Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования: Социальные и экономические изменения в развитии нашего государства, в последнее десятилетие, привели к ухудшению здоровья населения нашей страны. Дети приходят в начальные классы уже с патологией, высок уровень детей занимающихся в специальных медицинских группах. Особое внимание занимают подростки. Отмечается пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам, значительно снижена физическая подготовленность, работоспособность. Подросткам сложно выполнить контрольные нормативы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Большое число юношей по медицинским и другим показателям не готовы к службе в Вооруженных силах России. (Ю.К. Демьяненко, 1995, В.В. Рябчук, 1992, Н.В. Краснов, 1984, Морозов С.А., 2000, Ганбаатар Р., 1998, Даурцев К.В., 2000, Снайдер Д. 1995, и др.). В настоящее время актуален вопрос поиска наиболее рациональных .

Файлы: 1 файл

Автореферат диссертациипо теме.docx

— 68.40 Кб (Скачать файл)

Физкультурно-спортивная активность может играть важную воспитательную роль, оказывая позитивное влияние  на личность, формировать у ребенка  новые интересы. Она дает возможность  поверить в себя, приобрести душевное равновесие, наладить хорошие отношения  с другими людьми.

Учитывая низкий уровень физической подготовленности школьников, достаточно низкий уровень состояния здоровья (до 18% детей старшего школьного возраста относятся к специальной медицинской  группе), подготовка юных граждан РФ к военной службе также занимает главный вопрос физического воспитания подрастающей молодежи в системе  общего образования. Физическое воспитание юношей 12-13 лет должно быть направлено на закрепление мотивационной сферы  к систематическим занятиям физической культурой, формированию сознательного  отношения к собственному здоровью и физической подготовленности. Поэтому, организация физического воспитания в школе остается весьма актуальным вопросом.

В настоящее время актуален вопрос разработки и совершенствования  новых методик программы по физическому  воспитанию школьников в общеобразовательной  школе, способствующих укреплению здоровья, воспитанию здорового стиля жизни, развитию физических способностей школьников. Поиск новых средств и методов  физической подготовки школьников связан с лимитом времени на уроках физической культуры. Эффективным является использование  внеурочных форм физического воспитания. Наиболее доступными средствами физического  воспитания школьников на уроках являются физические упражнения прикладной направленности, и спортивное ориентирование. Данные средства реализуют проявление оновных  двигательных навыков и не требуют  специальных дорогостоящих сооружений, что в настоящее время является весьма актуальным.

Гипотеза; предполагалось, что сопряженному развитию основных физических качеств  и двигательных навыков школьников 12-13 лет способствуют средства спортивного  ориентирования и физические упражнения прикладной направленности.

Объект исследования. Система физического  воспитания школьников 7-8 классов общеобразовательных  школ.

Предмет исследования. Методика стимулируемого развития двигательных спосбностей  учащихся 7-8 классов на уроках по физической культуре общеобразовательных школ средствами спортивного ориентирования.

Цель исследования. Обоснование  методики стимулируемого развития основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет.

Научная новизна исследования.

- определены доступные средства  формирования навыков спортивного  ориентирования в процессе физического  воспитания учащихся 7-8 классов общеобразовательных  школ;

- разработана методика применения  средств физического воспитания  прикладной направленности;

- определена методика развития  основных двигательных качеств  школьников средствами спортивного  ориентирования.

Теоретическое значение результатов  исследования. Представлено теоретическое  обоснование сопряженного развития основных физических качеств и двигательных навыков школьников 12-13 лет средствами спортивного ориентирования и физическими  упражнениями прикладной направленности, что дополняет современные знания в области теории и методики физической культуры общеобразовательной школы.

Практическая значимость результатов  исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практических занятиях по физическому  воспитанию учащихся общеобразовательных  школ; для повышения квалификации учителей и преподавателей предметов  физическая культура в школе и  основы безопасности жизнедеятельности; при организации и проведении дополнительных занятий по физической культуре в школе, секциях, клубах.

Обоснованность и достоверность  полученных результатов исследования подтверждается анализом педагогической и научно-методической литературы, образовательной практики, достаточным  количеством испытуемых, корректностью  статистической обработки результатов  исследования.

