Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:35, курсовая работа
Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности. В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
Введение
Глава 1. Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте
1.1. Гибкость как ценное физическое качество
1.2. Методика, направленного развития и совершенствования гибкости
1.3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация эксперимента
Глава 3. Результаты исследования
Литература
Приложения
В отличие от других физических
качеств, которые за время пребывания
ребенка в школе могут
Установлено, что естественный
регресс подвижный во всех суставах
наступает в 10 – 11 лет. Этому естественному
регрессу гибкости можно противодействовать
тем эффективнее, чем меньше возраст
учащихся. Специальными исследованиями
показано, что у школьников младшего
возраста гибкость поддается направленному
улучшению значительно лучше, чем
у подростков 13 – 14 лет. Принято считать,
что данный возраст является наиболее
благоприятным для
Для развития подвижности в разных отделах опорно-двигательного аппарата формы воздействия неодинаковы:
- для лучезапястного сустава: сгибание, разгибание, вращение;
- для плечевого сустава:
вращение, маховые движения в
различных направлениях и
- для мышц туловища – пригибание, наклоны назад, наклоны вперед, волнообразные движения туловищем, наклоны в стороны, повороты и вращения туловища;
- для голеностопного сустава – оттягивание носков, седы на пятках с оттянутыми носками;
- для тазобедренного сустава
– глубокие приседы на полной
ступне в положении ноги врозь,
При выполнении заданий на
гибкость перед учеником лучше ставить
конкретную цель: дотянуться рукой
до определенной точки, поднять плоский
предмет с пола и т.д. прием
позволяет достичь большей
Задачу развития гибкости у учащихся начальных классов важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают. Учащиеся должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движение, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными (Лях, 1999, стр. 10). Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту учащихся и соответствующих содержанию урока. На одном уроке достаточно применение 8 – 10 растягивающих упражнений.
Выводы по главе
Анализ научно- методической литературы позволил изучить широкий круг вопросов, характеризующий процесс развития гибкости на уроках физической культуры. В результате обобщения теоретических знаний и положений выявлены:
- особая значимость гибкости
в различных видах
- возрастная
- специальные средства
и методы, эффективно улучшающие
подвижность в суставах опорно-
- большие педагогические
возможности гимнастических
- особенности методики воспитания гибкости в младшем школьном возрасте.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований
2.1. Цель и задачи исследования
Анализ научно-методической литературы и публикаций периодической печати позволили установить актуальность выбранной темы, заключающейся в установлении необходимости развития гибкости у детей младшего школьного возраста вследствие имеющихся благоприятных возрастных особенностей и выявить противоречие между практически важным процессом воспитания гибкости и недостаточно полно представленными в литературе способами и методиками ее воспитание у детей 7 – 11 лет.
Исходя из этого, целью нашего исследования является: разработка и оценка комплекса средств и методов воспитания гибкости у младших школьников.
Задачи исследования.
1.
Изучение теоретико-
2.
Обобщение опыта работы
3.
Разработка эффективных
4.
экспериментальная проверка
2.2. Методы исследования
Для реализации целей и задач исследования применялись следующие педагогические методы исследования:
1.Изучение, анализ и обобщения
научно-методической
2.педагогические наблюдения и методы опросы.
3.Анализ, сравнение и обобщение результатов эксперимента.
Анализ литературных источников
Для получения объективной информации по изучаемой теме, уточнения методики исследования изучалась специальная литература о возрастных особенностях младших школьников, о значении и важности гибкости для физического развития и ее роли в различных видах жизнедеятельности, о методике ее воспитания. Был изучена характеристика средств развития гибкости, особое внимание уделялось гимнастическим упражнениям; рассматривались данные по дозированию упражнений и показатели оценки гибкости в тестовых заданиях для начальных классов.
Педагогические наблюдения
На уроках гимнастики в производилось непосредственное открытое педагогическое наблюдение, изучался опыт работы учителей физической культуры и индивидуальная методика воспитания гибкости, используемая в работе со школьниками.
Методы опроса
В исследовании были использованы методы опроса: беседы и анкетирование.
Беседы проводились со
школьниками для выявления
В беседах с учениками третьих классов задавались следующие вопросы:
- Какие физические качества
и способности нужны
- Как вы представляете себе гибкого человека?
- Необходима ли гибкость в жизни, где обязательно ее проявление?
- С помощью, каких упражнений можно стать более гибким?
- Часто ли на уроках ф.к. и дома в комплексе УГГ вы их выполняете?
Педагогам по физической культуры была предложена анкета, определяющая индивидуальную методику повышения уровня развития гибкости в практике занятий физическими упражнениями.
Анкета
Индивидуальная методика развития гибкости у школьников.
1. В каком возрастном периоде Вы предпочитаете направленно совершенствовать гибкость у школьников?
а) в 1 – 4 классе;
б) 5 – 9 классе;
в) 10 – 11 классе;
г) уделяете ей одинаковое внимание во всех возрастных периодах.
