Динамика изменения ЧСС в месячном цикле тренировок у скалолазов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности. В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте
1.1. Гибкость как ценное физическое качество
1.2. Методика, направленного развития и совершенствования гибкости
1.3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация эксперимента
Глава 3. Результаты исследования
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Тимис курсовик2.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

При выполнении заданий на гибкость перед ребенком ставилась  конкретная цель, например: дотянуться рукой до определенной точки. Подобный прием, по мнению В.И. Ляха, позволяет  достичь большей амплитуды движений. Основным методом развития подвижности  суставов являлся повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись  сериями (1 – 2 – 3) по 8 – 10 повторений на первых занятиях, а затем постепенно их объем и интенсивность возрастали между сериями, предлагались упражнения на расслабление. Амплитуду движений рекомендовалось постепенно увеличивать  и выполнять упражнения на растягивание до ощущения дискомфорта и легкой болезненности в растягиваемой  части тела. Подобный способ выполнения упражнений требовал сознательного  и заинтересованного отношения  к работе, поэтому перед их применением  детям сообщались теоретические  знания о значении данных упражнений, механизме действия на опорно-двигательный аппарат и возможных положительных  результатах. Это помогало создавать  позитивные мотивационные установки  на выполнение наших заданий.

Кроме метода повторного упражнения практиковались игровой и соревновательный методы.

Уроки гимнастики проводились  два раза в неделю, кроме того, экспериментальная группа приглашалась на дополнительные секционные занятия  по гимнастике, где активно использовались элементы широко известных оздоровительных  методик: стретчинга, йоги, ушу. Для детей этого класса была разработана система домашних заданий, она систематически контролировалась и оценивалась и включала в себя: упражнения на развитие гибкости позвоночника, подвижности плечевых, тазобедренных и других суставов.

Упражнения, применяемые  для развития гибкости

1. Повторные, пружинящие  движения, повышающие амплитуду  и интенсивность растягивания. Например: пружинящие наклоны в седее.

2. Движения, выполняемые  по возможно большой амплитуде.  Например: наклоны вперед и назад  до отказа.

3. Упражнения с использованием  инерции движения какой-либо части  тела. Например: махи ногами вперед  и назад с постепенно увеличивающийся амплитудой движения.

4. Упражнения с использованием  дополнительной внешней опоры.  Например: захваты руками за рейку  гимнастической стенки или отдельную  часть тела с последующим притягиванием. 

5. Движения с активной  помощью партнера или учителя. 

6. Статические положения  в определенной позе. Например: «шпагат», «мост».

7. Упражнения комплексного  воздействия. 

Упражнения преимущественно  для плечевых суставов

1. Из разных исходных  положений: руки вверх, вниз, в  стороны, перед грудью, за спиной  и др.

- отведение прямых рук  назад пружинящими и рывковыми  движениями;

- взмахи прямыми руками: однонаправленные, разнонаправленные,  одновременные и поочередные;

- круговые движения согнутыми  и прямыми руками в боковой  и лицевой плоскостях.

2. Выкруты в плечевых суставах, держа в руках гимнастическую палку, выполнять медленно с постепенным уменьшением расстояния между руками.

3. В положении «мост»  покачивание вперед и назад,  сгибая и выпрямляя ноги.

4. В упоре лежа сзади,  сгибая ноги, пружинящие движения  туловищем вперед.

Упражнения преимущественно  для позвоночного столба

1. Из разных исходных  положений. Основная стойка, стойка  ноги врозь. 

- наклоны вперед, в стороны, назад, с различными движениями руками;

- наклоны вперед с захватом  ног;

- повороты туловища;

- наклоны в сочетании  с поворотами туловища;

- круговое вращение туловища;

2. Из седа: ноги вместе, врозь, одна нога отведена в сторону и согнута в колене:

- наклоны вперед;

- наклоны с захватом  ног. 

3. Из упора присев, выпрямление  ног, не отрывая рук от пола.

4. Из разных исходных  положений: основная стойка, ноги  врозь, стоя на коленях и  др.

- наклоны назад. 

5. «Мост» из положения,  лежа на спине. 

6. Лежа на животе, прогибаясь  захватить руками стопы. 

Упражнения преимущественно  для тазобедренных суставов

1. Из разных исходных  положений: основная стойка, стойка  ноги врозь.

- поочередные махи ногами вперед, в стороны и назад с различными движениями руками.

2. Из широкой стойки, стопы  развернуты.

- пружинящие глубокие приседания.

3. Из положения выпада  вперед и в сторону. 

- пружинящие приседания;

- приседания с наклонами  туловища.

4. Из упора стоя ноги  врозь, опираясь руками о пол,  пружинящее опускание таза.

- то же, но одна нога впереди, другая сзади.

Опускание в шпагат.

Упражнения с помощью  гимнастической стенки.

1. Упражнения для плечевых  суставов

- стоя лицом к стенке, на шаг от нее, опираясь прямыми  руками на палку, на уровне  груди, пружинящие наклоны вперед.

- В висе стоя сзади,  прогибание вперед.

Из виса стоя сзади переход  в вис, присев сзади.

- стоя спиной к стенке, на шаг от нее, руки хватом  снизу за рейку на высоте  плеч, приседая выкрут в плечевых суставах.

2. Упражнения для позвоночного  столба.

- стоя спиной к стенке, наклон вперед не сгибая ног, с захватом руками за первую – вторую рейку;

- стоя спиной к стенке, держась руками за рейку на  уровне головы, прогибание в грудной и поясничной частях позвоночника;

- стоя боком к стенке, наклоны в сторону;

- стоя спиной к стенке, на шаг от нее, наклон назад,  постепенно переставляя руки  по рейкам вниз.

3. Упражнения для тазобедренного  сустава

- стоя лицом к стенке, на шаг от нее, одна нога  на второй – третьей рейке,  другая на полу, сгибание ноги, стоящей на рейке. 

- стоя на одной ноге  боком к стенке, другая на рейке,  наклоны вперед и с сторону, наклоны с захватом ноги, повороты туловища, приседание на опорной. То же стоя лицом и спиной к стенке.

- стоя на одной ноге, лицом к стенке, другая на рейке,  скольжение ногой по рейке  в сторону, руками подтягивая  туловище к стенке;

- стоя лицом к стенке, одна нога на нижней рейке,  другая на полу, отведение ноги  назад скольжением по полу, держась  двумя руками за четвертую  – пятую рейку. 

4. Упражнения для голеностопного  сустава

- держась руками за  рейку, глубокие приседания, не  отрывая пяток от пола;

- в упоре стоя на  носках, опираясь руками о рейку,  поочередное опускание пяток  на пол;

- стоя на нижней рейке  на носках, лицом к стенке, пружинные  покачивания вверх – вниз, стараясь  как можно ниже опустить пятки;

- стоя лицом к стенке  на одной ноге, носок развернут  наружу до предела, наклоны  прямым туловищем в сторону  опорной ноги, не отрывая пятку  от пола.

- стоя лицом к стенке  на правой ноге, левая опирается о пол подъемом, приседания на правой ноге с нажимом на левую. То же на другой ноге.

Описанные гимнастические упражнения планировались в соответствии с  основными задачами урока и особенностями  занимающихся.

Основные правила их применения:

Комплексная направленность и строгий контроль за объемом и интенсивностью воздействий.

На заключительном этапе  преддипломной практики произведено  повторное тестирование как в  экспериментальной группе – 3-а класс, так и в контрольной – 3-в  класс. Условия его проведения полностью  совпадали с первоначальной проверкой.

Достоверные данные в экспериментальной  группе показали 12 человек, они прошли оба этапа тестирования, в контрольной  группе (класс коррекции) – 11 человек.

 

Выводы по главе 

1. Исходя из актуальности  изучаемой проблемы и выявления  противоречия, нами поставлены цель  и задачи исследования.

2. Для реализации цели  и решения задач исследования  запланирован и применен комплекс  научно – педагогических методов. 

3. Организация исследования  заключалась в определении исходного  уровня развития гибкости у  школьников третьих классов, внедрения экспериментальной методики в одной из групп и проведении повторного тестирования, которое может подтвердить заявленную гипотезу исследования или же опровергнуть ее.

 

Глава 3. Результаты исследования

Анализ научно – методической литературы позволил изучить широкий  круг вопросов, характеризующих процесс  развития гибкости на уроках физической культуры.

В результате обобщения теоретических  знаний выявлены:

- особая значимость гибкости  в различных видах жизнедеятельности,  а также для физического развития  школьников;

- возрастная предрасположенность  детей младшего школьного возраста  к направленному воспитанию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических  особенностей;

- специальные средства  и методы, эффективно улучшающие  подвижность в суставах опорно-двигательного  аппарата;

- большие педагогические  возможности гимнастических упражнений, являющиеся базовым средством  повышения уровня развития гибкости  в процессе физического воспитания;

- особенности методики  воспитания гибкости в младшем  школьном возрасте.