Положения выносимые на защиту:

- применение физических упражнений  прикладной направленности на  основе метода «круговой тренировки»  способствует эффективному развитию  физических качеств и двигательных  навыков школьников 12-13 лет;

- использование средств спортивного  ориентирования и физических  упражнений прикладной направленности  в системе физического воспитания  в общеобразовательной школе  способствует сопряженному развитию  физических качеств и двигательных  навыков школьников;

- физические упражнения прикладной  направленности способствуют формированию  навыков спортивного ориентирования.

Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом 115 страниц машинописного  текста, имеет введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, содержит таблиц, 4 рисунка с материалами  исследований. Библиографический указатель  содержит 150 литературных источников, из которых 15 зарубежных.

Заключение диссертациинаучная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

1 .Выполненные исследования позволили  констатировать, что оценка физической  подготовленности школьников 7-8 классов  находится на среднем уровне. Процент испытуемых, выполнивших  норматив со средней оценкой,  равнялся 40%, с оценкой ниже средней-22 %, с оценкой выше средней-20%, с  высокой оценкой-8 %, низкой-10%.

2. Наиболее эффективным средством  развития основных физических  качеств и двигательных навыков  учащихся 7-8 классов являются физические  упражнения прикладной направленности - метание мяча в цель, челночный  бег, лазания по канату, бег  по бревну, бег по пересеченной  местности, подтягивание на перекладине,  сгибание-разгибание рук в упоре  лежа, прыжок в длину с места,  лыжная гонка, легкоатлетические  упражнения, позволяющие реализовать  принцип возрастной адекватности, соразмерного развития физических  качеств школьников.

3. Эффективным методом разностороннего  развития физических качеств  школьников является метод «круговой  тренировки», позволяющий переключение  с одного вида физической деятельности  на другой. Применение метода  «круговой тренировки» позволяет  повышать моторную плотность  урока, способствует более полному  использованию потенциальных возможностей  подростков и позволяет дозировать  физическую нагрузку в соответствии  с возрастными особенностями  физического развития организма  школьников.

4. Спортивное ориентирование является  наиболее эффективным средством  сопряженного развития основных  физических качеств и двигательных  навыков учащихся 7-8 классов. Спортивное  ориентирование характеризуется  проявлением разносторонней физической  деятельности, направлено на воспитание  общей выносливости и координационных  способностей.

5. Доступными средствами спортивного  ориентирования являются специальные  подготовительные и общеразвивающие  упражнения циклического характера,  направленные на освоение техники  бега. Вспомогательными средствами, способствующими овладению навыками  спортивного ориентирования, являются  гимнастические упражнения, спортивные  и подвижные игры, физические  упражнения прикладной направленности.

6. Основные режимы тренировочных  нагрузок, применяемые в занятиях  по спортивному ориентированию  для учащихся 12-13 лет, включают  легкоатлетические упражнения, выполняемые  переменным методом с интенсивностью  нагрузки 50-75% от максимальной, при  ЧСС 120-150 уд/мин; и 75-90%, при ЧСС  155-170 уд/мин. Время работы свыше  30 мин.

Интервальный метод включает прохождение  коротких отрезков в режиме 70-90% от максимальной при ЧСС 170-180 уд/мин. Интервалы отдыха фиксированы, со снижением пульса до 120 уд/мин.

7. Выполненные исследования показали, что двух занятий физической  культурой в неделю по 45 минут,  рекомендованных государственной  программой для общеобразовательных  школ^является недостаточным. Прирост  физических показателей, отражающих  сопряженное развитие основных  физических качеств и двигательных  навыков учащихся 12-13 лет наблюдался  при введении дополнительных  занятий с объемом двигательной  активности 1час 30 мин, что в  целом составляет 3занягщ в неделю.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Материалы исследований позволили  подготовить следующие рекомендации:

Для повышения показателей физической подготовленности и всестороннего  развития детей и подростков рекомендуется  развивать и совершенствовать комплекс базовых двигательных координаций (ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, прыгучесть, меткость, ритмичность, пластичность), с учетом их разновидностей и проявлений. Наиболее целесообразно  в курс по физической культуре школьников 7-8 классов общеобразовательных  школ вводить прикладную физическую подготовку как основу формирования навыков спортивного ориентирования.

