Базовая физическая культура. Развитие физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:37, доклад

Описание работы

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Содержание работы

- Введение

- Глава 1. Базовая физическая культура.

Школьная физическая культура.

Пролонгирующая физическая культура.

1.2.1 Секционные занятия.

- Глава 2. Основные физические качества и их развитие.

- Список литературы.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Доклад по физической культуре на тему:

Базовая физическая культура. Развитие физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

 

Оглавление:

 
- Введение

 

- Глава  1. Базовая физическая культура.

 

    1. Школьная физическая культура.

 

    1. Пролонгирующая физическая культура.

 

1.2.1 Секционные  занятия.

 

- Глава  2. Основные физические качества и их развитие.

 

- Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

 

Базовая физическая культура.

 К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования -воспитание подрастающих поколений, выраженное в качестве одной из основных школьных дисциплин. Соответственно основную форму базовой физической культуры называют нередко «школьная физическая культура».

Во многих странах она  является обязательным учебным предметом  общеобразовательной школы и  других учебно-воспитательных учреждений. Её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, а именно сформировать широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Также она должна обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними способностей, оптимизировать состояние здоровья, гарантировать базовый уровень общей физической подготовленности как фундаментальную предпосылку последующей жизнедеятельности, и в частности «базу» спортивной специализации.

Специфические функции базовой физической культуры выражаются, прежде всего, в том, что она служит фактором базового физического образования, разностороннего физического развития, широкой общей физической подготовки.

 

 

Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Их особенности определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специальной подготовки к ней, в зависимости от конкретных требований и условий профессии. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой.

К виду оздоровительной физической культуры относятся лечебная физкультура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функциональных возможностей организма.

Таким образом, физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Понятие «физическое образование» впервые было раскрыто на научной  основе в трудах П.Ф. Лигафта (1837-1909), создателя учения о физическом образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Базовая физическая культура.

1.1 Школьная физическая культура.

 

К школьному возрасту относятся  дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. Этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.

В нашей стране сложилась научно обоснованная система физического  воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего  поколения. Основой этой системы  является обязательный курс физического  воспитания, осуществляемый по государственной  программе. Он сочетается с многообразными формами использования физической культуры в режиме учебного дня и  домашнего быта, а также с регулярными  занятиями по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры спортивных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных  учреждениях.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:

  • Создаётся прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими специальностями.
  • Обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и как следствие этого – достижение высокой успеваемости в учебных знаниях, в последствие – эффективность общественно полезной деятельности.
  • Рационально используется досуг, в котором элементы физической культуры всё шире внедряются в повседневный быт учащихся, содействуя углубления процесса физического совершенствования, формирования привычки к занятиям физическими упражнениями и стойкой потребности в них, широкому приобщению к доступным формам физкультурной деятельности.
  • Последовательно повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно то обстоятельство, что система использования средств  физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 11-12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортивной подготовленности. Всё это становится фундаментом дальнейшего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций  организма в определённой степени  зависит от условий жизни и  характера деятельности, в частности от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.

Многообразной процесс направленного  использования физической культуры в школьном возрасте должен строиться, и осуществляется на основе социальных принципов физической культуры. Исходя из них, а также на основе методических принципов и специфической направленности физического воспитания на подготовку к бытовой, трудовой, военной и  физкультурной деятельности, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся определяет конкретные задачи физкультурных занятий, подбираются  соответствующие средства и методы.

Важнейшими задачами формирования, гармонического развития растущего  организма и укрепления здоровья по средствам направленного использования  физической культуры в школьном возрасте являются: закаливание организма  учащихся, нормализация веса, формирования у них правильной осанки, а так  же целенаправленное обучение двигательным действиям, развитие физических способностей.

 

 

 

1.2 Пролонгирующая физическая культура.

 

Физическая  культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового  образа жизни, во многом определяет поведение  человека в труде, учёбе, быту, обучении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных  задач. К сожалению, значительная часть  молодёжи не получает достаточного образования  в сфере физической культуры, у  неё не формируется потребность  в регулярных занятиях физическими  упражнениями, спортом. Уровень физической подготовленности молодёжи не способствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности.

