Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:37, доклад
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
- Введение
- Глава 1. Базовая физическая культура.
Школьная физическая культура.
Пролонгирующая физическая культура.
1.2.1 Секционные занятия.
- Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
- Список литературы.
Доклад по физической культуре на тему:
Базовая физическая культура. Развитие физических качеств.
2013 г.
Оглавление:
- Введение
- Глава 1. Базовая физическая культура.
1.2.1 Секционные занятия.
- Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
- Список литературы.
Введение.
Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.
Базовая физическая культура.
К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования -воспитание подрастающих поколений, выраженное в качестве одной из основных школьных дисциплин. Соответственно основную форму базовой физической культуры называют нередко «школьная физическая культура».
Во многих странах она является обязательным учебным предметом общеобразовательной школы и других учебно-воспитательных учреждений. Её применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования, а именно сформировать широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Также она должна обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними способностей, оптимизировать состояние здоровья, гарантировать базовый уровень общей физической подготовленности как фундаментальную предпосылку последующей жизнедеятельности, и в частности «базу» спортивной специализации.
Специфические функции базовой физической культуры выражаются, прежде всего, в том, что она служит фактором базового физического образования, разностороннего физического развития, широкой общей физической подготовки.
Прикладная физическая культура делится на профессионально-прикладную и военно-прикладную. Их особенности определяются непосредственным включением в сферу профессиональной деятельности, а также в систему специальной подготовки к ней, в зависимости от конкретных требований и условий профессии. Прикладные виды физической культуры самым тесным образом связаны с базовой физической культурой.
К виду оздоровительной физической культуры относятся лечебная физкультура, цель которой состоит в содействии восстановлению временно утраченных функциональных возможностей организма.
Таким образом, физическая культура составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Понятие «физическое образование» впервые было раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лигафта (1837-1909), создателя учения о физическом образовании.
Глава 1. Базовая физическая культура.
1.1 Школьная физическая культура.
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. Этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший.
В нашей стране сложилась научно
обоснованная система физического
воспитания, рассчитанная на приобщение
к физической культуре всего подрастающего
поколения. Основой этой системы
является обязательный курс физического
воспитания, осуществляемый по государственной
программе. Он сочетается с многообразными
формами использования
Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:
Исключительно важно то обстоятельство,
что система использования
Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определённой степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.
Многообразной процесс направленного
использования физической культуры
в школьном возрасте должен строиться,
и осуществляется на основе социальных
принципов физической культуры. Исходя
из них, а также на основе методических
принципов и специфической
Важнейшими задачами формирования,
гармонического развития растущего
организма и укрепления здоровья
по средствам направленного
1.2 Пролонгирующая физическая
Физическая
культура, являясь одной из граней
общей культуры человека, его здорового
образа жизни, во многом определяет поведение
человека в труде, учёбе, быту, обучении,
способствует решению социально-
С помощью
регулярных занятий в спортивных
секциях и физкультурно-
1.2.1 Секционные занятия.
В нашей стране
функционирует широкая сеть специальных
учреждений, государственных и общественных
организаций, обеспечивающих внешкольную
работу по физическому воспитанию детей,
подростков и юношества. Такую работу
непосредственно осуществляет детско-юношеские
спортивные школы (ДЮШС), спортивные и
другие секции системы ДСО, общественный
физкультурный актив и штатные
работники крупных спортивных и
туристических баз, а также ряд
других государственных учреждений
и общественных организаций. Детско-юношеские
спортивные школы в единстве с
реализацией общих задач
Аналогично в основном строят свою работу специализированные ДЮШС; центральные детско-юношеские секции ДСО и детско-юношеские отделения школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) при комитетах по физической культуре и спорту и других учреждениях.
Секции общей физической подготовки, как одна из основных форм организации физического воспитания населения, возникли еще в первые годы развития советского физкультурного движения.
Глава 2. Основные физические качества и их развитие.
Основные физические, или, как их ещё называют, двигательные, качества — это:
Они являются итогом сложных перестроек организма, обусловленных возрастом, индивидуальными особенностями, образом жизни.
Увеличение силы определяется приростом мышечной массы, быстроты — улучшением проведения нервных импульсов, выносливости — совершенствованием координации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением сердечной мышцы.
Для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий человеку необходим определённый уровень развития физических качеств. Этот уровень может быть оптимальным только при условии гармоничного развития физических качеств с учётом возраста.
Ловкость.
Л о в к о с т ь - это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.
Развитие ловкости состоит,
во-первых, в развитии способности
осваивать координационно сложные
двигательные действия и, во-вторых, в
развитии способности перестраивать
двигательную деятельность в соответствии
с требованиями меняющейся обстановки.
Следовательно, основной путь развития
ловкости - овладение разнообразными
сложно координированными
Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приёмы:
• выполнение движений из необычных исходных положений;
• изменение скорости или темпа движений;
• зеркальное выполнение движений;
• изменение способов выполнения упражнения;
• усложнение упражнения дополнительными движениями;
• изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
• изменение характера противодействия партнёров при выполнении парных или групповых упражнений и др.
В процессе развития ловкости необходимо всегда помнить, что упражнения, направленные на её развитие довольно быстро приводят к значительному утомлению. В то же время, их выполнение в условиях утомления малоэффективно. Поэтому при целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления.
Быстрота.
Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
- метод многократного
повторения скоростных
- игровой метод (дает
возможность комплексного
Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.
Сила.
Сила - способность преодолевать
внешнее сопротивление или противостоять
ему посредством мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную
силу:
- абсолютная сила - суммарная
сила всех мышечных групп,
- относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека.
Средствами развития силы
мышц являются различные несложные
по структуре общеразвивающие
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
- упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
- упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
Информация о работе Базовая физическая культура. Развитие физических качеств