Для оценки степени сформированности базовых двигательных координаций  рекомендуется использовать систему  информативных тестов соответствующих  их разновидностям, что позволит более  целенаправленно использовать физические упражнения и их разнообразные варианты для решения конкретно поставленной задачи.

Учет основных разновидностей и  проявлений базовых двигательных координаций  определяет выбор соответствующих  средств и методов, условий организации  занятий, их длительность и интенсивность, а также возраст, подготовленность занимающихся, вид двигательной деятельности.

Повышение уровня двигательных координаций  сопровождается изменением некоторых  психо-функциональных показателей. Поэтому  рекомендуется использовать не только комплекс количественных и качественных критериев оценки ловкости, точности, прыгучести, пластичности и других двигательных координаций, но и некоторые  инструментальные методики для контроля за психо-функциональными показателями, а также точностными характеристиками двигательно-координационных реакций.

При формировании базовых двигательных координаций рекомендуется учитывать  их взаимосвязь и взаимовлияние, что в значительной мере определяет последовательность их развития, выбор  средств и методов, объем и  интенсивность нагрузки в зависимости  от разновидностей и проявлений.

Эффективность учебно-воспитательного  и тренировочного процесса, направленного  на формирование ведущих двигательных координаций, значительно повышается за счет использования средств срочной  информации. Наличие обратной связи  обеспечивается выбором количественных и качественных критериев оценки и является необходимым условием более объективного контроля и самоконтроля. С их помощью рекомендуется не реже одного раза в месяц определять уровень прироста показателей ловкости, точности, подвижности, равновесия и  др. Изменение показателей гибкости («выворотность» голеностопных и  тазобедренных суставов) следует  оценивать не реже одного раза в  неделю, меткости - на каждом занятии.

При определении последовательности формирования двигательных координаций  рекомендуется учитывать требования, предъявляемые к взаимодействию двигательных и вегетативных функций. Меткость, точность, равновесие более  целесообразно совершенствовать в  первой половине занятий, до появления  признаков утомления. Гибкость возрастает при большем расслаблении мышц, чему способствует в значительной мере начальная  стадия утомления; поэтому более  целесообразно ее развивать во второй половине занятий. Проявления ловкости, подвижности, точности лучше формируются  в период повышенной работоспособности. Эти двигательные координации рекомендуется  совершенствовать в разных частях занятий, с учетом возраста, подготовленности занимающихся, а также задач учебно-воспитательного  процесса.

При развитии и совершенствовании  базовых двигательных координаций  рекомендуется на конкретном занятии  выделять основные и фоновые (сопутствующие), с учетом целей и задач учебно-тренировочного процесса. В системе учебных или  тренировочных занятий эти двигательные координации могут чередоваться по степени значимости для конкретного  вида двигательной деятельности.

На каждом занятии рекомендуется  уделять необходимое внимание формированию ритмичности, что позволяет более  экономично распределять мышечные усилия, резервные возможности организма. Целесообразно формировать у  занимающихся навыки определения ритма  каждого двигательного действия, что способствует установлению рационального  темпа движений и поддержания  необходимой работоспособности.

Пластичность, как она из двигательных координаций, характеризует движения, близкие к совершенству. Недостаточное  внимание к ее формированию связано  с большим приложением усилий для достижения того же результата. О низком уровне пластичности движений свидетельствует отсутствие слитности, резкие переходы от напряжения к расслаблению и, наоборот, а также нарушение ритма двигательного действия.

Пластичность в значительной мере отражает уровень развития многих двигательных координаций: ловкости, подвижности, точности, гибкости и др., в связи с чем  возникает необходимость формирования целостного подхода к содержанию учебно-тренировочных занятий, обеспечивающих комплексное развитие базовых двигательных координаций. Это позволит обеспечить разносторонний подход к развитию и  совершенствованию растущего организма, а также постепенное увеличение физической нагрузки, направленной на повышение уровня физической подготовленности.

Метод круговой тренировки включает в себя комплексное содержание самостоятельных  двигательных задач. Он основан на применении ряда отдельных видов двигательных действий. При этом возникает задача методически упорядочить их влияние  на занимающихся, соответственно организовав  в составе целостную комплексную  деятельность. Здесь могут использоваться подходы, характерные для методов  строго регламентированных упражнений.

Информация о работе Физическая подготовка учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ на основе формирования навыков спортивного ориентирования