С помощью  регулярных занятий в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных  группах должны улучшиться здоровье детей, их физическая подготовленность, организуется досуг по спортивным интересам. В сочетании с уроками физической культуры, внутри школьными физкультурно-спортивными  мероприятия занятия в клубе  помогут увеличить еженедельный объём двигательной активности.

1.2.1 Секционные занятия.

В нашей стране функционирует широкая сеть специальных  учреждений, государственных и общественных организаций, обеспечивающих внешкольную  работу по физическому воспитанию детей, подростков и юношества. Такую работу непосредственно осуществляет детско-юношеские  спортивные школы (ДЮШС), спортивные и  другие секции системы ДСО, общественный физкультурный актив и штатные  работники крупных спортивных и  туристических баз, а также ряд  других государственных учреждений и общественных организаций. Детско-юношеские  спортивные школы в единстве с  реализацией общих задач всестороннего  воспитания осуществляют подготовку юных спортсменов высокой квалификации, а также готовят их к выполнению функций инструкторов-общественников и судей в организации спортивно-массовой работы.

Аналогично  в основном строят свою работу специализированные ДЮШС; центральные детско-юношеские  секции ДСО и детско-юношеские  отделения школ высшего спортивного  мастерства (ШВСМ) при комитетах  по физической культуре и спорту и  других учреждениях.

Секции общей физической подготовки, как одна из основных форм организации  физического воспитания населения, возникли еще в первые годы развития советского физкультурного движения.

 

Глава 2. Основные физические качества и их развитие.

 

Основные физические, или, как их ещё называют, двигательные, качества — это:

  • ловкость
  • быстрота
  • сила
  • выносливость
  • гибкость

Они являются итогом сложных  перестроек организма, обусловленных  возрастом, индивидуальными особенностями, образом жизни.

Увеличение силы определяется приростом  мышечной массы, быстроты — улучшением проведения нервных импульсов, выносливости — совершенствованием координации  работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением сердечной мышцы.

Для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий человеку необходим определённый уровень развития физических качеств. Этот уровень может быть оптимальным  только при условии гармоничного развития физических качеств с учётом возраста.

 

Ловкость.

Л о в к о с т ь - это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.

Развитие ловкости состоит, во-первых, в развитии способности  осваивать координационно сложные  двигательные действия и, во-вторых, в  развитии способности перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Следовательно, основной путь развития ловкости - овладение разнообразными сложно координированными двигательными  действиями.

 

Наибольшее распространение  в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:

• выполнение движений из необычных  исходных положений;

• изменение скорости или  темпа движений;

• зеркальное выполнение движений;

• изменение способов выполнения упражнения;

• усложнение упражнения дополнительными  движениями;

• изменение пространственных границ, в которых выполняется  упражнение;

• изменение характера  противодействия партнёров при  выполнении парных или групповых  упражнений и др.

В процессе развития ловкости необходимо всегда помнить, что  упражнения, направленные на её развитие довольно быстро приводят к значительному  утомлению. В то же время, их выполнение в условиях утомления малоэффективно. Поэтому при целенаправленном воздействии  на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для  полного восстановления.

 

Быстрота.

 

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Быстрота движений обусловливается  в первую очередь соответствующей  деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий  быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции  с большой эффективностью используются различные методы:

- метод многократного  повторения скоростных упражнений  с предельной и околопредельной интенсивностью;

- игровой метод (дает  возможность комплексного развития  скоростных качеств, поскольку  имеет место воздействие на  скорость двигательной реакции,  на быстроту движений и другие  действия, связанные с оперативным  мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная  борьба, спортивные игры.

 

 

Сила.

 
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу:

- абсолютная сила - суммарная  сила всех мышечных групп, участвующих  в конкретном движении.

- относительная сила - проявление  абсолютной силы в пересчете  на кг веса человека.

Средствами развития силы мышц являются различные несложные  по структуре общеразвивающие силовые  упражнения, среди которых можно  выделить три основных вида:

- упражнения с внешним  сопротивлением (упражнения с тяжестями,  на тренажерах, упражнения с сопротивлением  партнера,

- упражнения с сопротивлением  внешней среды: бег в гору, по  песку, в воде и т.д.);

- упражнения с преодолением  веса собственного тела (гимнастические  силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

Информация о работе Базовая физическая культура. Развитие физических качеств