Динамика изменений общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Педагогический процесс, направленный на воспитание общей работоспособности детей 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Предмет исследования: Особенности методики развития общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет.
Теоретическая значимость: Результаты исследования помогут выявить наиболее работоспособного игрока в данной команде.
Практическая значимость: полученные данные помогут внести коррекцию в учебно-тренировочный процесс.

Содержание работы

Введение
Глава I. Обзор литературных источников……………………………………….3
1.1 Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся волейболом……………………………………………………………….……..…5
1.2 Характеристика проявления выносливости в спортивной деятельности волейболиста………………………………………………………………………7
1.3 Характеристика сенситивного периода для развития выносливости........10
1.4 Анатомо-физиологические особенности волейболистов 13-14 лет…..….12
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования…………………………………………………....….16
2.1.1 Анализ научно-методической литературы…………………………....…16
2.1.2 Педагогическое наблюдение……………………………………….….….17
2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………….…….17
2.1.4 Педагогическое тестирование……………………………………….…....18
2.1.5 Методы математической статистики………………………………….….18
2.2 Организация исследования…………………………………………….…....18
Глава III. Результаты исследования
Выводы……………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 1.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П. Ф. ЛЕСГАФТА,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

 

 

 

Кафедра теории и методики спортивных игр

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Динамика изменений общей работоспособности  у волейболистов 13-14 лет

 

 

 

 

                                      Исполнитель:

                                                             студент 4 курса 402 группы

                           Калугин Б.В.

 

 

 

 

 

Защищена:

На оценку

Зав.кафедрой

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  2013

Оглавление

Введение

Глава I. Обзор литературных источников……………………………………….3

1.1 Характеристика двигательной  деятельности учащихся, занимающихся  волейболом……………………………………………………………….……..…5

1.2 Характеристика проявления  выносливости в спортивной деятельности  волейболиста………………………………………………………………………7

1.3 Характеристика сенситивного периода для развития выносливости........10

1.4 Анатомо-физиологические  особенности волейболистов 13-14 лет…..….12

Глава II. Методы и организация  исследования

2.1 Методы исследования…………………………………………………....….16

2.1.1 Анализ научно-методической  литературы…………………………....…16

2.1.2 Педагогическое наблюдение……………………………………….….….17

2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………….…….17

2.1.4 Педагогическое тестирование……………………………………….…....18

2.1.5 Методы математической статистики………………………………….….18

2.2 Организация исследования…………………………………………….…....18

Глава III. Результаты исследования

Выводы……………………………………………………………………….…..32

Список использованной литературы……………………………………33 

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол - одна из самых  популярных спортивных игр в России.

Как средство физического  воспитания - он очень эффективен и  по праву занимает одно из ведущих  мест в системе физического воспитания населения нашей страны. При правильной организации занятий, волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, быстроты, проявления смелости и сообразительности.

Наряду с решением задач укрепления здоровья разносторонней физической подготовки, совершенствования  жизненно важных двигательных умений, хорошо поставленное обучение волейболу  выявлению волейбольных талантов в школьном возрасте и создает предпосылку для приобщения людей разного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями.

 

В современной литературе по волейболу достаточно подробно раскрыты вопросы о динамике общей работоспособности, но вопрос изучения динамики изменений общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет с целью конкретизации задач учебно-тренировочного процесса представляется наименее изученным. Поэтому  выбор темы является актуальным.

 

Гипотеза исследования: предполагалось, что анализ динамики изменения общей работоспособности волейболистов 13-14 лет позволяет конкретизировать задачи учебно-тренировочного процесса.

Объект исследования: Педагогический процесс, направленный на воспитание общей работоспособности детей 13-14 лет, занимающихся волейболом.

Предмет исследования:  Особенности методики развития общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет.

Теоретическая значимость: Результаты исследования помогут выявить  наиболее работоспособного игрока в  данной команде.

Практическая значимость: полученные данные помогут внести коррекцию  в учебно-тренировочный процесс.

 

 

Глава I. Обзор литературных источников

1.1 Характеристика двигательной  деятельности волейболистов 13-14 лет.

 

Волейбол - одна из самых  популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, передачи, нападающий удар, осуществляемые в противоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Волейбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинения своих действий общей задаче.

Игра протекает при  взаимодействии всех игроков своей  команды и сопротивления игроков  противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы нейтрализовать атакующие  действия и контратаку. В связи  с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Деятельность волейболиста в игре - не просто сумма отдельных  приемов защиты и нападения, а  совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищаться. Чтобы перехватить инициативу соперника и дать ему возможности произвести результативную атаку, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партеров и местонахождения мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков.

За последнее время  игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении остроты атак, в стремлении интенсивно бороться у сетки или в глубине площадки. Интенсивная физическая деятельность в течении игры требуется огромных затрат сил.

