуют способность изделия к переносу теплоты (теплопроводность, температуропроводность) и ее поглощению (теплоемкость)
  • Эти свойства называют теплозащитными
  • Высокими теплозащитными свойствами должны обладать изделия зимнего ассортимента и строительные товары

Свойства загрязняемости и очищаемости

  • Свойства загрязняемости и очищаемости характеризуют способность изделий загрязняться и очищаться
  • Загрязнение изделий осуществляется разнообразными веществами (жировыми веществами, пылью, остатками пищи и др.)
  • Необходимость частой очистки повышает расходы на эксплуатацию изделий

Перечень видов  продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке:

  1. Пищевое сырье; продукты питания; пищевые добавки; биологически активные добавки; консерванты; материалы и изделия из них, контактирующие с пищевыми продуктами
  2. Товары для детей: игры и игрушки; одежда; обувь; учебные пособия; канцелярские товары; мебель; коляски; ранцы
  3. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно питьевого водоснабжения
  4. Парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта
  5. Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии
  6. Полимерные и синтетические материалы, применяемые в строительстве, на транспорте, а так же изготовлении мебели, искусственные и синтетические  кожи и текстильные материалы для обуви
  7. Продукция машиностроения и приборостроения производственного, мед. и быт. назначения
  8. Издательская продукция
  9. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и др.)
  10. Материалы для изделий, контактирующих с кожей человека
  11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, а так же товары, содержащие радиоактивные вещества
  12. Строительное сырье и материалы, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в нар. хозяйстве, металлолом
  13. Подвижные транспортные средства и продукция транспортного назначения

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"