Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:06, контрольная работа
Переход к рыночной экономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализа хозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнения планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы экономического и социального развития, помогать разрабатывать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.
и выпуска продукции
2.1. Организационно-экономическая
характеристика предприятия
Ресторан «Тамерлан» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, учредительными документами и законодательством.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Вид деятельности предприятия − розничная торговля организация общественного питания.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями.
Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства целевого финансирования.
На предприятии созданы
следующие фонды: уставный, социального
развития, резервный и другие фонды
общего и специального назначения.
Предприятие имеет
Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.
Предприятие обеспечивает
гарантированный законом
Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством.
Хозяйственно-финансовая деятельность «Тамерлан» характеризуется следующими данными:
Размер товарооборота предприятия достиг в 2012г. 3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2010г. на 18,5%. В товарообороте предприятия преобладающую долю занимают продовольственные товары. Так, в 2012 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции и др.
Предприятие «Тамерлан» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками. Всего от этих предприятий в 2012 году поступило в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,3% или на 513,0 млн. руб.
За 2012 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 млн. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса – 25 тонн, овощей – 7 тонн, муки – 146 тонн.
Средний срок реализации товаров в 2012 году составил 32 дня. По сравнению с 2010 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась на один день (2010 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в предприятии на начало и конец 2012 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 млн. руб., то на конец года - на 63,1 млн. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.
Упрощенный список продуктов, реализуемых предприятием приведен в таблице 1. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. В ресторане традиционно осуществляется торговля элитными сортами товаров.
Большое влияние на развитие
товарооборота предприятия
Таблица 1.
АССОРТИМЕНТ ПРОДУКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Наименование продукта |
Единицы измерения продуктов. |
Цены (в рублях) | |
Кофе |
Чашка |
600 | |
Кофе из свежемолотых зерен |
Чашка |
800 | |
Кофе «капуччино» |
Чашка |
2500 | |
Мороженное |
Порция |
От 800 | |
Коктейли молочные |
250г |
От 550 | |
Пирожные |
шт. |
От 200 | |
Бутерброды |
шт. |
От 250 | |
Горячие блюда |
порция |
От 1500 | |
Десертные блюда |
порция |
От 1200 | |
Вино |
бутылка |
От 7000 | |
Пиво |
бутылка |
От 650 | |
Окорочка гриль |
порция |
3500 | |
Салаты |
порция |
От 1500 | |
Фрукты |
250г. |
От 900 | |
Пельмени |
Порция |
От 1400 | |
Позы |
Порция (3 шт.) |
5000 | |
Пицца |
порция |
От 2400 | |
Суп |
250г. |
От 900 | |
Борщ |
250г. |
1000 | |
Шампанское |
бутылка |
От 6500 |
Эффективность использования
материально-технической базы предприятия
характеризуется объемом
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 24 часов. Средняя продолжительность рабочего дня составляет почти 16 часов. В 2012 году в результате простоя предприятия из-за ремонта и других причин продолжительность рабочего дня в предприятии снизилась на 0,1 часа, в результате чего потеряно товарооборота на сумму 23 млн. руб.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2013г., активы предприятия «Тамерлан» составили на конец года 442,9 млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб.
Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 млн. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 32,3 млн. руб.
2.2. Общий анализ показателей товарооборота.
Анализ розничного
Основным видом деятельности государственного предприятия «Горизонт» является общественное питание и мелкорозничная торговля продуктами питания. Развитие фактического товарооборота предприятия за последние четыре года характеризуется следующими данными:
Динамика товарооборота «Тамерлан»
за 2009-2012 гг.
Годы |
Фактический розничный товарооборот (млн. руб.) |
Цепные темпы роста товарооборота, % |
Базисные темпы роста товарооборота, % | |||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2009 |
1853,2 |
1853,2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2010 |
2141,5 |
1896,3 |
115,6 |
102,3 |
115,6 |
102,3 |
2011 |
2620,7 |
1911,8 |
122,4 |
100,8 |
141,4 |
103,2 |
2012 |
3105,2 |
1929,4 |
118,5 |
100,9 |
167,6 |
104,1 |
Данные таблиц показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота изменялись неодинаково: в 2010 году рост товарооборота составил 115,6% (увеличился по сравнению с прошлым годом на 15,6% в действующих ценах), в 2011 году – 122,4% (увеличился на 22,4%), а в 2012 году – 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом, но меньше, чем в 2011 году по сравнению с 2010 годом (средний индекс цен в 2010 году по отношению к 2009 г. составил 1,223 или в 2011 году – 1,204 или 120,4%, в 2002 году – 1,158 или 115,8%).
За четыре года розничный товарооборот предприятия возрос на 67,6% (в действующих ценах) или на 1252,0 млн. руб. (3105,2 – 1853,2). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 6,5%, что составило 139,7 млн. руб. (1992,9 – 1853,2), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 1112,3 млн. руб. (3105,2 – 1992,9).
По данным этих расчетов можно сказать, что около 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 1112,3 млн. руб.