2. Часто ли Вы ставите задачу воспитания гибкости на своих уроках?
а) часто, отвожу ей особую роль;
б) постоянно, наряду с другими физическими качествами;
в) редко, уделяя меньше внимания, чем другим физическим качествам;
г) считаю не нужным уделять гибкости внимании на уроках ф.к.
3. Какой вид гибкости Вы считаете особо важным и развиваете его в процессе физического воспитания?
а) пассивную и статическую гибкость;
б) активную и динамическую гибкость;
в) общую гибкость;
г) развиваете одинаково все виды гибкости.
4. В какой части урока Вы используете упражнения на растягивания?
а) в подготовительной части;
б) в основной части;
в) в заключительной части;
г) сочетаете в двух – трех частях урока.
5. Каким упражнениям Вы
отдаете предпочтение при
а) активным упражнениям;
б) пассивным упражнениям;
в) статическим упражнениям;
г) комбинируете все известные Вам средства.
6. С помощью какого метода Вы повышаете уровень развития гибкости?
а) метода повторного упражнения;
б) игрового метода;
в) соревновательного метода;
г) сочетаете различные методы.
7. В каком разделе программы Вы уделяете больше внимания вопросам развития гибкости?
а) легкая атлетика;
б) гимнастика;
в) спортивные игры;
г) во всех разделах
8. Используете ли Вы в практике занятий элементы оздоровительных методик?
а) йоги;
б) стретчинга;
в) калланетики или другие средства;
г) не использую.
Контрольные испытания
Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки школьников является контроль за уровнем развития физических качеств. В ходе изучения методической литературы были отобраны тестовые задания для оценки гибкости у младших школьников и критерии уровня ее развития.
№
Направленность задания
Тестовое задание
Уровни развития гибкости
Высокий
Средний
Низкий
Мальч.
Девоч.
Мальч.
Девоч.
Мальч.
Девоч.
1
Гибкость позвоночника вперед
Наклон вперед в седее
(см)
10
15
5
10
0
5
2
Гибкость позвоночника назад
«Мост»
см
45
30
55
40
60
50
3
Подвижность плечевых суставов
Отведение рук назад лежа на животе (см)
40
50
30
40
20
30
4
Подвижность тазобедренных суставов
Махи ногой в разных направлениях, стоя у опоры
<90є
<90є
90є
90є
>90є
>90є
Способ выполнения тестовых заданий
1. Наклон вперед в седее – испытуемый в положении седа на полу, ноги разведены примерно на 30 см, руки вверх, пятки расположены на горизонтальной линии, перпендикуляром к ее середине положена линейка или сантиметровая лента. Занимающийся наклоняется вперед не сгибая коленей и опускает пальцы на измерительное устройство.
2. «Мост» - лежа на спине,
согнуть ноги, топа на ширине
плеч, руки в упоре за плечами,
пальцы вперед, прогибаясь, разогнуть
ноги и руки, голова назад. Фиксируется
расстояние от кончиков
3. Отведение рук назад
лежа на животе – испытуемый
лежит на животе, руки с гимнастической
палкой вверх, поднимает руки
максимально вверх – назад,
подбородок зафиксирован на
4. Махи ногой – стоя
у опоры боком, испытуемый
Анализ и обобщение полученных данных
Результаты исследований
были проанализированы, произведено
сравнение с персональными
2.3. Организация эксперимента
Для проведения педагогического эксперимента использовались условия спортивной базы, непосредственно экспериментальная методика направленного воспитания гибкости внедрялась на уроках гимнастики. В третьих классах, где 3-а класс – это экспериментальная группа, а 3-в – контрольная.
С началом практики в школе был определен исходный уровень развития гибкости у школьников обоих классов, с помощью отобранных тестовых заданий, а именно произведена оценка:
- гибкости позвоночника вперед;
- гибкости позвоночники назад;
- подвижности плечевых суставов;
- подвижности тазобедренных суставов.
Одновременно с тестированием в экспериментальной групп (3-а) на уроках гимнастики вводились новые для школьников методы и средства увеличения подвижности. Контрольный класс (3-в) занимался по традиционной методике, где вопросам улучшения гибкости не уделялось должного внимания. Основной задачей эксперимента явилось совершенствование и расширения комплекса средств и методов развития гибкости у младших школьников.
Процесс развития гибкости
в экспериментальной группе – 3-а
класс осуществлялся
Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте можно назвать гимнастические упражнения различной направленности, которые сочетались в следующих соотношениях: 50% - активные упражнения, 30% - пассивные, 20% - статические. Темы движений, количество повторений, время удержания в статических положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.
Упражнения растягивающего
характера использовались во всех частях
урока: в подготовительной части
после предварительного разогревания,
выполнялись преимущественно
Информация о работе Динамика изменения ЧСС в месячном цикле тренировок у скалолазов