Педагогические наблюдения за уроками гимнастики в начальных классах и анкетирование учителей физической культуры дали возможность оценить отношение педагогов к проблеме развития гибкости на уроках гимнастики и установить практическую методику ее воспитания. Получены следующие результаты;

- на уроках гимнастики  в начальных классах не всегда  уделялось должное внимание вопросам  развития подвижности в суставах, упражнения растягивающего характера  применялись преимущественно в  подготовительной части урока  для разогревания, в виде активных  динамических движений, пружинного  и махового характера;

- достаточно редко задача  развития гибкости ставилась  как одна из основных, если  же ставилось, то в этом случае  производилось комплексное воздействие  средствами динамических и статических  растягивающих упражнений;

- задачи развития гибкости  часто совмещались с совершенствованием  ряда гимнастических упражнений: мост, стойка на лопатках, полушпагат и других;

- практически не использовались  пассивные упражнения на растягивание, а доля статических была неоправданно мала;

- основным методом развития  гибкости являлся повторный метод  с элементами игрового и соревновательного. 

Таким образом, систематического и целенаправленного воздействия  на рост уровня развития гибкости на уроках гимнастики в начальных классах не производилось.

Ответы, полученные в беседах  с учениками, подтверждают результаты педагогических наблюдений: младшие  школьники, имея ясное представление  о важности данного физического  качества, не имеют знаний о средствах  его улучшения и развития.

Анкетирование работающих в  школе учителей показало расхождение  практической методики воспитания гибкости с общепризнанной в специальной литературе.

Первоначальный этап педагогического  эксперимента заключался в определении  исходного уровня общей гибкости у школьников третьих классов  СОШ № 39 посредством тестирования подвижности отдельных суставов и позвоночного столба.

В таблицах № 1 и № 2, представлены результаты первого этапа тестирования в контрольной и экспериментальной  группах.

 

Таблица №1

I этап тестирования экспериментальной  группы

Фамилия учащегося 

Тестовое задание 

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

1

Алиева Э.

8 см 

Низ

36 см 

Сред 

39 см 

Сред 

90є 

Сред 

2

Ахмедова О

4 см 

Низ

37 см 

Сред 

22 см 

Низ

>90є 

Низ

3

Боева Н.

5 см 

Низ

50 см 

Низ

31 см 

Низ

>90є 

Низ

4

Бурко Дима

2 см 

Низ

68 см 

Низ

20 см 

Низ

>90є 

Низ

5

Васильева Д

6 см 

Низ

49 см 

Низ

28 см 

Низ

90є 

Сред 

6

Диденко А

5 см 

Низ

58 см 

Низ

23 см 

Низ

>90є 

Низ

7

Котина А

10 см 

Сред 

44 см 

Низ

42 см 

Сред 

<90є 

Выс

8

Мазакин Д

0 см 

Низ

62 см 

Низ

26 см 

Низ

>90є 

Низ

9

Мельников С

5 см 

Сред 

33 см 

Сред 

20 см 

Низ

90є 

Сред 

10

Никитина Д.

10 см 

Сред 

24 см 

Выс

31 см 

Низ

<90є 

Выс

11

Мамедов А

4 см 

Низ

70 см 

Низ

37 см 

Низ

>90є 

Низ

12

Плотников Е.

2 см 

Низ

61 см 

Низ

25 см 

Низ

>90є 

Низ

13

Саяф Олег

1 см 

Низ

60 см 

Низ

30 см 

Низ

>90є 

Низ

14

Текмезова З

8 см 

Низ

46 см 

Низ

46 см 

Сред 

<90є 

Выс

15

Юркова Е

-1см 

Низ

56 см 

Низ

35 см 

Низ

>90є 

Низ

Итого

В.У – 0%

С.у – 26,5%

Н.у. – 73,5%

В.У – 13%

С.у – 26,5%

Н.у. – 59,5%

В.У – 0%

С.у – 33%

Н.у. – 66%

В.У – 20%

С.у – 20%

Н.у. – 60%

Общий результат тестирования экспериментальной группы:

Высокий уровень – 5,4%

Средний уровень – 26,5%

Низкий уровень – 68%

 

Таблица № 2

I этап тестирования контрольной  группы

Фамилия учащегося 

Тестовое задание 

Г. позв. вперед

Г. позв. Назад

Подв. Плеч. С

Подв. т/б с.

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

Рез-т 

Уровен

1

Алибеков А

-2 см 

Низ

57 см 

Низ

25 см 

Низ

>90є 

Низ

2

Ахмедов З

3 см 

Низ

Информация о работе Динамика изменения ЧСС в месячном цикле тренировок у скалолазов