Динамика изменения ЧСС в месячном цикле тренировок у скалолазов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности. В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте
1.1. Гибкость как ценное физическое качество
1.2. Методика, направленного развития и совершенствования гибкости
1.3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация эксперимента
Глава 3. Результаты исследования
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Тимис курсовик2.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в школе могут улучшаться, превосходя первоначальную величину в  несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причина  в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочение связочного аппарата, уменьшение эластичности связок.

Установлено, что естественный регресс подвижный во всех суставах наступает в 10 – 11 лет. Этому естественному  регрессу гибкости можно противодействовать тем эффективнее, чем меньше возраст  учащихся. Специальными исследованиями показано, что у школьников младшего возраста гибкость поддается направленному  улучшению значительно лучше, чем  у подростков 13 – 14 лет. Принято считать, что данный возраст является наиболее благоприятным для направленного  роста амплитуды движений во всех главных суставах.

Для развития подвижности  в разных отделах опорно-двигательного  аппарата формы воздействия неодинаковы:

- для лучезапястного сустава:  сгибание, разгибание, вращение;

- для плечевого сустава:  вращение, маховые движения в  различных направлениях и плоскостях, висе на гимнастической стенке, приседания в висе стоя сзади,  размахивания в висе, наклоны  вперед с хватом за рейку  гимнастической стенки, пружинистое  отведение рук, «мост», выкрут с гимнастической палкой;

- для мышц туловища  – пригибание, наклоны назад,  наклоны вперед, волнообразные движения  туловищем, наклоны в стороны,  повороты и вращения туловища;

- для голеностопного сустава  – оттягивание носков, седы на пятках с оттянутыми носками;

- для тазобедренного сустава  – глубокие приседы на полной  ступне в положении ноги врозь,  глубокие приседы в положении  широкого выпада вперед и в  стороны, наклоны вперед в положении  ноги врозь, наклоны вперед  в положении седа, стоя у опоры – махи ногами вперед, назад, стороны, шпагат поперечный, продольный.

При выполнении заданий на гибкость перед учеником лучше ставить  конкретную цель: дотянуться рукой  до определенной точки, поднять плоский  предмет с пола и т.д. прием  позволяет достичь большей амплитуды  движений.

Задачу развития гибкости у учащихся начальных классов  важно решать в сочетании с  повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить  учеников с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают. Учащиеся должны узнать, что такое  сгибание и разгибание, отведение  и приведение, супинация и пронация, круговые движение, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными (Лях, 1999, стр. 10). Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту учащихся и соответствующих содержанию урока. На одном уроке достаточно применение 8 – 10 растягивающих упражнений.

Выводы по главе 

Анализ научно- методической литературы позволил изучить широкий круг вопросов, характеризующий процесс развития гибкости на уроках физической культуры. В результате обобщения теоретических знаний и положений выявлены:

- особая значимость гибкости  в различных видах жизнедеятельности,  а также для физического развития  школьников;

- возрастная предрасположенность  детей младшего школьного возраста  к направленному воспитанию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических  особенностей;

- специальные средства  и методы, эффективно улучшающие  подвижность в суставах опорно-двигательного  аппарата;

- большие педагогические  возможности гимнастических упражнений, которые являются базовым средством  повышения уровня развития гибкости  в процессе физического воспитания;

- особенности методики  воспитания гибкости в младшем  школьном возрасте.

 

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований

2.1. Цель и задачи  исследования

Анализ научно-методической литературы и публикаций периодической  печати позволили установить актуальность выбранной темы, заключающейся в  установлении необходимости развития гибкости у детей младшего школьного  возраста вследствие имеющихся благоприятных  возрастных особенностей и выявить  противоречие между практически  важным процессом воспитания гибкости и недостаточно полно представленными  в литературе способами и методиками ее воспитание у детей 7 – 11 лет.

Исходя из этого, целью  нашего исследования является: разработка и оценка комплекса средств и  методов воспитания гибкости у младших  школьников.

Задачи исследования.

1.                Изучение теоретико-методических  положений о воспитании гибкости  в условиях общеобразовательной  школы. 

2.                Обобщение опыта работы специалистов  в области физической культуры  по исследуемой проблеме.

3.                Разработка эффективных средств  и методов воспитания гибкости  у детей младшего школьного  возраста для использования на  уроках гимнастики.

4.                экспериментальная проверка разработанных  методов развития гибкости в  учебно-воспитательном процессе  по физическому воспитанию.

2.2. Методы исследования

Для реализации целей и  задач исследования применялись  следующие педагогические методы исследования:

1.Изучение, анализ и обобщения  научно-методической литературы.

2.педагогические наблюдения  и методы опросы.

3.Анализ, сравнение и обобщение  результатов эксперимента.

Анализ литературных источников

Для получения объективной  информации по изучаемой теме, уточнения  методики исследования изучалась специальная  литература о возрастных особенностях младших школьников, о значении и  важности гибкости для физического  развития и ее роли в различных  видах жизнедеятельности, о методике ее воспитания. Был изучена характеристика средств развития гибкости, особое внимание уделялось гимнастическим упражнениям; рассматривались данные по дозированию упражнений и показатели оценки гибкости в тестовых заданиях для начальных классов.

Педагогические наблюдения

На уроках гимнастики в производилось непосредственное открытое педагогическое наблюдение, изучался опыт работы учителей физической культуры и индивидуальная методика воспитания гибкости, используемая в работе со школьниками.

Методы опроса

В исследовании были использованы методы опроса: беседы и анкетирование.

Беседы проводились со школьниками для выявления уровня знаний о физическом развитии, значении гибкости, о средствах ее улучшения.

В беседах с учениками  третьих классов задавались следующие  вопросы:

- Какие физические качества  и способности нужны современному  человеку?

- Как вы представляете  себе гибкого человека?

- Необходима ли гибкость  в жизни, где обязательно ее  проявление?

- С помощью, каких упражнений  можно стать более гибким?

- Часто ли на уроках  ф.к. и дома в комплексе УГГ вы их выполняете?

Педагогам по физической культуры была предложена анкета, определяющая индивидуальную методику повышения уровня развития гибкости в практике занятий физическими упражнениями.

Анкета 

Индивидуальная методика развития гибкости у школьников.

1. В каком возрастном периоде Вы предпочитаете направленно совершенствовать гибкость у школьников?

а) в 1 – 4 классе;

б) 5 – 9 классе;

в) 10 – 11 классе;

г) уделяете ей одинаковое внимание во всех возрастных периодах.

2. Часто ли Вы ставите  задачу воспитания гибкости на  своих уроках?

а) часто, отвожу ей особую роль;

б) постоянно, наряду с другими  физическими качествами;

в) редко, уделяя меньше внимания, чем другим физическим качествам;

г) считаю не нужным уделять  гибкости внимании на уроках ф.к.

3. Какой вид гибкости  Вы считаете особо важным и  развиваете его в процессе  физического воспитания?

а) пассивную и статическую  гибкость;

б) активную и динамическую гибкость;

в) общую гибкость;

г) развиваете одинаково  все виды гибкости.

4. В какой части урока  Вы используете упражнения на  растягивания?

а) в подготовительной части;

б) в основной части;

в) в заключительной части;

г) сочетаете в двух –  трех частях урока.

5. Каким упражнениям Вы  отдаете предпочтение при развитии  гибкости?

а) активным упражнениям;

б) пассивным упражнениям;

в) статическим упражнениям;

г) комбинируете все известные  Вам средства.

6. С помощью какого  метода Вы повышаете уровень  развития гибкости?

а) метода повторного упражнения;

б) игрового метода;

в) соревновательного метода;

г) сочетаете различные  методы.

7. В каком разделе программы  Вы уделяете больше внимания  вопросам развития гибкости?

а) легкая атлетика;

б) гимнастика;

в) спортивные игры;

г) во всех разделах

8. Используете ли Вы  в практике занятий элементы  оздоровительных методик? 

а) йоги;

б) стретчинга;

в) калланетики или другие средства;

г) не использую.

 

Контрольные испытания 

Важным организующим и  направляющим фактором в процессе физической подготовки школьников является контроль за уровнем развития физических качеств. В ходе изучения методической литературы были отобраны тестовые задания для оценки гибкости у младших школьников и критерии уровня ее развития.

 

Направленность задания 

Тестовое задание 

Уровни развития гибкости

Высокий

Средний

Низкий 

Мальч.

Девоч.

Мальч.

Девоч.

Мальч.

Девоч.

1

Гибкость позвоночника вперед

Наклон вперед в седее

(см)

10

15

5

10

0

5

2

 

 

Гибкость позвоночника назад 

«Мост» 

 см

45

30

55

40

60

50

3

Подвижность плечевых суставов

Отведение рук назад лежа на животе (см)

40

50

30

40

20

30

4

Подвижность тазобедренных  суставов

Махи ногой в разных направлениях, стоя у опоры 

<90є 

<90є 

90є 

90є 

>90є 

>90є 

Способ выполнения тестовых заданий 

1. Наклон вперед в седее – испытуемый в положении седа на полу, ноги разведены примерно на 30 см, руки вверх, пятки расположены на горизонтальной линии, перпендикуляром к ее середине положена линейка или сантиметровая лента. Занимающийся наклоняется вперед не сгибая коленей и опускает пальцы на измерительное устройство.

2. «Мост» - лежа на спине,  согнуть ноги, топа на ширине  плеч, руки в упоре за плечами,  пальцы вперед, прогибаясь, разогнуть  ноги и руки, голова назад. Фиксируется  расстояние от кончиков пальцев  до пяток в сантиметрах. 

3. Отведение рук назад  лежа на животе – испытуемый  лежит на животе, руки с гимнастической  палкой вверх, поднимает руки  максимально вверх – назад,  подбородок зафиксирован на полу, измеряется расстояние от пола  до кончиков пальцев по перпендикуляру  в сантиметрах. 

4. Махи ногой – стоя  у опоры боком, испытуемый выполняет  по 3 – 5 махов вперед, в сторону  и назад, оценка угла подъема  ноги производится визуально.  То же выполнить другой ногой. 

Анализ и обобщение  полученных данных

Результаты исследований были проанализированы, произведено  сравнение с персональными данными  критериями оценок и рассчитан процентный прирост степени увеличения подвижности  суставов, вследствие применения экспериментальной  методики, сделаны выводы и оценка педагогического эксперимента.

2.3. Организация  эксперимента

Для проведения педагогического  эксперимента использовались условия спортивной базы, непосредственно экспериментальная методика направленного воспитания гибкости внедрялась на уроках гимнастики. В третьих классах, где 3-а класс – это экспериментальная группа, а 3-в – контрольная.

С началом практики в школе  был определен исходный уровень  развития гибкости у школьников обоих  классов, с помощью отобранных тестовых заданий, а именно произведена оценка:

- гибкости позвоночника  вперед;

- гибкости позвоночники  назад;

- подвижности плечевых  суставов;

- подвижности тазобедренных  суставов.

Одновременно с тестированием  в экспериментальной групп (3-а) на уроках гимнастики вводились новые  для школьников методы и средства увеличения подвижности. Контрольный  класс (3-в) занимался по традиционной методике, где вопросам улучшения  гибкости не уделялось должного внимания. Основной задачей эксперимента явилось  совершенствование и расширения комплекса средств и методов  развития гибкости у младших школьников.

Процесс развития гибкости в экспериментальной группе – 3-а  класс осуществлялся постепенно, дозировка упражнений была небольшой, но упражнения применялись систематически и регулярно на каждом уроке, а  также рекомендовались для выполнения в УГГ. Особое внимание уделялось  обеспечению гармоничного развития подвижности во всех основных суставах.

Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте можно назвать  гимнастические упражнения различной  направленности, которые сочетались в следующих соотношениях: 50% - активные упражнения, 30% - пассивные, 20% - статические. Темы движений, количество повторений, время удержания в статических  положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.

Упражнения растягивающего характера использовались во всех частях урока: в подготовительной части  после предварительного разогревания, выполнялись преимущественно активные упражнения пружинного характера; в  основной части разнообразно сочетались пассивные, статические и активные упражнения; в заключительной части  чаще применялись статические положения  с расслаблением в заданной позе, они помогали решать задачу снижения нагрузки в уроке, а также обеспечивали благоприятные условия для восстановительных  процессов в организме школьников. Различные виды гибкости при этом развивались параллельно.

Информация о работе Динамика изменения ЧСС в месячном цикле тренировок у скалолазов