Таможенная экспертиза рыбных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи:
1. Узнать что такое контрафакт и фальсификат.
2. На основе изучения теоретических аспектов товароведения и таможенной экспертизы рыбных товаров, изучить современное состояние рынка данного товара.
3. Изучить производство рыбы.
4. Рассмотреть спрос продукции на внешнеторговом и внутреннем рынках.
5. Разобраться в экспертизе рыбных товаров.
6. Так же надо выявить дальнейшие перспективы развития рынка продовольственной продукции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3

Фальсификат и контрафакт………………………………………….4

2. Производство рыбы……………………………………………………7

3. Рынок рыбного товара………………………………………………..10

4. Экспертиза рыбного товара………………………………………….22

Перспективы дальнейшего развития рынка рыбных товаров….25

Заключение……………………………………………………………..30

6. Список литературы……………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая по товароведению.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Рост розничных цен  происходил за счет роста оптовых  цен и торговых наценок. В среднем  торговые наценки возросли в 2003 г. по сравнению с 2001 г.: на мороженую рыбу – на 9%, на соленую и копченую на 20%. На рыбные консервы в целом отмечалось снижение торговой наценки – на 10%, однако, на отдельные виды консервов (“Сардина в масле”, “Осетр балык холодного копчения”) торговая наценка выросла до 35 и 64% соответственно. За исследуемый период соотношение оптовых и розничных цен продолжало оставаться необоснованно завышенным. В среднем по рыбным товарам оно составляет более 50%, а по отдельным видам рыбных товаров (особенно деликатесным) от 80 – до 95%.

Это связано в основном с тем, что большое число посредников  участвует в продвижении товаров  – с мест производств до потребителя, значительным повышение тарифов  на транспортировку, цен на топливо  и электроэнергию.

Региональный рынок рыбных товаров более гибко реагирует на цикличность и сезонность промысла различных видов гидробионтов. Так, в период проведения путины увеличивается как спрос, так и предложение на определенные виды рыб. В этот период увеличивается потребление охлажденной рыбы и сокращается потребление мороженой. Указанные факторы, определяют состояние и динамику оптовых и розничных цен на рынке рыбных товаров. [4]

Региональные аспекты  рынка рыбных товаров рассмотрены  на примере Дальневосточного, Северного  и Южного бассейнов, а также г. Москвы и Московской области.

На Дальнем Востоке, несмотря на значительный экспорт рыбных товаров, их предложение превышает  спрос. И это при том, что цены на рыбные товары в 2001-2003 гг. выросли  меньше по сравнению с другими  продуктами питания.

Наибольшим спросом  у населения Дальнего Востока  пользуются следующие виды свежемороженой продукции из наваги, камбалы, терпуга, минтая, сельди, лососевых, трески, корюшки, кальмара.

В отношении готовой  продукции покупательское предпочтение отдается следующим видам рыбных товаров: сельдь соленая, копченая, салаты из морской капусты и других морепродуктов.

За период 2001-2003 гг. на Дальневосточном бассейне оптовые  цены выросли в среднем на 13,5%.

При этом наблюдался стабильный прирост оптовых цен на рыбу сушено-вяленую, рыбные консервы и пресервы, который за три года составил 2%. Однако прирост оптовых цен на икру, включая лососевую, составил 40%, на товары из беспозвоночных – 24%. [14]

По копченой рыбе средний  прирост оптовых цен составил 16% (от 0% на филе кижуча холодного копчения до 45% на тихоокеанскую сельдь холодного копчения).

В группе товаров из беспозвоночных наибольший рост оптовых цен наблюдался на консервы “Краб в собственном  соку”, составивший в 2003 г. 65%, у остальных  товаров этой группы средний прирост цен был 7,5%.

Розничные цены на рыбные товары на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне выросли в среднем за три года на 15,2%. При этом резких колебаний  прироста по группам рыбных товаров  не наблюдалось (от 12% на рыбу копченую, соленую и рыбные консервы до 19% на икру и морепродукты).

