Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат
Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .
Физкультурно-спортивная активность может играть важную воспитательную роль, оказывая позитивное влияние на личность, формировать у ребенка новые интересы. Она дает возможность поверить в себя, приобрести душевное равновесие, наладить хорошие отношения с другими людьми.
Учитывая низкий уровень физической
подготовленности школьников, достаточно
низкий уровень состояния здоровья
(до 18% детей старшего школьного возраста
относятся к специальной
В настоящее время актуален вопрос
разработки и совершенствования
новых методик программы по физическому
воспитанию школьников в общеобразовательной
школе, способствующих укреплению здоровья,
воспитанию здорового стиля жизни,
развитию физических способностей школьников.
Поиск новых средств и методов
физической подготовки школьников связан
с лимитом времени на уроках физической
культуры. Эффективным является использование
внеурочных форм физического воспитания.
Наиболее доступными средствами физического
воспитания школьников на уроках являются
физические упражнения прикладной направленности,
и спортивное ориентирование. Данные
средства реализуют проявление оновных
двигательных навыков и не требуют
специальных дорогостоящих
Гипотеза; предполагалось, что сопряженному развитию основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет способствуют средства спортивного ориентирования и физические упражнения прикладной направленности.
Объект исследования. Система физического воспитания школьников 7-8 классов общеобразовательных школ.
Предмет исследования. Методика стимулируемого развития двигательных спосбностей учащихся 7-8 классов на уроках по физической культуре общеобразовательных школ средствами спортивного ориентирования.
Цель исследования. Обоснование методики стимулируемого развития основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет.
Научная новизна исследования.
- определены доступные средства
формирования навыков
- разработана методика
- определена методика развития
основных двигательных качеств
школьников средствами
Теоретическое значение результатов
исследования. Представлено теоретическое
обоснование сопряженного развития
основных физических качеств и двигательных
навыков школьников 12-13 лет средствами
спортивного ориентирования и физическими
упражнениями прикладной направленности,
что дополняет современные
Практическая значимость результатов исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практических занятиях по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ; для повышения квалификации учителей и преподавателей предметов физическая культура в школе и основы безопасности жизнедеятельности; при организации и проведении дополнительных занятий по физической культуре в школе, секциях, клубах.
Обоснованность и
Положения выносимые на защиту:
- применение физических
- использование средств
- физические упражнения
Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом 115 страниц машинописного текста, имеет введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, содержит таблиц, 4 рисунка с материалами исследований. Библиографический указатель содержит 150 литературных источников, из которых 15 зарубежных.
Заключение диссертациинаучная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
1 .Выполненные исследования
2. Наиболее эффективным
3. Эффективным методом
4. Спортивное ориентирование
5. Доступными средствами
6. Основные режимы тренировочных
нагрузок, применяемые в занятиях
по спортивному ориентированию
для учащихся 12-13 лет, включают
легкоатлетические упражнения, выполняемые
переменным методом с
Интервальный метод включает прохождение коротких отрезков в режиме 70-90% от максимальной при ЧСС 170-180 уд/мин. Интервалы отдыха фиксированы, со снижением пульса до 120 уд/мин.
7. Выполненные исследования
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Материалы исследований позволили
подготовить следующие
Для повышения показателей
Для оценки степени сформированности
базовых двигательных координаций
рекомендуется использовать систему
информативных тестов соответствующих
их разновидностям, что позволит более
целенаправленно использовать физические
упражнения и их разнообразные варианты
для решения конкретно
Учет основных разновидностей и проявлений базовых двигательных координаций определяет выбор соответствующих средств и методов, условий организации занятий, их длительность и интенсивность, а также возраст, подготовленность занимающихся, вид двигательной деятельности.
Повышение уровня двигательных координаций
сопровождается изменением некоторых
психо-функциональных показателей. Поэтому
рекомендуется использовать не только
комплекс количественных и качественных
критериев оценки ловкости, точности,
прыгучести, пластичности и других
двигательных координаций, но и некоторые
инструментальные методики для контроля
за психо-функциональными
При формировании базовых двигательных
координаций рекомендуется
Эффективность учебно-воспитательного и тренировочного процесса, направленного на формирование ведущих двигательных координаций, значительно повышается за счет использования средств срочной информации. Наличие обратной связи обеспечивается выбором количественных и качественных критериев оценки и является необходимым условием более объективного контроля и самоконтроля. С их помощью рекомендуется не реже одного раза в месяц определять уровень прироста показателей ловкости, точности, подвижности, равновесия и др. Изменение показателей гибкости («выворотность» голеностопных и тазобедренных суставов) следует оценивать не реже одного раза в неделю, меткости - на каждом занятии.
При определении последовательности
формирования двигательных координаций
рекомендуется учитывать
При развитии и совершенствовании
базовых двигательных координаций
рекомендуется на конкретном занятии
выделять основные и фоновые (сопутствующие),
с учетом целей и задач учебно-
На каждом занятии рекомендуется
уделять необходимое внимание формированию
ритмичности, что позволяет более
экономично распределять мышечные усилия,
резервные возможности
Пластичность, как она из двигательных координаций, характеризует движения, близкие к совершенству. Недостаточное внимание к ее формированию связано с большим приложением усилий для достижения того же результата. О низком уровне пластичности движений свидетельствует отсутствие слитности, резкие переходы от напряжения к расслаблению и, наоборот, а также нарушение ритма двигательного действия.
Пластичность в значительной мере
отражает уровень развития многих двигательных
координаций: ловкости, подвижности, точности,
гибкости и др., в связи с чем
возникает необходимость
Метод круговой тренировки включает
в себя комплексное содержание самостоятельных
двигательных задач. Он основан на применении
ряда отдельных видов двигательных
действий. При этом возникает задача
методически упорядочить их влияние
на занимающихся, соответственно организовав
в составе целостную