Динамика изменений общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Педагогический процесс, направленный на воспитание общей работоспособности детей 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Предмет исследования: Особенности методики развития общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет.
Теоретическая значимость: Результаты исследования помогут выявить наиболее работоспособного игрока в данной команде.
Практическая значимость: полученные данные помогут внести коррекцию в учебно-тренировочный процесс.

Содержание работы

Введение
Глава I. Обзор литературных источников……………………………………….3
1.1 Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся волейболом……………………………………………………………….……..…5
1.2 Характеристика проявления выносливости в спортивной деятельности волейболиста………………………………………………………………………7
1.3 Характеристика сенситивного периода для развития выносливости........10
1.4 Анатомо-физиологические особенности волейболистов 13-14 лет…..….12
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования…………………………………………………....….16
2.1.1 Анализ научно-методической литературы…………………………....…16
2.1.2 Педагогическое наблюдение……………………………………….….….17
2.1.3 Педагогический эксперимент……………………………………….…….17
2.1.4 Педагогическое тестирование……………………………………….…....18
2.1.5 Методы математической статистики………………………………….….18
2.2 Организация исследования…………………………………………….…....18
Глава III. Результаты исследования
Выводы……………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 1.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Экономизация имеет  две стороны: механическую или биомеханическую, зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактикой соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую  или функциональную, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии аэробной окислительной системы без накопления молочной кислоты.

Резистентность организма  или функциональная устойчивость.

В процессе напряженной  подготовки спортсмены высокого класса сталкиваются с целым рядом неблагоприятных сдвигов в организме под действием факторов внешней и внутренней среды.

Эти сдвиги снижают работоспособность  и связаны с развивающимся  утомлением. Поэтому спортсмен должен обладать как общей, так и специфической резистентностью, что обеспечит ему более высокий уровень специальной выносливости.

Личностно-психологический  компонент выносливости определяет сочетание необходимых личностно-психологических качеств, связанных с психической установкой, выдержкой и, главное, умением «терпеть» неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма.

Исходя из приведенных  выше факторов, структуры специальной  выносливости у спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, можно говорить и о методических направлениях в развитии этого двигательного качества.

1.3 Характеристика сенситивного периода для развития выносливости.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной  интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Следует отметить, что развивать легче всего  то качество, которое естественным ходом онтогенеза в данный период возрастного развития должно интенсивно совершенствоваться. Если не будет  использован сенситивный период в развитии того или иного качества, наверстать упущенное не всегда возможно и, во всяком случае, гораздо труднее, чем использовать шанс, который дает природа. Есть и другой вывод. Если совсем не обращать внимание на развитие качеств, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии выносливости и силы: чрезмерное увлечение силовой подготовкой в некоторые возрастные периоды может привести к снижению выносливости, а необоснованное преобладание упражнений на выносливость будет тормозить развитие силы.

В раннем возрасте (примерно 8-9 лет) почти всегда качества связаны положительными связками: развивая выносливость, мы увеличиваем силу и быстроту, развивая силу, увеличиваем  выносливость. Но уже у подростков это не так, а у юношей во все можно получить уменьшение выносливости при передозировки силовых упражнений.

Это вовсе не специфическая особенность возрастного  развития физических качеств, а частный  случай проявления гораздо более  общего закона – с возрастом изменяется стратегия адаптация организма к условиям его существования. Пока ребенок мал, его резервные возможности ничтожны, поэтому каждое изменение условий жизни (например, начало интенсивных занятий физическими упражнениями) вызывает генерализованную реакцию во всех системах организма. Только так "всем миром" его функции могут справиться с дополнительной нагрузкой. Поэтому особенно велик закаливающий эффект физкультуры в детском возрасте, поэтому наблюдаются положительные переносы в развитии противоположных по своей природе физических качеств – силы и выносливости. Все силы, все средства детского организма активизируются. Имея огромную потенцию роста и развития, он реализует ее именно в этот трудный период адаптации, и поэтому педагогические, гигиенические эффекты в том возрасте особенно велики.