По мороженой рыбе за рассматриваемый период резко  возросли розничные цены на чавычу (73%) – с 81 руб. за килограмм в 2001 г. до 140 руб. в 2003 г. Наибольший прирост  отмечался в 2003 г. (на 65%). Существенно увеличились розничные цены и на камбалу (на 52%), кету (на 50%), осетра (на 39%), по остальным видам прирост не превышал 20%.

По другим видам рыбных товаров 25%-й уровень прироста превысили  цены на семгу холодного копчения (33%), икру лососевую в банках 140 г и №6 (соответственно на 26 и 41%) и мороженые щупальца кальмара (на 48%).

Разница между розничной  и оптовой ценой на отдельные  виды рыбных товаров колебалась до 170%. Разброс цен и их несоответствие, большой разрыв оптовых и розничных  цен свидетельствует о том, что рынок рыбных товаров имеет все еще по преимуществу не регулируемый хаотичный характер, отражает несоответствие структуры спроса структуре предложения. Наценки в розничной торговле достигают порой огромных размеров - до 200%, а в среднем - 40-60%.

На Северном рыбопромышленном бассейне повышенным спросом пользуется продукция, производимая из свежей рыбы сезонного вылова: окунь, мойва, палтус горячего копчения, сельдь и скумбрия холодного копчения. [9]

 

Оптовые цены на мороженые  рыбные товары выросли за период с 2001 г. до 2003 г. в целом на 12%, причем темп их роста снижался. В основном оптовые цены на мороженые товары оставались стабильными. За рассматриваемый период прирост цен составил 55-69%: подорожали товары из мойвы на 46%, путассу, семги, форели – в среднем на 35%. Значительный прирост оптовой цены наблюдался на мороженое филе из лосося – на 60% (за три года цена увеличилась со 106 руб./кг до 170 руб./кг), цена на филе из трески за этот период возросла примерно на 30%.

На соленые товары прирост оптовых цен за исследуемый период составил 29%, по группе копченых товаров – в среднем на 24%. Причем значительный прирост цены по многим видам товаров произошел в 2003 г.: на мойву холодного копчения – на 13% (в 2002 г. – на 3%), окунь, палтус, сельдь, скумбрию холодного копчения – от 16 до 29% (в 2002 г. – от 3 до 7%). [11]

Незначительный рост цены наблюдался на рыбные консервы (средний  прирост цены составил 6%). Причем наибольший индекс роста оптовой цены произошел  по группе “консервы в масле” – 1,2. Розничные цены по сопоставимому ассортименту рыбных товаров были значительно выше оптовых.

По группе мороженых  товаров значительно увеличились  розничные цены на горбушу непотрошеную – на 82%, горбушу потрошеную –  на 63%, зубатку пеструю – 42%, пикшу без головы – на 45%. На филе окуня и палтуса – на 67% и 64% соответственно. Причем оптовые цены на филе из камбалы оставались стабильными, а на филе из окуня снизились на 14%.

Увеличение розничной  цены постоянно возрастало по всему  ассортименту мороженых товаров и колебалось на уровне 3-30%.

По группам “вяленые”  и “копченые” товары индекс роста  розничной цены составил 1,27 и 1,35 соответственно. В 1,5 и 1,6 раза за анализируемый период в розничной торговле подорожала соответственно мойва и скумбрия соленые. Почти в 2 раза увеличилась цена на палтус холодного копчения (с 170 руб./кг до 318 руб./кг).

В среднем, рыбные консервы в розничной торговле за 2001-2003 гг. подорожали на 15%. В группе “консервы  натуральные” значительный прирост  цен наблюдался на печень из трески – на 40% и сардины – на 30%. В группе “консервы в масле” почти в 2 раза подорожали консервы из копченой путассу.

Результаты анализа  состояния рынка рыбных товаров  на Южном бассейне показали, что  цены на рыбные товары за период с 2001 г. по 2003 г. продолжали расти. [11]

Оптовые цены росли в  течение трех лет и за период с 2001 г. по 2003 г. по всему ассортименту рыбных товаров увеличились на 15%, в том числе: на мороженые –  на 14%, соленые – на 20%, копченые и  вяленые – на 26%, консервы – на 9%.

