Артроз тазобедренного сустава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Термин «артроз тазобедренного сустава» используется для обозначения множества нарушений в области таза. Заболевание может развиться под влиянием множества самых различных факторов, которые повреждают хрящевую ткань, что в дальнейшем может стать причиной разрушения костей или других тканей.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский  государственный индустриальный университет 

(ФГБОУ  МГИУ)

 

Кафедра управления персоналом

 

Реферат

 

по дисциплине: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

на тему: «АРТРОЗ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА»

 

Группа 1252

Студент                                                                                                                    Кучина Я.Д.

Оценка работы                                      _____

                                                                                                                                   Дата «__» _________

Преподаватель                                                                                                    Попков А.И.

 

 

 

МОСКВА 2012

 

 

 

Артроз тазобедренного сустава.

Причины заболевания.

Термин «артроз тазобедренного сустава» используется для обозначения  множества нарушений в области  таза. Заболевание может развиться  под влиянием множества самых  различных факторов, которые повреждают хрящевую ткань, что в дальнейшем может стать причиной разрушения костей или других тканей.

  • Травмы. Это может быть не только одно крупное поражение – в большинстве случаев на развитие артроза влияют хронические микротравмы, которые способствуют истончению и растрескиванию хряща, могут повлиять на надрыв суставной капсулы и, таким образом, приводят к накоплению целого ряда различных повреждений. Часто повторяющиеся микротравмы становятся предтечей возникновения артроза тазобедренного сустава.
  • Нерациональная избыточная физическая нагрузка. Часто дегенеративные процессы начинают развиваться в том случае, если сустав подвергается избыточной нагрузке, особенно в тех случаях, когда существуют какие-то предрасполагающие к развитию заболевания факторы.
  • Генетическая предрасположенность. Как правило, по наследству передается не само заболевание, а особенности строения хрящевой ткани, обмена веществ, какие-то аномалии в развитии сустава или костной ткани. В сочетании с другими негативными факторами, это может повлиять на развитие артроза тазобедренного сустава в большей степени, чем у других.
  • Заболевания. Некоторые заболевания, например, артрит, при отсутствии адекватного лечения могут со временем перерождаться в артроз. Это связано с тем, что при артрите (воспалении сустава) происходит изменение свойств хрящевой ткани, нарушается кровообращение. Все это постепенно приводит к началу развития дегенеративного процесса в суставе.
  • Избыточный вес. Нагрузка на суставы при лишнем весе существенно возрастает, что значительно увеличивает риск развития артроза тазобедренного сустава – особенно в пожилом возрасте, когда происходит естественное истончение хрящевой ткани.
  • Другими обстоятельствами, способствующими возникновению артроза коленных и тазобедренных суставов, являются сахарный диабет, остеопороз, некоторые гормональные изменения в организме и отдельные нарушения обмена веществ.

 

 

 

Физиологические изменения в организме.

Вне зависимости от причины, различают 3 стадии артроза и его  влияние на организм. При первой или начальной стадии артроза нет выраженных морфологических нарушений тканей сустава. Изменения относятся только к функции синовиальной оболочки, к биохимическому составу синовиальной жидкости, которая за счёт диффузии питает хрящ и мениски сустава. Сустав теряет способность противостоять привычной для него нагрузке, и перегрузка сустава сопровождается воспалениеми болевым синдромом.

Во второй стадии заболевания  мы видим начинающееся разрушение суставного хряща и менисков. Кость реагирует на нагрузку суставной площадки краевыми разрастаниями — остеофитами.

Вторая стадия неизбежно  переходит в третью — стадия тяжелого артроза. Её признаки —связок выраженная костная деформация опорной площадки сустава, которая изменяет ось конечности. Несостоятельность, укорочение  сустава приводит к патологической подвижности сустава или в сочетании с жесткостью суставной сумки — к резкому ограничению естественных движений — контрактур. Хроническое воспаление и хронический болевой синдром обычно сопровождают 2 и 3 стадию.

В начальной стадии заболевания мышцы, которые осуществляют движения в суставе, ослаблены, но, в общем, не изменены. Во второй стадии наблюдается нарушение функции мышц за счёт нарушения рефлекторной нейро-трофической регуляции. В третьей стадии заболевания нагружение сустава и двигательная активность резко нарушается, в связи с контрактурами и нарушением оси конечности изменяется амплитуда сокращения мышцы, изменяются нормальные точки прикрепления мышечно-сухожильного комплекса. Это сопровождается укорочением или растяжением мышцы, снижением способности к полноценному сокращению. Трофические нарушения при заболевании сустава касаются не только мышц, но и всех тканей конечности.

 

ЛФК.

Упражнения при  начальных стадиях коксартроза

Если поражения тазобедренного сустава еще не очень значительны, то можно рекомендовать следующий  комплекс упражнений при коксартрозе.

  1. Лежа на спине, максимально согните ногу в коленном суставе, затем вытяните ее.
  2. Лежа на спине, обхватите двумя руками ногу под коленом и подтяните как можно ближе к животу, вторую вытянутую ногу прижмите к полу.
  3. Лежа на спине, согните ногу, противоположной рукой придержите ногу в таком положении.
  4. Лежа на спине, согните ноги в коленях, подошвы плотно прижаты к полу. Напрягите ягодицы и поднимите таз как можно выше.
  5. Лежа на животе, согните ногу в колене под прямым углом и поднимите ее над полом.
  6. Лежа на боку, обопритесь на локоть и ладонь противоположной руки. Вытянутую ногу поднимите вверх, подошва должна быть под прямым углом к голени. Если упражнение дается легко, можно воспользоваться эластичной лентой, завязанной вокруг щиколотки, или грузом в 1-2 кг.
  7. Сидя на стуле с плотно прижатыми к полу ступнями, соедините колени и ступни и разверните пятки как можно сильнее кнаружи.
  8. Сидя на стуле с плотно прижатыми к полу ступнями, зажмите между коленями мяч или подушку и сдавите.
  9. Полежите некоторое время на животе с вытянутыми ногами.

Начните с выполнения каждого  движения от 3 до 5 раз, постепенно доведите число повторений до 10. Уделите особое внимание упражнению, которое вызывает у вас наибольшие трудности. Фиксируйте конечную позу на пару секунд. Между  упражнениями расслабляйтесь. Выполнение упражнений может сопровождаться легкой болезненностью (но не сильной).

Во время упражнений не задерживайте дыхание, дышите свободно.

Внимание! Если при выполнении упражнений наблюдаются заметные болезненные  ощущения - этот комплекс применять  нельзя! В более тяжелых случаях  коксартроза рекомендуется следующий  комплекс упражнений.

Упражнения при  тяжелых формах коксартроза

Этот комплекс упражнений при коксартроза основан на методике В.Д. Гитта.

Упражнение при коксартрозе №1

Выполнять лучше на полу, предварительно постелив коврик или  одеяло, но можно и на диване.

Нужно лечь на живот, положить руки под голову или вытянуть их вдоль тела. Под стопы можно  положить небольшую подушечку или  валик. Максимально расслабьтесь. Перекатываясь  на животе, слегка покачивайте бедрами  вправо-влево. Амплитуда движений не должна превышать 2-3 см. Не напрягайте мышцы, не пытайтесь приподнимать таз. Если почувствуете малейшую боль, сократите  амплитуду движений и постарайтесь расслабиться; опытным путем определите наиболее подходящее расстояние между  пятками.

Это упражнение при коксартрозе выполняется 3 раза в день по 10 минут (до еды). Особо слабым больным следует начинать с 3-5 минут 2 раза в день и постепенно доводить его выполнение до полной программы. Вращательные движения способствуют улучшению питания тазобедренных суставов. Но людям, долгое время находившимся без нормальной двигательной нагрузки, даже такое простое упражнение порой трудно выполнить правильно. Поэтому вначале желательно делать его под внешним контролем или пассивно, с помощью оператора.

Благотворное воздействие  упражнения не ограничивается суставами. Его выполнение способствует улучшению  перистальтики кишечника, при этом массируются печень, желчный пузырь, желудок, поджелудочная железа и  другие органы. У грузных людей  подтягивается живот, уменьшается  объем талии и снижается аппетит. Часто облегчается течение диабета.

Если колени больны и отечны, в них возможны болевые ощущения. В этом случае необходимо подкладывать под колени что-нибудь мягкое.

Упражнение можно выполнять  даже при самых тяжелых формах заболевания, потому что мышцы ног  не задействованы, а движение в суставе  пассивно.

Упражнение при  коксартрозе №2

Выполняется лежа (полулежа) на спине.

Вытяните и немного  расставьте ноги, поочередно поворачивая  их наружу и внутрь. Амплитуда движений крайне незначительна - не более 0,5-1 см. Под колени желательно положить небольшую  подушечку.

При болевых ощущениях  необходимо уменьшить амплитуду  движений, изменить ширину разведения ног и максимально расслабиться.

Упражнение понравится лежебокам, потому что во время его выполнения можно читать, смотреть телевизор, беседовать.

 

Самоконтроль  при выполнении физических упражнений.

Для наблюдения за состоянием здоровья и оценки влияния систематических  занятий физкультурой необходим  врачебный контроль. Вам следует  периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Kроме того, вы можете самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок. Главный принцип при  занятии физкультурой — не навреди! В этой связи мы рекомендуем обратить внимание на следующее.

Самочувствие после занятий  физической культурой должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии состояния комфортности (вялость, сонливость, раздражительность, сильные мышечные боли, нет желания  тренироваться) занятия надо прекратить.

Сон при систематических  занятиях физическими упражнениями, как правило, хороший, с быстрым  засыпанием и бодрым состоянием после  него. Если же после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и  это повторяется после каждого  занятия), то следует считать, что  применяемые нагрузки не соответствуют  физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных  физических нагрузок должен быть также  хорошим. Сразу после занятий  обычно не рекомендуется принимать  пищу, лучше выждать 30—60 мин; для  утоления жажды (особенно летом) следует  выпить стакан минеральной воды или  чая.

Вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной  клетки, возраста, пола, профессии, особенностей питания. С возрастом он увеличивается  за счет отложения жира в области  живота, груди, шеи. Не случайно же народная мудрость гласит: «Толстеть — значит стареть». Постоянно следить за весом  тела при занятиях физкультурой так  же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления: показатели массы тела являются одним  из признаков тренированности.

 

 

 

 

 

Дидактические принципы.

Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические  принципы организации педагогического  процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным  рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две  группы: одна отражает мировоззренческую  сторону процесса обучения-учения, другая – процессуально-техническую.  
Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие: 

  • принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания; 
  • принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; 
  • принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков; 
  • принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.  
    На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учеников. 

 

Список литературы:

  • «Физическая реабилитация» Попов С.Н.;
  • Физическое воспитание в вузе Гилев Г.А

Информация о работе Артроз тазобедренного сустава