Характеристика физкультурно-оздоровительных средств, методик и систем, преимущественно направленных на развитие общей выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В нашем исследовании поставлены следующие задачи:
1 Изучить и привести характеристику наиболее распространенных оздоровительных систем и методик, преимущественно направленных на улучшение функционирования кардиореспираторной системы, повышение общей работоспособности организма занимающихся.
2 Изучить методы и методики оценки уровня физической работоспособности и функционального состояния занимающихся оздоровительной физической культурой.
3 Разработать конспект занятия, направленный на развитие общей выносливости с использованием одной из оздоровительных методик.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СРЕДСТВА, МЕТОДИКА, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ, ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Общая характеристика видов спорта, преимущественно развивающих общую выносливость……………………………………………
1.1.1 Характеристика аэробики (оздоровительная аэробика, гидроаэробика)…… ……………………………………………………………………
1.1.2 Характеристика оздоровительной ходьбы и бега……………….
1.1.3 Характеристика плавания………………………………………...
1.1.4 Характеристика оздоровительной ходьбы на лыжах…………
1.1.5 Характеристика ритмической и дыхательной гимнастики…….
1.2 Методы исследования и способы оценки физической работо-способности и функционального состояния занимающихся………….
1.2.1 Методы оценки физического развития……………………………
1.2.2 Пробы для оценки функционального состояния…………………
1.2.3 Самоконтроль……………………………………………………….
ГЛАВА 2 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………. 3

Файлы: 1 файл

курсовая для сайта.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Современная ритмическая  гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия (30, c. 12).

Каждая из этих форм занятий  имеет свои особенности. Для утренней зарядки характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные в короткие (по 4-5) связки, легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи. Все это сопровождается «стильной» музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм, создающие приятность выполняемых действий.

Внешне комплексы ритмической  гимнастики довольно просты. Однако для  самостоятельных занятий требуется  предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучение правил построения комплексов и установления уровня допустимой нагрузки, а также управления ею во время занятия; овладение приемами самоконтроля (30, c. 16).

Наиболее эффективной  формой занятия ритмической гимнастики является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные  разогревающие движения. Продолжительность ее – до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных  мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание, и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.

Заключительная часть  направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2-5 минут (30; 41; 42).

За условную единицу комплекса  упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:

а) движения головой: повороты в стороны обычные и с подниманием и опусканием подбородка, наклоны вперед и назад, круговые движения;

б) движения руками: скрестные, круговые, поднимания и опускания  — по характеру маховые или  напряженные, одновременные и поочередные  с различным сочетанием действий кистями, предплечьями, плечами;

в) движения туловищем: ссутуливания и прогибания, наклоны и повороты, покачивания, волны, сгибания и разгибания — с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

г) движения ногами: поднимания и опускания, взмахи, махи с промежуточной или конечной остановкой, сгибания и разгибания прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разным сочетанием действий стопами, коленями, бедрами.

Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в ритмической гимнастике они более свободны и стилизованы: позы округлены, движения пружинисты, но легки, выразительны, пластичны (30; 41).

По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8-16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать. При этом, как правило, уменьшается амплитуда движений, чем можно и пренебречь, но можно и постараться сохранить ее большой.

В ритмической гимнастике имеются представления о некоторой усредненной частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений: выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание – 40-60 акцентов в минуту; движения туловищем, ходьба – 70-75; движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения – 80-90; бег, подскоки, танцевальные движения – 100-150; быстрый бег, рок-н-ролл - 160 и больше.

При выполнении отдельных движений следует учитывать:

1) все движения в целом  должны воздействовать на весь  опорно-двигательный аппарат с  акцентом на шейный, грудной и  поясничный отделы позвоночника;

2) необходимо чередовать  статические и динамические упражнения;

3) следует стремиться  к точности исходных положений, направления и амплитуды движения;

4) акцент в упражнениях  нужно делать на слабые звенья и мышцы;

5) желательно свободное  равномерное дыхание, но допускаются  кратковременные задержки, которые могут иметь положительное значение;

6) нужно постепенно  усложнять движения и чередовать  медленный и быстрый темп (30; 41).

Особенность ритмической  гимнастики состоит в том, что  темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания -- на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии – выносливость, танцевальные – пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

На занятиях оздоровительной направленности выбор  темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.

 

    1. Методы исследования и способы оценки физической работоспособности и функционального состояния занимающихся

 

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека (6; 18; 34)

Для примера возьмем  сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца (6, c. 38).

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.

Исключить все условия, при которых может иметь место  отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими  упражнениями на основе объективной  оценки состояния организма (3; 9; 13; 14; 26; 27).

Диагностика состояния  организма при занятиях физической культурой включает в себя различные  виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

 

      1. Методы оценки физического развития

 

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.

Определить уровень  и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения  проводят по общепринятой методике с  использованием специальных, стандартных  инструментов. Измеряются: рост стоя и  сидя, вес тела, окружность шеи, грудной  клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического  развития оценивается с помощью  трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов (27; 14; 15).

Антропометрические  стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы).

Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет  делать ориентировочные оценки изменений  пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы (13; 14).

Ростовой  индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой  индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного  определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес определяется с помощью таблицы  2.

Таблица 2 – Определение  веса в зависимости от типа телосложения

Телосложение

Женщины

Мужчины

Астеники

рост (см) ´ 0,325

рост (см) ´ 0,375

Нормостеники

рост (см) ´ 0,340

рост (см) ´ 0,390

Гиперстеники

рост (см) ´ 0,355

рост (см) ´ 0,410


 

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину  тела в двух положениях:

.

В норме КП 87–92 %. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель  крепости сложения выражает разницу  между длиной тела и суммой массы  тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое  телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и  окружности грудной клетки связаны  не с развитием мускулатуры, а  являются следствием ожирения.

 

1.2.2 Пробы  для оценки функционального состояния

 

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе (15; c. 214).

При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных  сокращений) и его изменения (14; 15; 27).

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

Информация о работе Характеристика физкультурно-оздоровительных средств, методик и систем, преимущественно направленных на развитие общей выносливости