По соленым рыбным товарам индекс изменения оптовых  цен составил 1,13, в том числе: на горбушу потр. с/г – 1,07, кильку – 1,28, мойву– 1,21, сельдь – 1,21, хамсу азовскую – 1,9.

Индекс изменения оптовых  цен на копченые и вяленые товары в 2003 г. по сравнению с 2001 г. составил 1,28, в том числе: на горбушу х/к – 1,16, мойву х/к – 1,3, лещ х/к, вял. – 1,34, рыбец вял. – 1,43 и т. д. [10]

Оптовые цены на рыбные консервы за рассматриваемый период увеличились  на 9%, а вот розничные цены оставались стабильными.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. розничные цены по сопоставимому  ассортименту увеличились в целом  на 15%, в том числе на живую и  охлажденную рыбу – на 35%, мороженую  – на 14%, соленую – на 18%, копченую и вяленую – на 21%, консервы –  на 5%.

В группе мороженых товаров за три года цены увеличились практически по всему ассортименту: на горбушу – на 23%, камбалу с/г – на 57%, кильку – на 75%, мойву – на 30%, навагу с/г – на 43%, на путассу – на 60% и т. д. В целом по мороженым рыбным товарам индекс роста розничных цен составил 1,26.

По соленым рыбным товарам индекс изменения розничных  цен определился на уровне 1,22, в  том числе: по сельди – 1,22, горбуше  потрошеной с/г – 1,18, кильке – 1,12, мойве  – 1,21, скумбрии с/г – 1,43, хамсе азовской – 1,6. [7]

Значительно увеличились розничные цены на копченые и вяленые рыбные товары, изготовленные из рыб местных водоемов: на леща х/к, вял.– на 67%, рыбца вял. – на 70%, толстолобика х/к, кус. – на 63%, тарани вял. цены увеличились более чем в 2 раза, плотву вял., х/к рост цен составил 138%.

На деликатесные продукты и икру розничная цена за три года возросла на 50% и 43% соответственно.

В группе рыбных консервов  общий индекс изменения розничных  цен составил 1,04. За рассматриваемый  период цены на консервы оставались стабильными.

Общий индекс изменения  розничных цен на рыбные товары предприятий  Южного бассейна за период 2001-2003 гг. составил 1,25.

Анализ соотношения  розничных и оптовых цен на рыбные товары на Южном бассейне показал, что между ними наблюдался значительный разрыв. Так, по группе мороженых товаров – до 30%, соленых – до 80%, копченых и вяленых – до 30%, консервам – до 40%. [3]

Рынок рыбных товаров  г. Москвы и Московской области является одним из самых значительных по объему продаж и ассортименту рыбных товаров. На нем представлены отечественные рыбные товары предприятий всех регионов страны, включая внутренние водоемы, а также широкий ассортимент импортных рыбных товаров.

Всего к продаже предлагалось более 200 наименований рыбных товаров  обширного ассортимента.

Предприятия розничной  торговли Московского региона осуществляли закупку рыбных товаров главным  образом у оптовиков-посредников, имеющих холодильники в Москве и  области с соответствующей доплатой за транспортные услуги, а также  длительное хранение в холодильных камерах. С одной стороны, это значительно повышало цены на рыбные товары, а с другой стороны, обеспечивало на рынке постоянный широкий ассортимент (даже в межсезонный период промысла). Высокие торговые надбавки к цене в оптовом и розничном звеньях обеспечивали высокий уровень прибыли в торговых организациях. [4]

Существенно выросли  среднегодовые оптовые цены за три  года на рыбу копченую (на 58%), балычные товары (на 53%), товары в вакуумной  упаковке (на 43%), рыбу мороженую (на 36%).

В составе мороженых и охлажденных товаров в рассматриваемый период наибольший рост оптовых цен наблюдался на товары из салаки (в 2 раза), камбалы (более чем в 1,8 раза), наваги и осетра (в 1,7 раза), судака, палтуса (почти в 1,6 раза). На остальные виды мороженой рыбы рост цен колебался от 19 до 30%.

По рыбе соленой наиболее высокий рост оптовых цен имели  слабосоленые продукты из кеты.