Н.И. Алиханов утверждает, что соревнование должно доставлять спортсмену чувство радости. Это требование справедливо для каждого соревнования, независимо от того, носит ли оно вспомогательный характер или является кульминационным.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер. Во время игры волейболист использует 80-90% максимального энергетического потенциала.

Важный показатель функционального  состояния организма - сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС волейболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной  нагрузки отражает степень воздействия  тех или иных упражнений, выполняемых  игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения волейболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении подач ЧСС составляет в среднем 90-110 уд/мин, уровень потребления кислорода - 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений в защите ЧСС находится в пределах 120-140 уд/мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 170-190 уд/мин, величина кислородного долга5-7 л/мин. За игру спортсмен теряет в весе 2-3 кг.

Игра в волейбол требует  большой выносливости, напряжения нервной  системы игроков и необходимости  морально- волевых усилий для достижения победы.

1.2 Характеристика проявления  выносливости в спортивной деятельности  волейболиста.

Выносливость как комплексное  физическое качество включает производительность систем энергообеспечения, экономизацию в работе организма, способности к поддержанию необходимых силовых и скоростных характеристик двигательного акта, резистентность организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, специфические личностно-психологические характеристики спортсмена.

Несмотря на комплекс общих факторов, определяющих выносливость человека, это физическое качество всегда специфично для конкретной спортивной дисциплины и определяется вкладом каждого компонента и их соотношением между собой. С увеличением продолжительности соревновательного упражнения меняется удельный вес каждого из этих компонентов, однако наиболее важными составляющими выносливости спортсмена остаются производительность систем энергообеспечения и экономичность работы организма, в том числе техники движений.

Сохранение высокой специфической работоспособности в процессе соревновательной и тренировочной деятельности связано с преодолением нарастающего утомления. Поэтому выносливость спортсмена характеризуют как способность противостоять наступающему утомлению.

В связи с конкретными специфическими проявлениями выносливости в различных видах, имеющих разную продолжительность и структуру двигательной деятельности, в практике используют различные термины: силовая, скоростная, стайерская, марафонская, статическая, координационная выносливость. Все эти термины характеризуют отдельные разновидности специальной выносливости спортсмена.

Поэтому специальная  выносливость — это способность  противостоять утомлению в условиях специфической соревновательной деятельности при максимальной мобилизации функциональных возможностей для достижения результата в избранном виде спорта. Однако в целях достижения высокой работоспособности, особенно в условиях продолжительной тренировочной деятельности, при функционировании большинства мышечных групп, проявляемых в режиме аэробного энергообеспечения, спортсмены должны обладать так называемой общей выносливостью, которую следует понимать как совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Основными компонентами общей выносливости будут являться возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Для совершенствования  общей выносливости используются: циклические  упражнения, выполняемые в аэробном режиме энергообеспечения, продолжительностью не менее 15-20 минут, пешие переходы, прогулки в горы, спортивные игры, а также продолжительные тренировочные занятия с невысокой интенсивностью.

Эффективность энергетического  обеспечения работы, связана с использованием трех источников: аэробных, анаэробных гликолитических, анаэробных алактатных и характеризуется мощностью, т.е. скоростью освобождения энергии, и емкостью, т.е. объемом допустимых для использования субстратных фондов (жиры, углеводы, гликоген, АТФ, креатинфосфат) и допустимым объемом метаболических изменений в организме ( В.М. Волков, 1971).

Важнейшей составляющей энергообеспечения во всех видах  спорта являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают необходимую долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после нагрузки любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Одним из главных критериев уровня аэробных возможностей организма спортсмена является показатель максимального потребления кислорода (МПК).

Таким же важным критерием  эффективности аэробных процессов  считается анаэробный порог (АнП), являющийся показателем сбалансированности деятельности кислородотранспортной и кислородоутилизирующей (мышечной) систем.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности  в упражнениях максимальной интенсивности  продолжительностью до 15-20 с.

Критерием алактатных возможностей организма является соответствующая фракция кислородного долга (2,5-5 л); концентрация креатина в крови.

Анаэробно-лактацидные  источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Основным критерием анаэробной (гликолитической) производительности являются показатели концентрации лактата в крови от 5 до 25 ммоль/л. Дополнительными критериями могут служить величины кислородного долга (до 20 л) и его лактатной фракции, сдвиги показателей кислотно-основного равновесия в крови и, в частности, концентрации водородных ионов РН и излишка буферных оснований ВЕ (соответственно до 6,9 и -0,24 мэкв).

Функциональная и биомеханическая  экономизация являются важнейшими компонентами выносливости спортсмена. Энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, поэтому организм стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше подготовленность спортсменов, тем выше экономичность выполняемой ими работы.

Информация о работе Динамика изменений общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет