Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат
Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .
Индивидуальный разброс
При сравнении данных уровня физической
подготовленности предварительного эксперимента
подростков обоего пола было выявлено,
что показатели результатов в
скоростно-силовых упражнениях
Уровень результатов гибкости у мальчиков и у девочек примерно одинаков.
Данный факт подтверждает о половых различиях в темпах прироста показателей физического развития подростков..
Для оценки уровня выполнения контрольных нормативов по физическому воспитанию школьников средних классов нами использовалась стандартная батарея тестов, представленная в программе по физической культуре для школьников 7-8 классов общеобразовательных школ. Тестирование проводилось в условиях спортивного зала и школьного стадиона. Нормативными показателями являлась шкала оценки физической подготовки для детей этого возраста по программе физического воспитания.
В результате оценки развития основных
физических качеств школьников в
предварительном эксперименте мы сделали
вывод о том, что уровень их
развития находится ниже среднего.
Сравнительная характеристика уровня
выполнения контрольных нормативов
по физическому воспитанию школьников
средних классов
подготовленности. Процент испытуемых, выполнивших норму со средней оценкой равнялся 48%.
Учитывая периодизацию и гетерохроннность
развития организма, необходимо соблюдать
принцип возрастной адекватности физической
нагрузки на организм подростка. Этот
принцип обязывает
В результате педагогического эксперимента
было образовано две группы: контрольная
и экспериментальная. Результаты предварительного
эксперимента, на первом этапе исследования,
говорят об отсутствии достоверных
различий (Р>0,05) по показателям общей
физической подготовленности между
испытуемыми контрольной и
Уроки по физической культуре в экспериментальной группе проводились в рамках школьной программы - два раза в неделю по 45 мин.
Для развития основных физических качеств и формирования навыков спортивного ориентирования, занятия включали в себя физические упражнения прикладного характера: (попадание мяча в цель, челночный бег, лазания по канату, бег по бревну, бег по пересеченной местности, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, лыжная гонка, легкоатлетические упражнения). При выборе физических упражнений прикладной направленности мы исходили из общих требований программы физического воспитания общеобразовательных школ для школьников средних классов, программного материала по подготовке призывников и единой всероссийской спортивной класификацией.
Преимущественная
Общая величина физической нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. Объем нагрузки определяет ее протяженность во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений.
Интенсивность физической нагрузки выражается
напряженностью работы и степенью ее
концентрации во времени. Соотношение
объема и интенсивность нагрузки
при выполнении физических упражнений
характеризуется обратно
максимального. Упражнения прикладного харакгера, с целью развития силовых способностей у подростков среднего школьного возраста, надо выполнять с усилием 1/2 от индивидуального максимума, по методу «круговой тренировки».
Скоростно-силовые упражнения необходимо применять по 5-8 повторений, в три подхода.
Упражнения на воспитание координационных
качеств необходимо выполнять в
начале основной части занятия, когда
уровень оперативной работы способности
повышен и имеются
Частоту повторений в рамках одного
занятия целесообразно вводить
до таких величин, которые не исключают
успешного преодоления
Наиболее значительные темпы увеличения гибкости наблюдаются до 12 -13 летнего возраста. Затем чти показатели стабилизируются. Как правило, специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения на «растягивание» мышц. Это упражнения избирательно воздействующие на звенья тела. Упражнения делятся на активные и пассивные; динамические и статические. В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше по сравнению с динамическими. Это 20 % -статических и 80 % - динамических, их них 40 % - пассивные - упражнения в парах.
Одним из перспективных направлений
совершенствования процесса физического
воспитания школьников является применение
различных видов спорта в сфере
оздоровления физической культурой
с целью гармоничного развития личности.
В программу физического
характеризуется проявлением разносторонней физической деятельности, что способствует развитию основных физических качеств и навыков подростков. Применение спортивного ориентирования на уроках физической культуры в школе может способствовать мотивационной сфере подростков для активных занятий на уроках физической культуры, кроме того, может способствовать формированию двигательных координации подростков и воспитанию выносливости.
В физическое воспитание школьников дополнительно было введено одно занятие в свободное от уроков время по спортивному ориентированию с использованием карты местности и компаса. Ориентирование включает в себя прохождение дистанции нанесенной на карту местности в 3 км с отметкой контрольных пунктов в виде последовательных заданий.
Летом ориентирование проводилось в лесопарковой зоне по пересеченной местности; а зимой спортивное ориентирование проводилось на лыжах. Продолжительность дополнительного занятия 1 ч. 30 мин.
Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок включает в себя преимущественное проявление выносливости аэробного характера. (Н.Д Васильев, 1983; Е.И. Иванов, 1985; А.Л.Моисеенков, А.Д.Ганюшкин 1971; Б.И.Огородников, А.Н.Кирчо, Л.А.Крохин, 1978).
Отличительной чертой спортивного ориентирования является концентрация и способность быстрого переключения внимания, оперативная память (С.А.Зубков1974; А.Л.Моисеенков,1971). Кроме того, неровность и мягкость грунта, рельеф местности, являются дополнительными факторами сложности, определяющими скорость преодоления пути, поскольку большую часть пути ориентировщики пробегают по пересеченной местности. В техническую подготовку ориентирования входит чтение карты, слежение за
местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольном пункте, что требует от занимающегося концентрации внимания.
В связи с Вышеизложенным, одно из условий достижения успеха в спортивном ориентировании, является обеспечение высокого уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся.
Общая физическая подготовка' здесь предполагает всестороннее физическое развитие. Средствами ее служит - весь арсенал легкоатлетических и гимнастических упражнений, спортивные игры (Е.И.Иванов, 1985; А.С. Лосев, 1984).
Специальная физическая подготовка предполагает совершенствование физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: общей выносливости, быстроты, кратковременных проявлений силовых качеств, координационных способностей, гибкости.
Специальные подготовительные и общеразвивающие
упражнения циклического характера
направлены на освоение техники и
тактики бега. Главная особенность
спортивного ориентирования заключается
в разновидности беговой
Равномерный бег применяется, как
правило, для повышения общей
работоспособности аэробного
Переменный бег связан с изменением интенсивности в пределах от 50-75% до 75-90% от максимальной. Переменный метод тренировочной нагрузки развивает аэробную и анаэробную производительность, для развития специальной выносливости. Здесь оценивается скорость пробегания, обучение распределению усилий, быстрое включение в интенсивную работу (В.В.Чешихина,1990).
Режимы тренировочной нагрузки легкоатлетических упражнений для развития специальной работоспособности в ориентировании.
Режимы тренировочной нагрузки для развития специальной работоспособности
Интенсивность 50-70 % от макс., при ЧСС 120-150 уд/мин
75-90% от макс., при ЧСС 155-170 уд/мин
Время работы свыше 30 минут
Интенсивность 80-100% от макс.
интервал отдыха ординарный
дистанция 30-60 м 200 м с ускорениями
Интенсивность 70-90% от макс., при ЧСС 170-180 уд/мин интервал отдыха напряженный и ординарный
дистанция 90-30 м
Рис. 1.
Учитывая особенности
специальной работоспособности. Он должен быть в пределах 50-75% от максимальной, при 120-150 уд/мин; и 75-90 % от максимальной, при 155-170 уд/мин. Время работы при непрерывном выполнении - свыше 30 мин.
Повторный метод тренировки применяется для развития быстроты и специальной выносливости и заключается в многократном повторении отрезка дистанции с интенсивностью 80-100% от максимальной (Ю.В.Верхошанский,1985). Интервалы отдыха между ускорениями должны быть достаточными для полного восстановления. • • ■
Для школьников 7-8 классов, учитывая программу по физическому воспитанию общеобразовательных школ, для развития специальной '
выносливости короткая дистанция легкоатлетического бега на уроках физической культуры должна быть 30-60 м и 200 м с ускорениями.
Интервальный метод тренировки в ориентировании отличается чередованием кратковременных нагрузок с разной интенсивностью, в режиме 70-90% от максимальной и ЧСС-170-180 уд/мин. Интервалы отдыха фиксированы, со снижением пульса до 120 уд/мин. С этой целью, необходимо применять дистанции отрезками в 90м, 30м. Интервальный метод используется для развития специальной выносливости.
Поскольку спортивное ориентирование представляет собой интенсивный бег по пересеченной местности, спортсмену необходимо развитие силы, *
скоростных качеств, координации и гибкости (А.С.Лосев,1984).
Для развития гибкости, необходимо применять
упражнения «на растяжку» мышечно-
галеностоп, коленный сустав.
Для развития скоростно-силовых качеств, необходимо укрепление икроножных мышц, мышц- сгибателей бедра, голеностопного сустава, спортсмены используют прыжковые упражнения и упражнения с отягощением.
Координационные способности также являются важным качеством, поскольку спортсменом необходимо перепрыгивать и преодолевать различные препятствия. С этой целью, в тренировке спортсменов используются различные спортивные игры.
С целью комплексного развития координационных способностей, скоростно-силовых качеств и гибкости у школьников, в качестве игровых упражнений в условиях общеобразовательной школы наиболее целесообразно использовать пляжный волейбол, футбол баскетбол, бадминтон и другие спортивные игры на открытом грунте.
Для развития координационных способностей
детям рекомендуется
Все подготовительные упражнения необходимо применять по методу круговой тренировки.
Спортивное ориентирование имеет сезонный характер: летний и зимний вид. Летний вид предполагает бег по пересеченной местности, зимний вид представляет собой передвижения на лыжах.