Долгое время  роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью  и быстротой, физических качеств  человека недооценивалось, оставались не раскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только спортсмены, но и каждый разумный человек с тем, чтобы: заложить основу крепкого здоровья – укрепить сердце и улучшить деятельность всей системы кровообращения, развить легкие и усовершенствовать функции системы дыхания;

- повысить физическую  подготовленность – приобрести  способность выполнять повседневные  обязанности энергично и четко,  не испытывая при этом чрезмерной  усталости, создать резервы высокой  способности;

- улучшить обмен  веществ, нормализовать вес тела;

- укрепить нервную  систему, зарядится оптимизмом  и хорошим

настроением;

- продлить активную  жизнь и добиться творческого  долголетия.

Под воздействием упражнений на выносливость, таких  как бег, ускоренная ходьба, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые разные нагрузки – физические, эмоциональные, умственные. Следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области.

1.4 Анатомо-физиологические  особенности волейболистов 13-14 лет

В системе современного воспитания физкультурных ценностей  необходимо предусматривать и осуществлять формирование мотивов, а затем и интересов к систематической физической активности. Достижение этой важной цели – дело сложное, требующая решения многих задач, существенно разных для разного возраста.

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение координационных способностей при интенсивном развитии скоростных и скоростно–силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов.

Основная направленность физического воспитания подростков формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Подростковый возраст – период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

Возраст 13-14 лет – период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами , усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

В подростковом возрасте имеются существенные отличия в  ритме развития тела у девочек  и мальчиков. Так у девочек  максимальный темп роста в длину  отмечается в 11 – 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека.

Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и  позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата.

Существенные изменения  происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы  желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека.

Разнонаправленные изменения  происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода  устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления.

Морфологическая и функциональная незрелость отдельных элементов  сердца и сосудистой системы снижает  адаптационные возможности системы кровообращения и повышает функциональную напряжённость при небольших физических нагрузок.

Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной  системы. Объём лёгких увеличивается  почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста МПК увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.

Экономичность кислородных режимов  подростков при физических нагрузках  ещё значительно ниже, чем у  взрослых, но выше чем у детей  младшего возраста. В тоже время  ликвидация кислородного долга у подростка происходит с высокой интенсивностью,

В подростковом возрасте глубокая перестройка  происходит в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный  рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции увеличивает количество хромаффинных клеток.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых  и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности.

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.

      Цель: на основе анализа динамики общей работоспособности, цель нашей работы - разработать методику развития работоспособности у волейболистов в возрасте 13-14 лет с учетом специфики игры.

Для достижения цели в  исследовании решались следующие задачи:

1.Изучить литературные  источники по данной проблеме;

2.Определить физическую  работоспособность у волейболистов  13-14 лет.

3. Определить наиболее  эффективные методы и средства  для развития работоспособности  у волейболистов 13-14 лет.

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической  литературы.

2. Педагогические наблюдения  и эксперимент.

3. Педагогическое тестирование.

4. Методы математической обработки результатов исследования.

2.1.1 Анализ научно-методической литературы.

Анализ литературы позволил определить направление работы, сформулировать задачи настоящего исследования и выбрать  пути их решения. Анализ литературных источников позволил также определить состояние изучаемой проблемы в  настоящее время, уровень её актуальности и разработанности в науке и практике работы современных образовательных заведений. В процессе работы над выбранной проблемой анализировались источники, освещающие важнейшие проблемы, связанные с оздоровлением подрастающего поколения, внедрение в современную систему образования достижений передовой практики в области физического воспитания и спортивной тренировки детей школьного возраста.

В результате анализа  литературных источников было установлено, что высокий уровень развития общей работоспособности - основная база для овладения новыми видами двигательных действий. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных и т.д.) идет значительнее успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня, видно, насколько важно заботиться о постоянном повышение уровня физической подготовленности.

Анализ литературных источников позволил составить представление  о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса динамики работоспособности  волейболистов.

Информация о работе Динамика изменений общей работоспособности у волейболистов 13-14 лет