За 1999-2002 гг. среднегодовой
темп роста товарооборота
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 6.)
Таблица 6.
Ритмичность развития розничного товарооборота ТЭУП «Горизонт»
по месяцам года.
Кварталы |
2011 год |
2012 год |
Отклонение в сумме (+, - ) |
2012 г. в % к 2011г. | ||
сумма, млн. руб. |
удельный вес, % |
сумма, млн. руб. |
удельный вес, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Январь |
202,1 |
33,1 |
228.2 |
32.0 |
+26,1 |
112,9 |
Февраль |
198,3 |
32,5 |
225,0 |
31,5 |
+26,7 |
113,5 |
Март |
210,4 |
34,4 |
260,8 |
36,5 |
+50,4 |
124,0 |
Итого за 1 кв, |
610,8 |
100,0 |
714,0 |
100,0 |
+103,2 |
116,9 |
Апрель |
220,9 |
33,7 |
243,3 |
31,5 |
+22,4 |
110,1 |
Май |
215,4 |
32,9 |
256,4 |
33,3 |
+41,0 |
119,0 1 |
Июнь |
218,9 |
33,4 |
270,8 |
35,2 |
+51,9 |
123,7 |
Итого за 2 кв. |
655,2 |
100,0 |
770,5 |
100,0 |
+115.3 |
117,6 |
Июль |
216,0 |
33,4 |
256,2 | |
33,3 |
+40,2 |
118.6 |
Август |
214,8 |
33,2 |
255,2 |
33,1 |
+40,4 |
118,8 |
Сентябрь |
216,5 |
33,4 |
258,7 |
33,6 |
+42,2 |
119.5 |
Итого за 3 кв. |
647,3 |
100,0 |
770,1 |
100,0 |
+122,8 |
119,0 |
Октябрь |
232,5 |
32,9 |
279,7 |
32,9 |
+47,2 |
120,3 |
Ноябрь |
229,0 |
32,4 |
270,8 |
31.8 |
+41,8 |
118,3 |
Декабрь |
229,0 |
32,4 |
270,8 |
31,8 |
+41,8 |
118,3 |
Итого за 4 кв. |
707,4 |
100,0 |
850,6 |
100,0 |
+143,2 |
120,2 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего за год |
2620,7 |
–– |
3105,2 |
–– |
+484,5 |
118,5 1 |
|
|
|
|
|
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота по месяцам еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте – 124,0%, за второй квартал – соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал – 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал – 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса потребителей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Анализ розничного
Розничный товарооборот «Тамерлан»
по товарным группам за 2011-2012 г.г.
Товарные группы |
2011 год |
2012 год |
2012г. в % к 2011г. | ||||||
сумма млн. руб. |
удельный вес, % |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в сопоставимых цепях ценах |
в действующих ценах | ||||
сумма млн. руб. |
удельный вес ,% |
сумма тыс. руб. |
удельный вес, % | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Мясо и птица |
372,1 |
14,2 |
447,0 |
14,4 |
376,2 |
14,0 |
120.1 |
101,2 | |
Колбасные изделия |
340,8 |
13,0 |
403,4 |
13,0 |
342,7 |
12,8 |
118,4 |
100,6 | |
Рыба |
76.1 |
2,9 |
90,3 |
2,9 |
77,3 |
2,8 |
118,7 |
101.6 | |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
97.0 |
3,7 |
114,9 |
3,2 |
98,8 |
3,2 |
118.5 |
101,9 | |
Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни |
214,8 |
8,2 |
248.7 |
8,0 |
212,2 |
7,9 |
115,8 |
98.8 | |
Пиццы |
68,2 |
2,6 |
80,9 |
2,6
|
69,8 |
2,6
|
118,6 |
102.3 | |
Табачные изделия |
81.3 |
3,1 |
99,3 |
3,2
|
84,0 |
3,2
|
122,1 |
103,3 | |
Кондитерские изделия |
157,3 |
6,0 |
186,8 |
6,0 |
160,5 |
5,9 |
118.8 |
102.0 | |
Пиво |
117,9 |
4,5 |
136,6 |
4,4 |
117,5 |
4.4 |
115,9 |
99,5 | |
Мороженое |
62,7 |
2,4 |
74,7 |
2,4 |
64,2 |
2.4 |
119,1 |
102,4 | |
Водка и ликероводочные изделия |
314,4 |
12,0 |
375,7 |
12,1 |
323,5 |
12,1 |
119.5 |
102,9 | |
Вина, шампанское, коньяк |
283,0 |
10,8 |
329,3 |
10.4 |
281,2 |
10,5 |
116.4 |
99,4 | |
Прочие продовольственные товары |
264,7 |
10,1 |
321,8 |
10,4 |
304,8 |
11,4 |
121,6 |
115,1 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Непродовольст-венные товары |
170,4 |
6,5 |
195,8 |
6,3 |
168,3 |
6,3 |
114,9 |
98,8 | |
Всего товаров |
2620,7 |
100,0 |
3105,2 |
100,0 |
2681,5 |
100,0 |
118,5 . „ |
102,3
|