Из группы копченых товаров  только цены на лещ холодного копчения увеличились более чем в 2 раза, по остальным видам, включая балычные изделия, цены имели стабильный рост, также как и на рыбные консервы.

Из проведенного анализа  следует, что московский рынок рыбных товаров является самым дорогим. Средний уровень цен как оптовых, так и розничных значительно  выше среднего уровня цен в целом  по стране. Так, в оптовом звене цены превышали примерно на 30%, розничные – на 50%. По таким группам рыбных товаров, как рыба копченая, соленая, деликатесные товары и икра розничные цены в ряде случаев превышали уровень средних цен по стране на 70%. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний рынок 

Внешняя торговля России рыбными товарами охватывает несколько  сотен позиций Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разные категории товаропроизводителей и экспортеров, различные региональные рынки мира. При этом используются различные внешнеторговые технологии как применительно к товарам, проходящим через таможню, так и реализуемым за пределами таможенной границы в открытом море, что обусловливает специфику нормативно-правовой базы по регулированию соответствующей внешнеторговой деятельности и др. [5]

Доля России в мировой  торговле по экспорту сохраняется на уровне 5%. Пик российского экспорта (6,7%) приходится на 1996 г.

Удельный вес в общем  мировом импорте в первые годы перестройки был незначительный (около 1%), но перейдя максимальное значение в 1997 г. (3,3%) последние 5 лет сохранился на одном уровне около 2,5%.

Внешнеторговый оборот России в 2003 году составил 2077,6 млн. дол. США и по сравнению с 2002 годом (1885,3) вырос на 10,2%, в том числе  экспорт – 1488,5 млн. дол. США (рост – 4,3%), импорт – 589,1 млн. дол. США (рост – 28,6%). [14]

Сальдо торгового баланса  рыбными товарами в 2003 г. сложилось  положительное в размере 899,3 млн. дол. США, но по сравнению с прошлым  годом сократилось на 70,0 млн. дол. США (сальдо 2002 г. 969,3 млн. дол. США), а по сравнению с 1993 г. этот показатель сократился на 553 млн. дол. США.

В 2003 г. общий объем  импорта составил 832,7 тыс. т. и 589,1 млн. дол. США и по сравнению с 1992 г. (54 тыс. т.) вырос в 15 раз или на 778 тыс. т., – в основном за счет пищевой рыба продукции. Рост объемов ввоза пищевой рыба продукции продолжался вплоть до 1997 г. – 717,1 тыс. тонн, в 1998 – 1999 гг. наметилось некоторое снижение до 545,8 и 454,3 тыс. т. соответственно, затем рост объемов ввоза возобновился и к 2003 г. составил 712,1 тыс. т. [15]

Статистические данные о внешней торговле России рыбными  товарами в 2003 г. подтверждают продолжающие увеличение ввоза в страну мороженой  рыбы с 2,2 тыс. т (1991 г.) до 494,7 тыс. т (2003 г). В основном в страну ввозились такие виды рыб как: сельдь (199,2 тыс. т), скумбрия (108,8 тыс. т), сардины, сардинелла, килька, шпрот (35,4 тыс. т.), лососевые (форель и семга – 35,4 тыс. т), мерлуза (8,7 тыс. т). Основными странами поставщиками мороженой рыбы являлись: Норвегия (258,8 тыс. тонн), Великобритания (63 тыс. тонн), Мавритания (38,4 тыс. тонн), Литва (28,2 тыс. т), Казахстан (20 тыс. т), Латвия (11,1 тыс. т).

Наряду с мороженой  рыбой Россия импортировала и  высокотехнологические товары: филе рыбное – 55,4 тыс. т. на сумму 50,8 млн. долл. США, что составило 7,8 и 9,8% от пищевой продукции, рыбные консервы – 86,0 тыс. т. на сумму 95,5 млн. долл. США, что составило 12,1 и 18,4% от пищевой продукции. Следует отметить значительное неравномерное по годам увеличение импорта филе рыбного с 0,09 тыс. т. в 1992 г. до 55 тыс. т. в 2003 г.

Информация о работе Таможенная экспертиза рыбных товаров