Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Товароведение".
Правовая база экспертизы
качества новых товаров отсутствует,
а нормативная база представлена
стандартами, санитарными и иными
правилами и в этом совпадает
с приемочной экспертизой. При экспертизе
качества новых товаров используют
различные методы оценки: органолептической,
измерительной, социологической, экспертной.
Решающее значение имеет экспертная
оценка качества, а остальные методы
выполняют вспомогательную
Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности,
функционального назначения),
а также определения степени
новизны, что и составляет сущность
экспертизы качества новых товаров.
Степень новизны
Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей качества экспертами,, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью Дегустации является получение достоверных результатов при органолептической. оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой специализацией их по группам товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме того, эксперт должен иметь опыт органолептической оценки выбранной товарной группы.
Дегустацию пищевых продуктов проводят при экспертизе новых товаров, при необходимости выявления качественных изменений органолептических показателей, при определении товарного сорта и других градаций качества. Результаты дегустации могут быть- выражены в виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной оценки) вин, пива, твердых сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой оценки данного вида товара должна быть разработана специальная шкала.
6. Экспертиза договоров.
Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и хранения. Основанием для проведения такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы являются Федеральный закон «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.
Необходимость в проведении
экспертизы по договорам хранения появляется
в случае возникновения количественных
потерь сверх установленных норм
или снижения качества товаров, а
также при полной их потере. Снижение
качества товаров при хранении происходит
вследствие микробиологических, биологических,
физических, химических, физико-химических
и биохимических процессов. Нередко
ухудшение качества товаров можно
определить по органолептическим показателям,
эксперт при этом самостоятельно
принимает решение о
Ассортиментной экспертизой
называется оценка экспертом количественных
и качественных характеристик товара
для установления его ассортиментной
принадлежности. Этот вид товароведной
экспертизы как самостоятельный
применяют только при возникновении
разногласий между поставщиком
и покупателем, продавцом и потребителем
по вопросам ассортиментной принадлежности
товара к определенной группе, наименованию,
товарной марке или при установлении
соответствия ассортимента товаров
в партии ранее представленным образцам,
каталогам или договорам купли-
Документальной экспертизой
называется оценка экспертом товароведных
характеристик товаров, основанная
на информации товарно-сопроводительных,
технологических и иных документов.
При проведении документальной экспертизы
отсутствующего товара эксперт анализирует
имеющиеся документы: накладные, сертификаты,
качественные удостоверения, акты списания,
технические документы по контролю
за температурно-влажностным
7. Требования законодательных и нормативных док-в к качеству непродов
Качество и безопасность товаров и услуг
В Законе «О защите прав потребителей» используется понятие «безопасность товаров». Это их безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации.
Суть права на безопасность состоит в том, что государство устанавливает обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей, выпускающих товары, требования по обеспечению их безопасности. Эти требования утверждаются в стандартах. Разрабатывают обязательные требования безопасности и утверждают их Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Министерство здравоохранения (Минздрав России), Государственный комитет РФ по строительству и жилищной политике (Госстрой России).
Средством обеспечения государством безопасности товаров является требование законодательства об обязательном установлении на продукты питания, лекарства, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары сроков годности, на товары длительного пользования - сроков службы. Понятия этих сроков даны в статье 5 Закона «О защите прав потребителей».
Статьей 7 закона установлено,
что Правительство Российской Федерации
утверждает перечень товаров, требующих
обязательного подтверждения
Кому и какие требования может предъявить потребитель, если в процессе эксплуатации товара в нем проявились скрытые недостатки или были обнаружены явные? Требования по поводу товара потребитель имеет право предъявить по своему усмотрению к продавцу или к изготовителю. Практика показывает, что потребителю удобнее обращаться к продавцу, поскольку последний, как правило, ближе расположен, и т.д.
Статья 18 Закона дает потребителю,
которому продан товар с недостатком,
право на выбор требования. Потребитель,
а не продавец решает, какое из шести
установленных Законом
1. Ремонт товара за счет продавца.
2. Осуществление ремонта
потребителем, но с возмещением
продавцом понесенных
3. Замена на аналогичный товар.
4. Замена на такой же
товар, но другой марки,
5. Соразмерное уменьшение покупной цены.
6. Расторжение договора
купли-продажи (возврат денег,
уплаченных за товар, и
В какой срок требования потребителя должны быть удовлетворены?
В статьях 20-22 устанавливаются сроки удовлетворения продавцом (изготовителем) требований потребителей, обратившихся по поводу недостатков товара. (См. таблицу).
Закон не только устанавливает
сроки удовлетворения требований потребителя
в отношении товаров с
Нарушение продавцом (изготовителем) предусмотренного законом срока выполнения требований потребителя дает также право потребителю по своему выбору предъявить иное требование. Например, если продавец не выполнил в семидневный срок требование о замене некачественного товара, то потребитель может потребовать расторжения договора купли-продажи.
Правила, которые должен знать потребитель, покупая товар.
Эти правила установлены постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года - «Правила продажи отдельных видов товаров».
Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена.
Ткани, одежда, меховые изделия и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Вместе с передаваемыми потребителю текстильными, трикотажными, швейными, меховыми товарами, обувью, технически сложными товарами бытового назначения продавец обязан (помимо кассового чека) передать товарный чек, в котором указываются наименование организации или сведения об индивидуальном предпринимателе, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, осуществляющего продажу (это особенно важно, если мы покупаем товар на рынке, где товарный чек - единственный документ, подтверждающий факт покупки товара).
Покупатель имеет право (в соответствии со статьей 25 закона и пунктом 26 указанных правил) в течение 14 дней с момента покупки непродовольственного товара надлежащего качества обменять его, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке. При этом товар не должен быть в употреблении, должны быть сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также чек, подтверждающий факт покупки. Однако некоторые товары надлежащего качества нельзя обменять. Это белье, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, товары, отпускаемые на метраж, мебельные гарнитуры, технически сложные товары бытового назначения и другие.
При купле-продаже условия договора о качестве товара предопределяются требованиями нормативных документов по стандартизации. Будучи сообщенными, потребителю, они являются условиями предполагаемого договора купли-продажи и содержатся:
· в техническом паспорте на товар или правилах по его использованию, где указываются основные технические характеристики изделия и нормативные документы по стандартизации (документ), требованиям которых должно соответствовать качество товара;
· на этикетке или ярлыке, прикрепленном к изделию (верхней одежде, трикотажу, чулочно-носочным и т.п.), где указываются нормативный документ по стандартизации, артикул, фасон, окраска, размер и т.п.;
· на товаре или его упаковке
указываются нормативный
В договорах на выполнение работ и оказание услуг потребитель обладает большей свободой в определении качества предмета договора. Например, при пошиве изделий потребитель сам определяет, из какого материала должно изготавливаться изделие, а также фасон, отделку и т.п. Конкретные же операции по раскрою и пошиву исполнитель должен выполнить в соответствии с нормативными документами, которые определяют требования к их качеству.
Таким образом, заказывая выполнение работы (оказание услуги), потребитель, с одной стороны, соглашается с требованиями к качеству, установленными нормативными документами по стандартизации, а с другой - может определить свои. Все эти требования в заключенном договоре становятся условиями договора о качестве работы (услуги).
Считается, что, приняв квитанцию (квитанцию - заказ) или другой письменный документ, свидетельствующий о заключении договора на обслуживание, гражданин согласился со всеми его условиями. Эти условия обязательны для сторон и из них следует исходить при разрешении спора, если не будет доказано, что условия договора, отраженные в квитанции либо другом письменном документе, не соответствуют фактическим обстоятельствам.